ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3439/20 от 19.01.2021 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кудряшов А.В. дело № 33а – 216/2021

№ 2а-3439/2020

67RS0002-01-2020-004121-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Штейнле А.Л.,

судей Савушкиной О.С., Туникене М.В.,

при помощнике судьи Прозоровой Я.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени с апелляционной жалобой ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 28 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску ФИО2 против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Инспекция ФНС России по г. Смоленску обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 41 910 руб. и пени за его несвоевременную оплату в размере 50 руб. 32 коп, указав, что ФИО1, являясь собственником транспортного средства, не выполнил обязанность по уплате в бюджет соответствующих налоговых платежей, что привело к образованию вышеуказанных недоимки и пени.

Представитель ИФНС России по г. Смоленску ФИО2 в судебном заседании требования поддержала.

ФИО1, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 сентября 2020 г. административный иск удовлетворен; с ФИО1 в пользу ИФНС России по г.Смоленску с зачислением в соответствующий бюджет взыскана недоимка по транспортному налогу в сумме 41 910 руб. и пени в размере 50 руб. 32 коп., а также в доход бюджета г. Смоленска взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, указывая на неправильность исчисления размера налога, а также неприменением налоговым органом статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В статье 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 НК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Положениями пункта 4 статьи 57, пункта 6 статьи 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В статье 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В силу статьи 6 закона Смоленской области от 27.11.2002 N 87-з « О транспортном налоге» (ред. от 30.11.2016) на 2018 г. установлены ставки транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л. с. – 110 руб.

Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст.363 НК РФ).

Как следует из материалов дела, ФИО1 в 2018 году являлся собственником транспортного средства «Лексус LS460», гос. рег. знак (прежний гос. рег. знак ) (л.д. 32, 33, 39, 40).

Налоговым органом ФИО1 были направлены налоговые уведомления № 90213619 от 16.12.2019 г. и от 17.12.2019 г. со сроком уплаты налога не позднее 25.02.2020 г.

В указанный срок требования административным ответчиком не исполнены, в связи с чем налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требование № 28829 от 03.03.2020 г. об уплате налога со сроком исполнения до 13.04.2020 г., которое в добровольном порядке также не исполнено.

По заявлению ИФНС России по г. Смоленску судебным приказом мирового судьи судебного участка № 8 в г. Смоленске от 22.05.2020 г. с ФИО1 взыскана недоимка по транспортному налогу и пени, однако на основании его заявления определением мирового судьи судебного участка № 8 в г. Смоленске от 15.06.2020 г. указанный судебный приказ отменен.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд налоговым органом 09.09.2020 г.

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая, что за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу и пени, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, взыскав с ФИО1 недоимку по транспортному налогу в сумме 41 910 руб. и пени в размере 50 руб. 32 коп.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что процедура принудительного взыскания задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялось уведомление и требование, также административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа.

Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела, на основании которых правильно определены обстоятельства, имеющее значение для дела, нормам материального и процессуального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы расчет задолженности по транспортному налогу выполнен верно, исходя из сведений, которые представлены в налоговый орган органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, с учетом налоговой базы - мощности двигателя транспортного средства - 381 л.с., налоговой ставки – 110 руб. и полного периода владения транспортным средством в 2018 г.

Доводы ФИО1 о неприменении налоговым органом статей 78 и 79 НК РФ судебной коллегией признаются несостоятельными.

Статьями 78 и 79 НК РФ регулируются вопросы зачета или возврата излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа и сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа. При этом установлен порядок такого возврата. В обоих случаях зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога, сумм излишне взысканных налогов осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

В суде первой инстанции данные обстоятельства не заявлялись. Апелляционная жалоба также не содержит сведений, свидетельствующих о наличии излишне уплаченных налогоплательщиком налогов или сумм излишне взысканных с него налогов, об обращении ФИО1 в налоговый орган с соответствующими заявлениями о зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов, об оспаривании решения налогового органа, отказавшего в удовлетворении таких заявлений в вышестоящий налоговый орган.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок не обстоятельства, которые могли бы опровергнуть выводы суда.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Вместе с тем, судом первой инстанции при разрешении вопроса о возмещении судебных расходов в соответствии со статьей 114 КАС РФ неправильно определен размер государственной пошлины – 400 рублей, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Следовательно, исходя из взысканной суммы недоимки по транспортному налогу и пени, согласно пункту 1 статьи 333.19 НК РФ с ФИО1 в доход бюджета города Смоленска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1458, 81 руб. ((41910 + 50,32 - 20000) х 3% + 800). Таким образом, в данной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28 сентября 2020 года изменить в части взыскания с ФИО1 государственной пошлины.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г. Смоленска государственную пошлину в размере 1458 руб. 81 коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: