Председательствующий: Ашуха В.М. Дело № 33а-6132/2021
2а-3432/2021
55RS0001-01-2021-004657-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Усовой Е.И.,
судей областного суда Харламовой О.А., Круглова В.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 ноября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска к ФИО1 о взыскании недоимок и пеней по страховым взносам
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области на решение Кировского районного суда г. Омска от 17 августа 2021 года (в редакции определения от 23 августа 2021 года об исправлении описки), которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимок и пеней по страховым взносам.
В обоснование указано, что административный ответчик, будучи зарегистрированным до 10.07.2020 в качестве страхователя, не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 и 2020 годы, в связи с чем ему направлялось требование № <...> от 20.08.2020 на уплату недоимок и пеней, которое в добровольном порядке исполнено не было.
Вынесенный 06.11.2020 мировым судьей судебного участка № 42 судебный приказ о взыскании задолженности по указанному требованию 24.12.2020 был отменен в связи с поступлением возражений должника.
Просила взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 55 747 руб. 23 коп., в том числе:
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4 590 руб.,
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 23 400 руб.,
недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 17 096 руб. 26 коп.,
недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 4 439 руб. 51 коп.,
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1023 руб. 22 коп.,
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 198 руб. 24 коп.
Решением Кировского районного суда г. Омска от 17.08.2021 (в редакции определения от 23.08.2021 об исправлении описки), постановлено взыскать с ФИО1 в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 17096 руб. 26 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 55 руб. 71 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 4 439 руб. 51 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 14 руб. 47 коп., всего 21 605 руб. 95 коп.; в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать; взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 848 руб.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год, принять по административному делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Обращает внимание, что в соответствии с п. 4.1 ст. 85 НК РФ представление налоговому органу сведений об арбитражных управляющих - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, является обязанностью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Указывает, что о регистрации административного ответчика в качестве арбитражного управляющего стало известно только 03.08.2020 при поступлении информации о прекращении им деятельности арбитражного управляющего, при том, что с 25.08.2014 он был зарегистрирован в таком качестве. На основании поступивших данных в августе 2020 года произведены начисления страховых взносов за 2017-2020 годы, 14.08.2020 составлен документ о выявлении недоимки № <...>. Более того, поскольку, исходя из положений статьи 52 НК РФ, плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, факт отсутствия сведений о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе не освобождал последнего от обязанности исчисления и уплаты страховых взносов. Отмечает, что срок направления требования не является пресекательным. Нарушение срока, предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ, не свидетельствует о наличии правовых оснований для освобождения плательщика страховых взносов от их уплаты.
ФИО1 принесены возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области ФИО2, административного ответчика ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопросы уплаты страховых взносов с 01.01.2017 регулируются главой 34 НК РФ.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по сведениям сводного государственного реестра арбитражных управляющих в период с 25.08.2014 по 10.07.2020 ФИО1 являлся членом Некоммерческого партнерства арбитражных управляющих «ОРИОН» (л.д. 56), в связи с чем был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. 12.08.2015 в связи с изменением места жительства административный ответчик был поставлен на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (л.д. 47).
20.08.2020 Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска выставила ФИО1 требование № <...> на уплату в срок до 01.10.2020:
недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в сумме 23 400 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 4 590 руб. (установленный законом срок уплаты – до 09.01.2018),
недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 17 096 руб. 26 коп.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 4 439 руб. 51 коп. (установленный законом срок уплаты – до 27.07.2020),
пеней в сумме 5 198 руб. 24 коп., начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 и 2020 годы,
пеней в сумме 1023 руб. 22 коп., начисленных на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 и 2020 годы (л.д. 7-12).
В соответствии с абзацем 4 пунктом 4 статьи 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно скриншоту страницы личного кабинета требование № <...> направлено ФИО1 посредством Интернет-сервиса ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" и в соответствии с приведенными положениями НК РФ получено им 20.08.2020 (л.д. 13).
Неисполнение указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд в порядке главы 32 КАС РФ.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд первой инстанции верно указал на наличие правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год и начисленных на них за период с 28.07.2020 по 19.08.2020 пеней.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 1 НК РФ прямо предусмотрено, что действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
На основании пункта 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 6.1 Кодекса установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Таким образом, срок направления требования № <...> в части недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год и начисленных на них пеней налоговым органом соблюден.
Статьей 48 НК РФ установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
При таких данных Инспекция имела право обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до 02.04.2021.
Материалами истребованного судом первой инстанции дела № <...> подтверждается, что с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика задолженности по требованию № <...> налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № <...> в Кировском судебном районе в г. Омске 03.11.2020.
06.11.2020 мировым судьей указанного судебного участка по делу № <...> был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям в сумме 55 747 руб. 23 коп.
24.12.2020 судебный приказ по указанному делу был отменен в связи с поступлением возражений должника (л.д. 6).
На основании пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено в Кировский районный суд г. Омска 21.05.2021 в пределах указанного шестимесячного срока.
К административному исковому заявлению приложен приказ, подтверждающий наделение подписавшего его лица статусом руководителя налогового органа (л.д. 18).
Расчет недоимок за 2020 год и начисленных на них пеней проверен судебной коллегией, сомнения в его правильности отсутствуют. Иной расчет либо доказательства своевременной оплаты в материалы дела не представлены.
Разрешая заявленные требования в остальной части, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела, несмотря на разъяснения суда первой инстанции данных о направлении ответчику более ранних требований на уплату недоимок по страховым взносам за 2017 год, чем требование № <...>, представлено не было.
Согласно положениям статьи 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, были обязаны страховые взносы в фиксированном размере за 2017 год не позднее 09.01.2018, что также следует из требования № <...>.
В соответствии с требованиями ст. 70 НК РФ требование за 2017 год подлежало направлению плательщику взносов не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть не позднее 10.04.2018.
В силу ч. 1 ст. 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом.
Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, Инспекция в качестве уважительной причины указывала, что о регистрации ФИО1 в качестве арбитражного управляющего ей стало известно 03.08.2021 при поступлении информации о прекращении ответчиком членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, в связи с чем выявление недоимки по страховым взносам ранее указанной даты не представлялось возможным (л.д. 61, 62).
Административный ответчик, возражая против удовлетворения требований в части взыскания недоимок за 2017 год и пеней, ссылался на то, что в 2018 году в рамках камеральной налоговой проверки декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017 год сообщал Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о своем членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих «ОРИОН».
В целях проверки приведенных доводов сторон судом в ОПФР по Омской области были запрошены сведения о передаче Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска информации о постановке ответчика на учет в качестве плательщика страховых взносов в связи с наличием статуса арбитражного управляющего (л.д. 75).
Кроме того, у административного истца из материалов камеральных налоговых истребованы копии объяснений ФИО1 (л.д. 76).
Из поступивших на запрос суда ответов ОПФР по Омской области следовало, что в базе данных ПФР ФИО1 в качестве арбитражного управляющего зарегистрирован не был (л.д. 78, 86).
В свою очередь, из представленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска материалов налоговой проверки декларации за 2017 год следует, что 05.06.2018 Инспекцией зарегистрированы письменные объяснения ФИО1, в которых он сообщал о том, что, являясь арбитражным управляющим, состоит в <...> 2017 году доходов от деятельности арбитражного управляющего не имел (л.д. 87).
Ввиду неподтверждения доводов административного истца об отсутствии у него информации о постановке ответчика в качестве арбитражного управляющего суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия уважительных причин для восстановления пропущенного срока.
Доводы апелляционной жалобы о том, что факт отсутствия сведений о постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе не освобождал последнего от обязанности исчисления и уплаты страховых взносов, не указывают на соблюдение налоговым органом процедуры взыскания страховых взносов.
Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.
Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, приведенным в определении от 22.04.2014 № 822-О, в пункте 1 статьи 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
На необходимость совершения налоговым органом последовательности действий в отведенные законодателем сроки, направленных на взыскание задолженности по страховым взносам, указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 № 18-КА19-13.
Сами по себе утверждения административного истца о том, что срок направления требования не является пресекательным, не влияют на правильность выводов суда, поскольку в рассматриваемом случае оснований для применения иных положений ст. 48 НК РФ (в частности, абз. 3 п. 2) не имеется.
Составление налоговым органом документа о выявлении недоимки по страховым взносам не изменяет (продлевает) сроки на взыскание недоимки, поскольку каких-либо мероприятий налогового контроля, в том числе в целях выявления недоимки, не проводилось.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 17 августа 2021 года (в редакции определения от 23 августа 2021 года об исправлении описки) оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 12.11.2021.