ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-34/2021 от 07.07.2021 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

Судья Башуев А.С. Дело № 33а-536/21

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №2а-34/2021

г. Грозный 07 июля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего Узиевой Т.А.,

судей Батаева И.А., Мазалиевой А.А.,

при секретаре Лалаевой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-34/2021 по административному исковому заявлению ФИО15 к Департаменту образования Мэрии г. Грозного об оспаривании бездействия и обязании устранить нарушения закона

по апелляционной жалобе ФИО15 на решение Ленинского районного суда г.Грозного от 21 января 2021 года.

Заслушав доклад судьи Узиевой Т.А., объяснения представителя Департамента образования Мэрии г. Грозного Кадырова В.Б., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО15 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования Мэрии г. Грозного об оспаривании бездействия и обязании принять решение о назначении опекуном, мотивируя свои требования тем, что его брат, Межиев Шамиль Маудыевич, осужден приговором Дзержинского районного суда г. Волгоград от 31 июля 2019 года к лишению свободы. Брак между его братом ФИО18. и его супругой ФИО22 расторгнут 24 июля 2017 года. Их трое несовершеннолетних детей: сын - ФИО19, 2008 года рождения, сын - ФИО20, 2011 года рождения, сын - ФИО21, 2012 года рождения, остались без попечения родителей, поскольку мать малолетних детей вышла замуж и не участвует в содержании и воспитании своих детей, алименты на их содержание не платит. Он обратился 13 августа 2021 года с заявлением в отдел опеки и попечительства Департамента образования Мэрии г. Грозного через МАУ «МФЦ г. Грозного» с заявлением о назначении его опекуном над указанными детьми. Однако, на день его обращения в суд 9 октября 2021 года нет сведений о рассмотрении его заявления, что расценивается им как отказ назначить его опекуном. В связи с изложенным просит суд обязать отдел опеки и попечительства администрации г. Грозного рассмотреть его заявление о назначении его опекуном над детьми и принять по нему решение.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 21 января 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО15 просит отменить указанное решение суда как незаконное, ссылаясь на необоснованность выводов суда о направлении административным ответчиком в его адрес ответа и копии решения. 23 ноября 2020 года в 11 часов 30 минут проведено предварительное судебное заседание, после которого дата следующего судебного заседания не назначена и объявлено, что его суд известит. Его вызвали в судебное заседание 9 декабря 2020 года, но в связи с болезнью адвоката рассмотрение дела отложили. После 10 января 2021 года ему позвонили из суда и сказали, что рассмотрение дела назначено на 14 часов 21 января 2021 года. Когда с его доверенностью в суд в назначенное время явился его представитель- адвокат Тимишев И.Я., ему сказали, что дело рассмотрено в 10 часов и отказано в иске. Тем самым нарушено его право на участие в рассмотрении дела.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия административного истца, извещенного в порядке части 2 статьи 306 КАС РФ о времени и месте его рассмотрения, заявившего в телефонограмме о согласии на рассмотрение дела без его участия.

В судебном заседании представитель административного ответчика Кадыров В.Б. возражал против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на своевременность рассмотрения обращения ФИО15 и направлении в его адрес 09.09.2020 года ответа на обращение и копии приказа от 16.09.2020 года об отказе в назначении опекуном. При этом, несмотря на то, что рассмотрение дела в апелляционном порядке откладывалось с предложением административному ответчику представить доказательств в обоснование своих доводов о направлении административному истцу ответа на его обращение и копии приказа об отказе в удовлетворении его заявления, такие доказательства представителем административного ответчика не представлены, ссылаясь на их отсутствие.

Проверив по материалам дела доводы апелляционной жалобы и возражений представителя административного ответчика, выслушав представителя административного ответчика, изучив представленные им по запросу суда материалы по рассмотрению заявления ФИО15 о назначении опекуном, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьёй 310 КАС РФ.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО15 суд первой инстанции указал на то, что его обращение в Департамент образования Мэрии г. Грозного, направленное им 13.08.2020 года, было рассмотрено 03.09.2020 года и соответствующий ответ направлен ФИО15 за исходящим номером 478/0951 с предложением дополнительно представить необходимые документы. Затем, с учетом не исполнения ФИО15 предложения представить необходимые документы, приказом № 294 от 16.09.2020 года ему было отказано в назначении опекуном над малолетними детьми.

С учетом этих обстоятельств суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Межиева М.М., указывая при этом, что им было заявлено требование о принятии решения по его заявлению, что административным ответчиком было сделано.

Данные выводы суда являются необоснованными.

Как следует из административного искового заявления, административным истцом заявлено требование о признании незаконными действий, связанных с не принятием административным ответчиком решения по его заявлению в течение 30 дней со дня получения его заявления в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» и отсутствием в течение 55 дней со дня направления им заявления сведений о рассмотрении его заявления. Поэтому истцом заявлено требование обязать административного ответчика принять решение по его заявлению, поскольку у него отсутствуют сведения о рассмотрении его заявления и принятии решения.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 10 данного закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает в том числе объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Частью 1 статьи 12 приведенного закона предписано, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно расписке, имеющейся в материалах дела, 13.08.2020 года ФИО15 поданы документы на предоставление государственной (муниципальной) услуги в МАУ «МФЦ г. Грозного». (л.д. 3).

Как следует из материалов по рассмотрению обращения ФИО15 представленных в суд апелляционной инстанции представителем Департамента образования Мэрии г. Грозного, заявление ФИО15. с просьбой назначить его опекуном над племянниками, адресованное начальнику Департамента образования Мэрии г. Грозного, датированное 13.08.2020 года, содержит сведения о заявителе, его паспортных данных, месте жительства, контактный номер телефона.

Указанное заявление направлено 14.08.2020 года заместителем директора филиала Республиканского многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» по Октябрьскому району г. Грозного в адрес начальника Департамента образования Мэрии г. Грозного и получено адресатом в тот же день.

03 сентября 2020 года начальником Департамента образования Мэрии г. Грозного составлен ответ на обращение ФИО15. за исходящим номером 478/09-51 с разъяснением о необходимости представления дополнительных документов ((л.д. 31, 32).

16.09.2020 года начальником Департамента образования Мэрии г. Грозного издан приказ за № 294 «Об отказе в установлении опеки над несовершеннолетними», которым ФИО15 отказано в удовлетворении его заявления (л.д.29-30).

Сведения о направлении указанных ответа и копии приказа в адрес ФИО15 в материалах дела, а также в материалах, представленных представителем административного ответчика в суд апелляционной инстанции, отсутствуют, по требованию суда апелляционной инстанции, отложившего рассмотрение дела по указанной причине, такие сведения не представлены.

Представленный по запросу суда апелляционной инстанции «Указатель» рассылки приказов Департамента образования Мэрии г. Грозного, копия которого приобщена к материалам дела, не содержит сведений о фактическом направлении копии приказа в адрес ФИО15. и не может являться достаточным доказательством совершения указанных действий.

При этих условиях наличие ответа на обращение ФИО15 а также решения, принятого в виде приказа по результатам рассмотрения его заявления, при отсутствии сведений о направлении в адрес заявителя и получении ФИО15. копий указанных документов, не является доказательством соблюдения административным ответчиком требований Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Выводы суда первой инстанции, сделанные без учета приведенных обстоятельств дела и нормативных положений, являются незаконными и необоснованными, в связи с чем апелляционная жалоба в указанной части подлежит удовлетворению, а обжалованное решение подлежит отмене по указанным выше основаниям.

Доводы апелляционной жалобы о не извещении ФИО15 о времени и месте рассмотрения дела судебная коллегия находит необоснованными, поскольку о назначении рассмотрения дела на 21 января 2021 года на 10.00 часов ФИО15 извещен судом 18.12.2020 года и указанное извещение, отправленное 21.12.2020 года, получено адресатом 30 декабря 2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093955092981 (л.д. 24, 25).

Кроме того, из полученного из Ленинского районного суда в порядке подготовки к рассмотрению дела почтового уведомления, приобщенного к материалам дела, следует, что извещение суда вручено ФИО15 лично 26.12.2020 года.

В силу статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Грозного от 21 января 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Требования ФИО15 удовлетворить частично.

Признать незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства бездействие Департамента образования Мэрии г. Грозного, выразившееся в не направлении в установленный законом срок ФИО15. уведомления о результатах рассмотрения его заявления о назначении опекуном над несовершеннолетними детьми.

Обязать Департамент образования Мэрии г. Грозного устранить допущенные нарушения закона.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО15 отказать.

Об исполнении решения по данному делу сообщить в Ленинский районный суд г. Грозного и ФИО15 в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его принятия в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Грозного.

председательствующий

судьи