УИД 69RS0040-02-2020-006325-88
Дело №2а-350/2021, 33а-2708/2021 судья Степанова Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тверь 21 июля 2021 года
Судья Тверского областного суда Иванов Д.А.,
рассмотрев административное дело по административному иску Лебедкина А.Г. к Правительству Тверской области об оспаривании распоряжения об утверждении документации по планировке территории,
по частной жалобе Правительства Тверской области на определение Центрального районного суда города Твери от 12 мая 2021 года, согласно которому дело передано по подсудности в Тверской областной суд,
установил:
11 сентября 2020 года Лебедкин А.Г. подал в Центральный районный суд города Твери административный иск об оспаривании распоряжения Правительства Тверской области от 13 августа 2019 года №522-рп «Об утверждении документации по планировке территории линейного объекта «Модернизация нитки водопровода от Тверецкого водозабора до дюкера Восточного мота Ду 600 на Ду 800, протяжённость 7500 м» (т. 1 л.д. 7-9, 15, 61-71).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация города Твери, администрация Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Тверской области, департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и общество с ограниченной ответственностью «Тверь Водоканал» (далее - ООО «Тверь Водоканал» (т. 1 л.д. 47-53, 190-196, 240-245).
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции был поставлен на обсуждение вопрос о передаче административного дела по подсудности в Тверской областной суд. Представители правительства Тверской области Травкина О.Н. и администрации города Твери Крукова Н.В. возражали против принятия такого решения, полагали, что оспариваемое распоряжение не является нормативно-правовым актом. Представитель ООО «Тверь Водоканал» Александрова Н.В. заявила, что полагается на усмотрение суда. Представитель административного истца Тарасова К.А. полагала, что дело подлежит рассмотрению Тверским областным судом, поскольку оспариваемое распоряжение имеет нормативно-правовой характер. Остальные лица, участвующие в деле, представителей в суд не направили, своего мнения по вопросу о подсудности не выразили (т. 2 л.д. 21-25).
12 мая 2021 года суд первой инстанции вынес определение о передаче административного дела по подсудности в Тверской областной суд, указав, что оспариваемое распоряжение обладает нормативными свойствами (т. 2 л.д. 26-29).
Правительство Тверской области подало частную жалобу, просило отменить определение и направить административное дело в суд первой инстанции. По мнению административного ответчика, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и нарушил нормы процессуального права. Оспариваемое распоряжение затрагивает права определённого круга лиц - владельцев земельных участков, на которых находится реконструируемый объект, не изменят правового статуса земельных участков, не порождает общеобязательных норм права (т. 2 л.д. 74-79). Администрация города Твери направила письменный отзыв, в котором поддержала позицию Правительства Тверской области. Остальные лица, участвующие в деле, своего отношения к частной жалобе не выразили.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в частной жалобе и отзыве на неё, прихожу к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что оспариваемым распоряжением утверждён проект планировки модернизации линейного объекта - нитки водопровода. Протяжённость объекта составляет 4415 метров на территории города Твери и 533 метра на территории Михайловского сельского поселения Тверской области. В границах устанавливаемого элемента планировочной структуры предусмотрена реконструкция нитки водовода от Тверецкого водозабора до дюкера Восточного моста в городе Твери. Реконструируемый водовод располагается на пятидесяти девяти земельных участках. В зоне проектирования расположено три памятника истории и культуры, земли общего пользования, улицы и автомобильные дороги, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (т. 1 л.д. 121-169). Срок разрешения на строительство установлен до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 78-80). Документация по планировке территории публиковалась в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации города Твери телекоммуникационной сети Интернет, выносилась на общественные обсуждения (т. 1 л.д. 170-175).
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании актов, об оспаривании решений органов государственной власти (п. 1 и 2 ч. 2 ст. 1). Административные дела об оспаривании решений органов государственной власти рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (ст. 19). Областной суд в качестве суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 20). Суд передаёт административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности. О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции выносится определение, которое может быть обжаловано (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 27).
Из разъяснений, изложенных в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределённого круга лиц, в частности, в случаях, когда он издаётся в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования).
В соответствии с ГрК Российской Федерации деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (п. 1 ст. 1).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (ч. 1, ч. 4 и 6 ст. 41).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории Проекты планировки территории включают в себя положения о характеристиках и очерёдности планируемого развития территории. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети; схему границ территорий объектов культурного наследия; схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; варианты планировочных и (или) объёмно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах); перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне; перечень мероприятий по охране окружающей среды; обоснование очередности планируемого развития территории (ч. 1, п. 2 и 3 ч. 3, 3-5, 8-12 ч. 4 ст. 42).
На чертежах межевания территории отображаются границы планируемых и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; границы публичных сервитутов. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: границы существующих земельных участков; границы зон с особыми условиями использования территорий; местоположение существующих объектов капитального строительства; границы особо охраняемых природных территорий; границы территорий объектов культурного наследия (п. 1, 2, 4, 5 ч. 6, п. 1-5 ч. 7 ст. 43).
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам планировки территории, проектам межевания территории проводятся общественные обсуждения (ч. 1 ст. 5.1, ч. 13.1 ст. 45). Проект планировки территории и проект межевания подлежат обязательному опубликованию (ч. 16 ст. 45). Утверждение документации по планировке территории относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности (п. 2 ст. 7, ст. 45).
Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод о том, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, обеспечивающих комфортные и благоприятные условия проживания, комплексный учёт потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходимы для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Проект планировки территории затрагивает интересы неопределённого круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определённых субъектов, а на круг лиц, объединённых общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определённой территории или пользующихся этой территорией), касаются государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, должностных лиц.
Документация по планировке территории рассчитана на неоднократное применение, так как действует постоянно и применяется, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией. Она определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое распоряжение, как акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, придающий юридическую силу проекту планировки территории, отвечает признакам нормативного правового акта, поэтому административный иск подлежит рассмотрению областным судом в качестве суда первой инстанции. В связи с этим основания для изменения или отмены определения суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 315, 316 КАС Российской Федерации,
определил:
определение Центрального районного суда города Твери от 12 мая 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Иванов Д.А.