дело 2а-349/2019 (№ 33а-814/2020) судья Брылева Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Голомидовой И.В., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации муниципального образования Белевский район Тульской области на решение Белевского районного суда Тульской области от 25 декабря 2019 г. по делу по административному иску прокурора Белевского района Тульской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании принять нормативно-правовой акт.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Белевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о признании бездействия, выразившегося в не разработке и не принятии нормативного правового акта, определяющего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы незаконным, обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения администрацией муниципального образования Белевский район Тульской области требований законодательства о градостроительной деятельности выявлены нарушения градостроительного законодательства РФ, выраженные в отсутствии нормативного правового акта, устанавливающего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы.
Неполнота правового регулирования в градостроительной сфере, непринятие мер к разработке и непринятию вышеуказанного муниципального нормативного правового акта влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Отсутствие указанного нормативного правового акта свидетельствует о бездействии администрации, ставит под угрозу исполнение требований градостроительного законодательства, создает благоприятные условия для злоупотребления со стороны должностных лиц, а устранение указанных нарушений законодательства способствует профилактике коррупции.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Белевского района Тульской области Гаврикова Н.И. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Белевский район Тульской области по доверенности Журавлева Л.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными.
Решением Белевского районного суда Тульской области от 25 декабря 2019 г. постановлено:
административные исковые требования прокурора Белевского района к администрации муниципального образования Белевский район удовлетворить.
Бездействие администрации муниципального образования Белевский район, выразившееся в не разработке и не принятии нормативного правового акта, определяющего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, признать незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования Белевский район обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и принять нормативный правовой акт, определяющий состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы.
В апелляционной жалобе административный ответчик администрация муниципального образования Белевский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца прокурора Тульской области Федянина И.Д., представителя административного ответчика администрации муниципального образования Белевский район Тульской области по доверенности Журавлевой Л.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Белевского района Тульской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Белевский район Тульской области требований законодательства о градостроительной деятельности, законодательства о теплоснабжении и водоснабжении.
По результатам проверки главе администрации муниципального образования Белевский район Тульской области ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении допущенных нарушений градостроительного законодательства, выраженных в отсутствии нормативного правового акта, определяющего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы.
Поскольку до настоящего времени такой нормативно-правовой акт администрацией муниципального образования Белевский район Тульской области не принят, представление не исполнено, прокурор Белевского района Тульской области обратился в суд за признанием бездействия, выразившегося в не разработке и не принятии нормативного правового акта, определяющего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы незаконным, и возложении на администрацию муниципального образования Белевский район Тульской области обязанности разработать и принять такой нормативный правовой акт.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.
Основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного на межселенной территории.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования Белевский район Тульской области к вопросам местного значения муниципального образования Белевский район относятся утверждение схем территориального планирования муниципального образования Белевский район, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального образования Белевский район документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования Белевский район, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального образования Белевский район для муниципальных нужд.
Перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности определен в ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, среди которых, подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на проведенную прокуратурой Белевского района Тульской области проверку, пришел к выводу о том, что администрацией муниципального образования Белевский район Тульской области не принят нормативно-правовой акт, определяющий состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы.
Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что на территории муниципального образования Белевский район Тульской области приняты и действуют: положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Белевский район, утвержденное решением Собрания представителей муниципального образования Белевский район № от ДД.ММ.ГГГГ; положение об организации и проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Белев Белевского района, утвержденное решением Собрания депутатов муниципального образования г. Белев Белевского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также решением Собрания представителей муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о территориальном планировании муниципального образования Белевский район, которое включает в себя следующие разделы: раздел 1 - Общее положения; раздел 2 – Документы территориального планирования; раздел 3 – Содержание схемы территориального планирования; раздел 4 – Порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования; раздел 5 – Реализация схемы территориального планирования; раздел 6 – Финансирование разработки схемы территориального планирования.
На территории муниципального образования Белевский район Тульской области разработаны и действуют генеральные планы муниципального образования г. Белев, муниципальных образований Левобережное 1, Левобережное 2, Левобережное 3, Левобережное 4, Правобережное 1, Правобережное 2, Правобережное 3 с картами зон с особыми условиями использования территорий и территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, функциональных зон, границ населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального, местного значения и территорий объектов культурного наследия, планируемого размещения объектов местного значения.
Постановлением администрации муниципального образования Белевский район от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка».
Ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции сторона административного истца не поясняла какой именно нормативно-правовой акт должен быть принят, в какой форме, обоснованность его принятия, а также в чем конкретно выразилось бездействие администрации муниципального образования Белевский район Тульской области с учетом уже принятых и действующих на территории муниципального образования Белевский район Тульской области нормативно-правовых актов в области градостроительной деятельности.
Не состоятельными находит судебная коллегия и доводы административного истца о том, что бездействие администрации муниципального образования Белевский район Тульской области по не разработке и не принятию нормативного правового акта, определяющего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, приводит к отсутствию правового регулирования правоотношений в области градостроительной деятельности, что создает благоприятные условия для злоупотребления со стороны должностных лиц, нарушению принципов законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органом местного самоуправления, поскольку действующим законодательством, в том числе, Градостроительным кодексом РФ, урегулированы вопросы, касающиеся градостроительной деятельности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушении положений данной статьи административным истцом таких доказательств не представлено.
Вопреки доводам административного истца прокурора Белевского прокурора Тульской области со стороны администрации муниципального образования Белевский район Тульской области бездействие, выразившееся в не разработке и не принятии нормативного правового акта, определяющего состав, порядок подготовки документов территориального планирования, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, отсутствует.
Кроме этого, судебная коллегия также принимает во внимание, что органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, а также не вправе осуществить правовое регулирование, которое заключается в принятии нормативного правового акта.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем судебное постановление нельзя признать законным.
Поскольку судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта, то решение Белевского районного суда Тульской области от 25 декабря 2019 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белевского района Тульской области от 25 декабря 2019 г. отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных требований прокурору Белевского района Тульской области к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области о признании бездействия незаконным, обязании принять нормативно-правовой акт отказать.
Председательствующий
Судьи