ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3461/2023 от 26.10.2023 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Митькова М.В. № 33а-2095/2023

УИД 12RS0003-02-2023-003255-25

дело № 2а-3461/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 26 октября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.И.,

судей Смирнова Н.Н. и Орловой С.Г.,

при секретаре Муравьевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании незаконным решения об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Орловой С.Г., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее МВД по Республике Марий Эл) о признании незаконным решения МВД по Республике Марий Эл от 17 марта 2023 года об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем, возложении обязанности на МВД по Республике Марий Эл принять и зарегистрировать ходатайство ФИО1 от 15 марта 2023 года о признании его и члена семьи вынужденными переселенцами.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 марта 2023 года обратился в Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Марий Эл с ходатайством о признании его и члена семьи – супруги ФИО2 вынужденными переселенцами. 23 марта 2023 года им получено уведомление от 17 марта 2023 года об отказе в регистрации ходатайства o признании вынужденным переселенцем в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 Закона о вынужденных переселенцах. Главным управлением по вопросам миграции МВД России от 4 мая 2023 года данное решение признано правомерным ввиду того, что административный истец и его супруга на территорию Российской Федерации прибыли в статусе иностранных граждан, а кроме того ФИО2 является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Административный истец полагает вынесенное решение незаконным, поскольку он и его супруга прибыли на территорию Российской Федерации 27 мая 2022 года из г. <адрес> Донецкой народной республики, которая с 30 сентября 2022 года является субъектом Российской Федерации. 15 июня 2022 года административному истцу и его супруге ФИО2 предоставлено временное убежище, 16 августа 2022 года они получили гражданство Российской Федерации. Административный истец с ходатайством о признании их с супругой вынужденными переселенцами обратился будучи гражданином Российской Федерации, следовательно имеются основания для присвоения им статуса вынужденных переселенцев, который предоставляет возможность получить жилищный сертификат. Ввиду существования реальной угрозы жизни и здоровью в результате проведения боевых действий, угрозы расправы по языковому признаку, вероисповеданию со стороны националистически ориентированных органов власти на территории г. Красный Лиман, находящегося под контролем ВСУ, административный истец и его супруга не имеют возможности находиться по месту своего жительства.

Определениями судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 мая 2023 года и 22 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации и ФИО2 (л.д. 22-23, 74-75).

Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как принятое с нарушения норм процессуального и материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В обоснование приводит доводы, изложенные в административном иске. Указывает, что в административном регламенте по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца, утвержденном приказом МВД России от 4 сентября 2019 года № 602, приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, не содержащий оснований, по которым административному истцу отказано в регистрации ходатайства.

Представители административного ответчика МВД по Республике Марий Эл, заинтересованного лица Министерство внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец ФИО1 с супругой ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации через КПП Ровеньки 27 мая 2022 года. При пересечении границы: ФИО1 предъявлен паспорт гражданина Украины <№>; ФИО2 – паспорт гражданки Украины <№>.

До прибытия в Российскую Федерацию ФИО1 и ФИО2 проживали на территории Украины и были зарегистрированы по адресу: Донецкая область, <адрес>.

С 31 мая 2022 года по 2 декабря 2022 года ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>, со 2 декабря 2022 года – по месту жительства по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>.

Решением МВД по Республике Марий Эл от 14 июня 2022 года ФИО1, ФИО3 в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» представлено временное убежище на территории Российской Федерации, 15 июня 2022 года выданы свидетельства о предоставлении временного убежища сроком действия до 15 июня 2023 года (л.д. 52-54).

27 июня 2022 года ФИО2 обратилась в УВМ МВД по РМЭ с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В заявление включен член семьи заявителя ФИО1 (л.д. 32-37).

Решением МВД по Республике Марий Эл от 18 июля 2022 года ФИО2 согласовано участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выдано свидетельство сроком действия до 18 июля 2027 года (л.д.44-45, 50-51).

Решением МВД по Республике Марий Эл от 6 августа 2022 года ФИО1, ФИО2 предоставлено гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании части 8 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», с применением подпункта «в» пункта 1 Указа Президента РФ от 29 апреля 2019 года № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

15 марта 2023 года ФИО1 обратился в МВД по Республике Марий Эл с ходатайством о признании его и супруги ФИО2 вынужденными переселенцами (л.д.69-72).

Решением МВД по Республике Марий Эл от 17 марта 2023 года ФИО1 отказано в регистрации ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (л.д. 66-68).

17 марта 2023 года административным ответчиком ФИО1 направлено уведомление № 35/2801 об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем по основаниям, изложенным в оспариваемом решении (л.д. 8).

При рассмотрении 4 мая 2023 года обращения ФИО1 по вопросу отказа в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем Главное управление по вопросам миграции МВД России признало обоснованным решение МВД по Республике Марий Эл от 17 марта 2023 года и не нашло оснований для его пересмотра (л.д. 10).

Разрешая заявленные ФИО1 требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции с учетом положений Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон о вынужденных переселенцах) исходил из того, что вынужденными переселенцами могут быть признаны граждане Российской Федерации, а поскольку ФИО1 и член его семьи ФИО2 на момент пересечения границы Российской Федерации являлись гражданами Украины, административным ответчиком обоснованно отказано в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом о вынужденных переселенцах.

В соответствии со статьей 1 Закона о вынужденных переселенцах вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (пункт 1).

Вынужденным переселенцем признается по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1); гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 1).

Члены семьи вынужденного переселенца – проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем (пункт 3 статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о вынужденных переселенцах лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего нового пребывания.

По смыслу положений Закона о вынужденных переселенцах его действие распространяется исключительно на лиц, которые на момент вынужденного переселения с предыдущего места жительства имеют гражданство Российской Федерации.

Порядок осуществления государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 4 сентября 2019 года №602 (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

Согласно пункту 73 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем непосредственно в подразделение по вопросам миграции ходатайства на бумажном носителе с предоставлением предусмотренных пунктом 25 Административного регламента документов.

По смыслу пункта 36.1.2 Административного регламента с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца заявитель может обратиться в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства.

Пунктом 74 Административного регламента предусмотрено, что при приеме ходатайства должностное лицо проверяет наличие всех необходимых документов, правильность их оформления и соответствие законным основаниям предоставления статуса вынужденного переселенца, наличие оснований отказа в приеме ходатайства к рассмотрению, а также устанавливает либо проверяет: правильность заполнения всех реквизитов ходатайства; действительность документа, удостоверяющего личность заявителя; тождественность личности гражданина, претендующего на признание его вынужденным переселенцем, с лицом, изображенным в представленных заявителем фотографиях и на фотографии в документе, удостоверяющем личность заявителя; соответствие указанных заявителем сведений в ходатайстве сведениям, содержащимся в документе, удостоверяющем личность заявителя и (или) гражданина, в отношении которого подано ходатайство, и других представленных документах; наличие документов, предусмотренных пунктом 25 Административного регламента.

Доводы административного истца об отказе в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем по основанию, не предусмотренному Административным регламентом, являются несостоятельными.

Административный регламент в пунктах 33 и 34 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме ходатайства, а не отказе в его регистрации.

Пункт 83 Административного регламента устанавливает, что решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации, оформленное в произвольной форме и состоящее из вводной, описательной, аналитической и заключительной (вывода) частей, принимается руководителем (начальником) территориального органа МВД России или его заместителем в течение 3 дней в зависимости от наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 Закона, и достоверности представленной заявителем информации.

В соответствии с пунктом 90 Административного регламента при принятии решения об отказе в регистрации ходатайства заявителю в течение 5 дней с даты принятия решения подразделением по вопросам миграции выдается или направляется заказным письмом уведомление об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Из содержания оспариваемого решения и направленного административному истцу уведомления № 35/2801 следует, что административным ответчиком отказано в регистрации ходатайства ФИО1 ввиду отсутствия обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 1 Закона о вынужденных переселенцах, а именно отсутствия у ФИО1 и ФИО2 по прибытию на территорию Российской Федерации из иностранного государства гражданства Российской Федерации.

Предусмотренная Административным регламентом процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюдена.

Таким образом, на основании установленных по делу обстоятельств с учетом требований действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности решения МВД по Республике Марий Эл от 17 марта 2023 года об отказе в регистрации ходатайства о признании ФИО1 и члена его семьи ФИО2 вынужденными переселенцами, поскольку на момент переселения административный истец и его супруга являлись гражданами Украины, им как иностранным гражданам предоставлялось временное убежище.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Иное толкование административным истцом положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий Э.И. Салихова

Судьи Н.Н. Смирнов

С.Г. Орлова