ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-347/2022 от 23.08.2022 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Димитриева Н.С. Строка – 22а, госпошлина: 150 руб.

Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 2а-347/2022, № 33а-116/2022 г.

УИД № 83RS0001-01-2022-000399-71

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 23 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Гомола С.Н.,

судей Рожина Н.Н., Селезнева С.С.,

при помощнике судьи Ляпуновой Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бадьян Л.А. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 1 июня 2022 г., которым

административное исковое заявление Бадьян Лидии Алексеевны к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» о признании незаконным действий по установке контейнерной площадки, расположенной около по ул. Дружбы в п. Искателей, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения внести изменения в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем исключения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов вблизи по ул. Дружбы п. Искателей, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения устранить допущенные нарушения и организовать проведение работ по демонтажу и переносу контейнерной площадки, расположенной около дома по ул. Дружбы в п. Искателей, на расстояние не менее 40 метров от указанного дома, а также запретить административному ответчику установку контейнерной площадки менее чем на сорок метров от дома по ул. Дружбы в п. Искателей.

Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения Бадьян Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Калашникова И.Ю., полагавшего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия

установила:

Бадьян Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» (далее по тексту – администрация п. Искателей) и с учетом уточнения требований просила признать незаконным действия по установке контейнерной площадки, расположенной около дома по ул. Дружбы в п. Искателей, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения внести изменения в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем исключения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов вблизи дома по ул. Дружбы в п. Искателей, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения и организовать проведение работ по демонтажу и переносу контейнерной площадки, расположенной около дома по ул. Дружбы в п. Искателей, на расстояние не менее 40 метров от указного дома, а также запретить административному ответчику установку контейнерной площадки менее чем на сорок метров от дома по ул. Дружбы в п. Искателей.

Административный истец требования мотивировала тем, что контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, расположенная возле д. по ул. Дружбы в п. Искателей, нарушает ее законные права и интересы, поскольку установлена в нарушение действующего законодательства, санитарных правил и норм, предусматривающими минимально установленный норматив 20 метров до дома, тогда как расстояние от ее дома до контейнерной площадки составляет всего 16 метров.

Полагает, что акт определения мест размещения контейнерных площадок, утвержденный заместителем главы администрации п. Искателей от 21 сентября 2021 г., является незаконным, поскольку в нем содержатся заведомо ложные данные, а состав комиссии, утвердившей данный акт, не соответствует составу комиссии, которая утверждена постановлением администрации п. Искателей от 13 октября 2020 г. .

Считает, что текст постановления администрации п. Искателей «О создании комиссии по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» от 24 мая 2017 г. не соответствует федеральному законодательству, санитарным правилам и нормам.

Обращает внимание на то, что администрация п. Искателей в нарушении закона не согласовала с Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное возле дома по ул. Дружбы в п. Искателей, и не получила от них заключение.

Указывает, что нарушаются сроки вывоза мусора из контейнерной площадки, животные растаскивают мусор из контейнеров, возле контейнерной площадки появились грызуны, некоторые жители микрорайона складируют твердые коммунальные отходы рядом с контейнерной площадкой, что приводит к засорению территории.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу, МКУ «Комбинат по благоустройству поселка Искателей».

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась Бадьян Л.А. и в своей апелляционной жалобе она просит его отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение по делу.

Полагает, что суд первой инстанции не рассмотрел доводы административного истца о незаконности акта определения мест размещения контейнерных площадок, утвержденный заместителем главы администрации п. Искателей от 21 сентября 2021 г.

Считает, что суд первой инстанции допустил процессуальные нарушения в части оценки доказательств, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении в отношении административного ответчика, предписание Управления Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу, ответ прокуратуры Ненецкого автономного округа на заявления административного истца подтверждают, что администрация п. Искателей допустила нарушения при установке мусорных контейнеров возле дома по ул. Дружбы в п. Искателей.

Указывает на то, что суду необходимо было привлечь к участию в деле в качестве третьего лица прокуратуру Ненецкого автономного округа.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 поименованного выше закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Согласно п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Согласно п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

Таблицей в приложении № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 указаны расстояния от объектов нормирования, количество устанавливаемых контейнеров, кратность помывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки, кратность вывоза отходов, кратность профилактических дератизационных работ, кратность профилактических дезинсекционных работ (летом), необходимость установления навеса над мусоросборниками (за исключением бункеров) в зависимости от расстояния от объектов нормирования (для ТКО более 20 метров и от 15 до 20 метров).

Приказом Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта от 10 мая 2018 г. № 19 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ненецкого автономного округа.

Судом установлено и из материалов дела следует о том, что Бадьян Л.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, п. Искателей, микрорайон Факел, ул. Дружбы, .

Постановлением администрации п. Искателей от 6 декабря 2018 г. № утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей». В частности в данном Реестре в микрорайоне Факел п. Искателей по ул. Дружбы, , расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, источником которой являются дома по ул. Дружбы и дома по ул. Международная.

Комиссией по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» составлен акт, утвержденный заместителем главы администрации п. Искателей 29 сентября 2021 г., в соответствии с которым решено перенести контейнерную площадку накопления твердых коммунальных отходов, расположенную в районе дома по ул. Дружбы, на удалении 18,8 метров от дома № 1 по , поскольку новое место контейнерной площадки соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88 и позволяет жителям домов по ул. Дружбы и домов по ул. Международная эксплуатировать данную площадку. Старое место площадки не подходит для установки контейнерной площадки, поскольку оно удалено от жилых домов по ул. Дружбы на расстояние более 100 метров, а расстояние от дома по ул. Международная до контейнерной площадки составляет 11,4 метра, что не соответствует СанПиН.

В соответствии с пояснительной запиской к данному акту от 14 октября 2021 г. в данном акте СанПиН 42-128-4690-88 следует читать как СанПиН 2.1.3684-21.

Постановлением администрации п. Искателей от 5 октября 2021 г. утвержден в новой редакции Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей». В частности в данном Реестре в микрорайоне Факел п. Искателей по ул. Дружбы, , расположено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, источником которой являются по ул. Дружбы и по ул. Международная.

На заявление административного истца от 30 сентября 2021 года о переносе планируемой точки переноса контейнерной площадки администрация п. Искателей 13 октября 2021 года сообщила, что комиссией принято решение о переносе контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной напротив по ул. Дружбы, на удалении 18,8 метра от указанного дома. Установка контейнеров в указанном заявителем районе невозможна в связи с несоответствием СанПиН. Также сообщено, что будет установлены новые контейнеры «ECOBIN».

Комиссией по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» составлен акт от 14 октября 2021 г., утвержденный заместителем главы администрации п. Искателей 14 октября 2021 г., в соответствии с которым решено согласовать место размещения контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов напротив по ул. Дружбы, на удалении 15 метров от земельного участка указанного дома, поскольку данная контейнерная площадка находится под ЛЭП 6 кВт, что представляет опасность поражения электрическим током, место погрузки отходов затрудняет движение автотранспорта на автомобильной дороге по ул. Дружбы - ул. Юбилейной. Предполагаемый участок свободен от подземных коммуникаций, автотранспорта. К участку возможен подъезд, очистка территории от снега, проведение на нем маневровых работ сантехникой.

На заявление административного истца о возможных нарушениях при переносе контейнерной площадки прокуратура Ненецкого автономного округа 10 января 2022 года сообщила, что место (площадка) для накопления твердых коммунальных отходов, расположенная на расстоянии 16 метров от фасада жилого дома по ул. Дружбы в п. Искателей, выбрано комиссией по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» правильно в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, о чем составлены акты от 29 сентября и 14 октября 2021 г. Вместе с тем, выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в части отсутствия ограждения контейнерной площадки. Нарушения Правил землепользования и застройки при организации места расположения контейнерной площадки не выявлено.

На основании обращения заместителя прокурора Ненецкого автономного округа и заявления административного истца Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу принято решение от 24 декабря 2021 г. № 1 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации п. Искателей в части исполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований.

В ходе данной проверки было проведено обследование места (площадки) накопления твердых бытовых отходов, расположенного в районе по ул. Дружбы в п. Искателей. По результатам осмотра установлено, что расстояние от контейнерной площадки до по ул. Дружбы составляет 16 метров, что соответствует СанПиН 2.1.3684-21. Выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в части отсутствия ограждения контейнерной площадки (п. 3 СанПиН 2.1.3684-21).

По результатам данной проверки Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу администрации п. Искателей выдано предписание об оборудовании контейнерной площадки ограждением обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Полагая, что контейнерная площадка для накопления твердых бытовых отходов установлена незаконно, Бадьян Л.А. обратилась в суд с данным административным иском.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрация п. Искателей, в том числе комиссия по определению мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» определили место (площадку) накопления твердых бытовых отходов в 16 метрах от дома по ул. Дружбы в п. Искателей в рамках предоставленных им полномочий, состав комиссии соответствует постановлению заместителя главы администрации п. Искателей, при выборе места размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов учтены санитарные правила и нормы, действиями административного ответчика права и законные интересы жителей микрорайона Факел п. Искателей, в том числе Бадьян Л.А. не нарушены.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не рассмотрел доводы административного истца о незаконности акта определения мест размещения контейнерных площадок, утвержденный заместителем главы администрации п. Искателей от 21 сентября 2021 г., являются несостоятельными, поскольку данный акт вместе с другими доказательствами получил оценку суда в соответствии со ст. 84 КАС РФ.

Допущенная в данном акте описка в наименовании СанПиН 2.1.3684-21 исправлена 14 октября 2021 г. (имеется пояснительная записка), указанный акт составлен уполномоченным на то лицом, состав комиссии соответствует постановлению администрации п. Искателей от 17 июля 2019 г. № 450.

Расстояние от дома по ул. Дружбы до контейнерной площадки составляет 16 метров, что сторонами не оспаривается.

Данное расстояние для установки места (площадки) накопления твердых бытовых отходов соответствует п. 4 СанПиН 2.1.3684-21, который допускает уменьшение расстояния от контейнерной площадки до индивидуального жилого дома менее чем 20 метров, но не более чем на 25%.

Вопреки доводам жалобы, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении административного ответчика за отсутствие ограждения контейнерной площадки, предписание Управления Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу в адрес администрации п. Искателей об установлении ограждения контейнерной площадки, ответ прокуратуры Ненецкого автономного округа на заявления административного истца не подтверждают факт нарушения администрацией п. Искателей санитарных правил и норм в части установления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов напротив дома административного истца.

Напротив, проведенные прокуратурой Ненецкого автономного округа и Управлением Роспотребнадзора по Ненецкому автономному округу проверки подтверждают факт законного и обоснованного установления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов напротив дома по ул. Дружбы в п. Искателей.

Отсутствие ограждения контейнерной площадки не свидетельствует о незаконности установления места (площадки) накопления твердых бытовых отходов напротив дома административного истца, поскольку данное возможное нарушение устранимо и не влияет на место расположения контейнерной площадки.

Доводы жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьего лица прокурора не основаны на законе, поскольку оснований для привлечения прокурора в судебный процесс не имелось.

Учитывая изложенное, каких-либо существенных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.

Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 1 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бадьян Л.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 КАС РФ, в судебную коллегию по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции.

Председательствующий Гомола С.Н.

Судьи Рожин Н.Н.

Селезнев С.С.