Дело № 2а-345/2021; 33а-6916/2021
59RS0029-01-2021-000357-73
Судья Томилина Е.А.
26 июля 2021 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Думе Оханского городского округа о признании конкурсного отбора членов Молодежного парламента Оханского городского округа, протокола заседания конкурсной комиссии по отбору в состав Молодежного парламента недействительными, решения Думы Оханского городского округа от 16.12.2020 №251/1 «Об утверждении состава Молодежного парламента Оханского городского округа» незаконным,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 20 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Думе Оханского городского округа о признании конкурсного отбора членов Молодежного парламента Оханского городского округа, состава конкурсной комиссии, протокола заседания конкурсной комиссии по отбору в состав Молодежного парламента недействительными, решения Думы Оханского городского округа от 16.12.2020 №251/1 «Об утверждении состава Молодежного парламента Оханского городского округа» незаконным.
Свои требования мотивирует тем, что 03.11.2020 направила заявку на участие в отборе в члены Молодежного парламента Оханского городского округа, ответа о рассмотрении заявки в нарушение п.1 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не получила. Какая-либо информация о результатах конкурса на сайте Оханского городского округа отсутствовала. Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору в состав молодежного парламента Оханского городского округа от 25.11.2020 был размещен на сайте только после устного обращения в Думу Оханского городского округа.
Считает, что при рассмотрении заявок претендентов конкурсной комиссией нарушены требования Положения о Молодежном парламенте Оханского городского округа, утвержденного решением Думы Оханского городского округа от 23.09.2020 № 233/1, а именно, в нарушение п. 2.3 Положения не был сформирован молодежный кадровый резерв, из которого должно осуществляться формирование Молодежного парламента; в нарушение п. 3.1 Положения конкурсный отбор проведен нелегитимным составом конкурсной комиссией, членами комиссии из 4 человек и 1 представителем СМИ; при определении победителей конкурсного отбора в нарушение п.п. 3.2, 3.3 Положения конкурсной комиссией не учитывались такие качества кандидатов, как опыт работы, уровень образования, опыт общественной деятельности, достижения общественно-политической, экономической и социальных сферах, не оценивались проекты кандидатов по критериям социально-экономической значимости. Из утвержденного комиссией состава Молодежного парламента ей не известны люди, занимающиеся проектами и общественными инициативами.
Ссылаясь на Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" административный истец считает, что данные нарушения со стороны ответчика ограничили ее право на самореализацию, равные условия для развития, право быть избранным в Молодежный парламент Оханского городского округа, право на открытость и доступность информации.
Судом постановлено приведенное выше решение. В связи с отказом административного истца от требования о признании состава конкурсной комиссии незаконным в этой части производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, считая его незаконным в связи с тем, что заявки конкурсантов не подписаны (нарушение п. 1 ст. 7 Федерального закона 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»), заявки не содержат согласий на обработку персональных данных (нарушение п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»); отбор членов молодежного парламента произошел без формирования молодежного кадрового резерва (нарушение п. 2.3 Положения); заявки молодежи и итоги конкурса с баллами не были опубликованы на сайте Оханского городского округа (нарушение п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»); протокол не содержит сведений об определении 10 победителей по предусмотренным критериям (нарушения п.п. 3.2, 3.3 Положения). Считает, что отбор кадрового резерва должен производиться по аналогии с регулированием, предусмотренным Положением о молодежном парламенте при Законодательном собрании Пермского края, недоказанным вывод суда о поступлении 23 заявок. Также указывает, что административный ответчик без ее письменного согласия обработал ее персональные данные, как и персональные данные остальных кандидатов.
В возражении на апелляционную жалобу Дума Оханского городского округа просит отказать в ее удовлетворении, также ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, причины неявки административного истца неизвестны.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.10.2020 Думой Оханского городского округа принято решение N 237/1 «О формировании Молодежного парламента Оханского городского округа».
Данным решением утвержден персональный состав конкурсной комиссии по отбору в Молодежный парламент Оханского городского округа в количестве 8 человек, утвержден календарный план по формированию Молодежного парламента.
В октябре 2020 года объявлен прием заявок в Молодежный парламент Оханского городского округа.
Объявление о приеме заявок размещено в районной газете «Оханская сторона», на официальном сайте Оханского городского округа в разделе «Дума Оханского городского округа» - подраздел «Деятельность», в сообщениях социальной сети «В Контакте», а также в социальной группе Администрация Оханска в социальной сети «Instagram».
В Думу Оханского городского округа поступило 23 заявки, в том числе от ФИО1 по электронной почте 03.11.2020.
25.11.2020 состоялось заседание Конкурсной комиссии, на заседании присутствовало 7 человек.
Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору в состав Молодежного парламента Оханского городского округа надлежащим образом оформлен и подписан председательствующим и секретарем. Протокол содержит сведения о количестве присутствующих человек, сведения о доведении председателем до членов комиссии информации о поступлении в Думу Оханского городского округа 23 заявок кандидатов, представлении всех кандидатов с доведением краткой биографии о них, а также выводы по итогам заседания конкурсной комиссии. Из 23 кандидатов в Молодежный парламент Оханского городского округа было отобрано 10 человек, в соответствии с п. 2.1 Положения.
Протокол заседания конкурсной комиссии направлен для рассмотрения в Думу Оханского городского округа 26 ноября 2020 года, размещен на официальной сайте Оханского городского округа в разделе «Дума Оханского городского округа» - подраздел «Деятельность».
09.12.2020 на совместном заседании комиссией Думы Оханского городского округа рассмотрен проект решения «Об утверждении состава Молодежного парламента Оханского городского округа». Депутатами принято решение о вынесении проекта решения на заседание Думы для утверждения.
16.12.2020 состоялось заседание Думы Оханского городского округа, депутаты единогласно проголосовали за кандидатов в Молодежный парламент Оханского городского округа, предложенных членами конкурсной комиссии.
Решением Думы Оханского городского округа №251/1 от 16.12.2020 утвержден состав Молодежного парламента Оханского городского округа. Данное решение опубликовано на официальном сайте Оханского городского округа 17.12.2020, в «Официальном вестнике» районной газеты «Оханская сторона» № 35 от 18.12.2020.
Оценив все представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, учитывая установленные обстоятельства по делу и подлежащие применению нормы права, суд первой инстанции пришел к выводу, что отбор членов Молодежного парламента Оханского городского округа проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативными правовыми актами муниципального образования Оханский городской округ.
Оснований для несогласия с выводом суда первой инстанции не имеется.
В соответствие с ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Положение о Молодежном парламенте Оханского городского округа утверждено решением Думы Оханского городского округа от 23.09.2020 № 233/1.
Согласно данного нормативно-правового акта Молодежный парламент Оханского городского округа является постоянно действующим коллегиальным совещательным и консультативным органом при Думе Оханского городского округа, создаваемым с целью содействия деятельности органов местного самоуправления в сфере регулирования прав и законных интересов молодежи Оханского городского округа, подготовки резерва управленческих кадров муниципального образования, а также участия представителей молодежи в формировании и реализации молодежной политики на территории муниципального образования и процессе выработки в данной сфере решений (п. 1.1).
Количество членов Молодежного парламента составляет 10 человек (п. 2.1).
Срок полномочий Молодежного парламента составляет два года со дня утверждения его состава (п. 2.2).
Формирование Молодежного парламента осуществляется из состава молодежного кадрового резерва Оханского городского округа (п. 2.3).
Членом Молодежного парламента может стать гражданин Российской Федерации в возрасте от 16 до 35 лет включительно (на дату проведения отбора), имеющий постоянную или временную регистрацию по месту жительства на территории Оханского городского округа и входящий в состав молодежного кадрового резерва Оханского городского округа (п. 2.4).
Конкурсный отбор членов Молодежного парламента из состава молодежного кадрового резерва проводится конкурсной комиссией, персональный состав которой утверждается решением Думы Оханского городского округа (п. 2.6).
В состав конкурсной комиссии входят: председатель Думы Оханского городского округа, депутаты думы Оханского городского округа, глава городского округа-глава администрации Оханского городского округа, начальники территориальных отделов по решению вопросов в сельских территориях, представители некоммерческих организацией, осуществляющих свою деятельность на территории Оханского городского округа, лица, удостоенные звания «Почетный гражданин Оханского городского округа» (п. 3.1).
Информация о сроках и условиях проведения конкурсного отбора членов Молодежного парламента размещается на официальном сайте Оханского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в общественно-политической газете «Оханская сторона» (п. 2.7).
При определении победителей конкурсного отбора члены конкурсной комиссии ориентируются на следующие качества кандидата: опыт работы, иной трудовой деятельности; уровень образования; опыт общественной деятельности; достижения в общественно-политической, экономической, социальной сферах; иные заслуживающие внимания качества, характеризующие кандидата (п. 3.2).
Материалы, проекты, представленные кандидатом в анкете молодежного кадрового резерва, члены конкурсной комиссии оценивают, основываясь на следующих критериях: социально-экономическая значимость; устранение пробелов и коллизий в законодательстве; рационализация и повышение эффективности существующих правоотношений (в том числе различных бюрократических процедур); инновационность и актуальность; реалистичность финансово-экономического обоснования и исполнения механизмов достижения целей; научно-методический и аналитический уровень подготовки материалов (п. 3.3).
Решение конкурсной комиссии по конкурсному отбору в состав Молодежного парламента оформляется протоколом заседания комиссии, которое подлежит направлению в Думу Оханского городского округа в течение 3 рабочих дней (п. 3.4).
Дума Оханского городского округа на основании протокола комиссии принимает решение об утверждении персонального состава Молодежного парламента (п. 3.5).
Правовой акт об утверждении персонального состава Молодежного парламента подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования правовых актов Оханского городского округа, а также размещению на официальном сайте Оханского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 3.6).
Из установленных судом обстоятельств, не опровергнутых в апелляционной жалобе, следует, что Положение о Молодежном парламенте Оханского городского округа на всех этапах формирования данного совещательно-консультативного органа было соблюдено.
Доводы административного истца подлежат оценке не по формальным основаниям применения норм материального права, а с учетом доказанности факта нарушения ее права.
Судебная коллегия считает, что ссылка ФИО1 на конкретные пункты Положения о Молодежном парламенте, нормы федерального законодательства обоснованность ее доводов не подтверждает, так как все кандидаты находились в равной с административным истцом ситуации, например она тоже не состояла в кадровом резерве; Положением о Молодежном парламенте не предусмотрено какое-либо информирование о содержании заявок конкурсантов и о индивидуальных результатах оценки их качеств в баллах конкурсной комиссией, кроме того, исходя из правовой позиции, изложенной в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом; применение по аналогии иного нормативно-правового акта при условии что представительным органом местного самоуправления был принят нормативно-правовой акт, регулирующий данное общественное правоотношение, не являлось обязательным.
Доводы об отсутствии ее согласия на обработку персональных данных не согласуются с предметом иска, т.е. не направлены к защите ее прав, которые она считает нарушенными в результате неизбрания в состав Молодежного парламента Оханского городского округа как наиболее достойного среди подавших заявки представителя молодежи.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного спора не было установлено обязательной совокупности условий для удовлетворения иска: несоответствие оспариваемого решения нормативно-правовым актам и нарушением им прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца.
Иных обстоятельств, влияющих на результат рассмотрения дела, нарушений правовых норм, судебной коллегией не установлено.
По указанным мотивам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нытвенского районного суда Пермского края от 20 апреля 2021 года оставить без удовлетворения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течении 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий подпись.
Судьи краевого суда: подписи.