ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3513/20 от 03.12.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0011-01-2020-006369-90 Административное дело № 2а-3513/2020

Судья Кармолина Е.А. Дело № 33а-12983/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 3 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Антропова Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области к Макеевой Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций

по апелляционной жалобе административного ответчика Макеевой Н.Н.

на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 31 августа 2020 г., которым постановлено:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области к Макеевой Н.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.

Взыскать с Макеевой Н.Н. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области задолженность по уплате единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год в размере 75203 рубля, пени по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 6492 рубля 17 копеек.

Взыскать с Макеевой Н.Н. в доход бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области государственную пошлину в размере 2650 рублей 85 копеек.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по городу Волжскому Волгоградской области) обратилась в суд с административным иском, в обоснование требований указала, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) за 2018 год, представленной индивидуальным предпринимателем Макеевой Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ г. ИП Макеева Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ г. прекратила предпринимательскую деятельность. В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2018 год налоговым органом установлено неправомерное применение ставки в размере «0» процентов с целью неправомерного занижения налогооблагаемой базы и ухода от налогообложения. ИП Макеева Н.Н. обязана была исчислять налог по ставке 6% с доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Решением ИФНС России по г. Волжскому № 07-15/29 от ДД.ММ.ГГГГ г. отказано в привлечении к налоговой ответственности ИП Макеевой Н.Н. и предложено уплатить указанные недоимки, пени и штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета. По факту выявленных налоговых правонарушений составлен Акт налоговой проверки № 3939 от 16 ноября 2018 г., который был направлен налогоплательщику 23 ноября 2018 г. почтовым отправлением. Также Макеевой Н.Н. направлено извещение от 29 ноября 2018 г. № 09-15/275 о времени и месте рассмотрения Акта камеральной налоговой проверки № 3939 от 16 ноября 2018 г., на основании которого налогоплательщик, в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации вправе предоставить письменные возражения по Акту в целом и по его отдельным положениям. Возражения от налогоплательщика не поступили. В соответствии с извещением от 29 ноября 2018 г. № 09-15/275 рассмотрение Акта камеральной налоговой проверки № 3939 от 16 ноября 2018 г., материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по УСН за 2018 год состоялось 11 января 2019 г. в отсутствии ИП Макеева Н.Н. и вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 21 января 2019 г. № 84, а также извещение от 12 апреля 2019 г. № 07-15/363 о времени и месте рассмотрения материалов дополнительного налогового контроля, рассмотрения материалов проверки, принятия и вручения решения были направлены ИП Макеева Н.Н. почтовым отправлением по месту жительства индивидуального предпринимателя. На основании полученных в рамках контрольных мероприятий документов и информации установлено, что ИП Макеева Н.Н. формально зарегистрирована в качестве предпринимателя, фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность в области обработки металлических изделий с использованием основных технологических процессов и с привлечением наемных работников. В соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по окончании проведения мероприятий налогового контроля составлено Дополнение к Акту налоговой проверки № 3939 от 15 марта 2019 г., направлено ИП Макеевой Н.Н. почтовым отправлением по адресу места жительства индивидуального предпринимателя. Возражения по Акту налоговой проверки № 3939 от 16 ноября 2018 г. и дополнению к Акту налоговой проверки № 3939 от 15 марта 2019 г. ИП Макеевой Н.Н. не представлялись. Рассмотрение материалов дополнительного налогового контроля и рассмотрение материалов проверки в целом состоялось 24 апреля 2019 г. в отсутствии ИП Макеева Н.Н. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 6 мая 2019 г. № 07-15/29 вступило в силу 24 июня 2019 г. Инспекция в адрес административного ответчика направила требование от 5 июля 2019 г. № 44294 об уплате сумм налога, пени, штрафа на общую сумму 81695 рублей 17 копеек, которым было предложено в срок не позднее 7 ноября 2019 г. уплатить недоимку по УСН в размере 75203 рубля и пени по УСН в размере 6492 рубля 17 копеек. Поскольку требования административным ответчиком исполнены не были, ИФНС России по г. Волжскому обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. На основании судебного приказа, выданного мировым судьей судебного участка № № <...> Волгоградской области, с Макеевой Н.Н. взыскана задолженность по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год и пени, который 25 марта 2020 г. был отменен.

Просила взыскать с Макеевой Н.Н. задолженность по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год в размере 75 203 рубля, пени в размере 6492 рубля 17 копеек.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Макеева Н.Н.. оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Обращает внимание суда на ненадлежащее извещение о дате, месте и времени судебного разбирательства. Просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец ИФНС России по городу Волжскому Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав представителя административного истца ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области Капарова А.Б., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

На основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

По смыслу п. п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как установлено ч.1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

По смыслу подп. 2 п.1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

Из материалов дела следует, что Макеева Н.Н. состоит на учете в ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области и в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г. переведена на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы».

Основной вид деятельности ИП Макеевой Н.Н., заявленный в декларации по коду ОКВЭД - № <...>, «<.......>».

ДД.ММ.ГГГГ г. Макеева Н.Н. прекратила предпринимательскую деятельность.

При подаче налоговой декларации по УСН за 2018 г. ИП Макеева Н.Н. применила нормы статьи 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 130-ОД «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» и заявила в налоговой декларации по УСН за 2018 г. ставку в размере 0 процентов.

В ходе мероприятий налогового контроля в целях подтверждения правомерности отраженной суммы дохода, указанной в декларации, налоговым органом были сделаны запросы в банки, истребованы необходимые документы.

5 октября 2018 г. в адрес ИП Макеевой Н.Н. было направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих правомерность формирования доходов и расходов, указанных в представленной декларации.

2 ноября 2018 г. ИП Макеевой по адресу регистрации направлено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений. Однако последняя в налоговый орган не явилась, объяснений по существу постановленных вопросов не представила.

По факту выявленных налоговых правонарушений составлен Акт налоговой проверки № 3939 от 16 ноября 2018 г., который направлен налогоплательщику 23 ноября 2018 г. заказным письмом с уведомлением.

По окончании проведения мероприятий налогового контроля 15 марта 2019 г. составлено Дополнение к Акту налоговой проверки № 3939 и направлено ИП Макеевой Н.Н.

Возражений относительно Акта налоговой проверки и Дополнения к Акту налоговой проверки ИП Макеевой не представлено.

Рассмотрение материалов дополнительного налогового контроля и рассмотрение материалов в целом состоялось 24 апреля 2019 г. в отсутствии ИП Макеевой.

На основании полученных в рамках контрольных мероприятий документов и информации установлено, что ИП Макеева Н.Н. формально зарегистрирована в качестве предпринимателя, фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность в области обработки металлических изделий с использованием основных технологических процессов и с привлечением наемных работников. Основной деятельностью ИП Макеева Н.Н. является представление «рабочей силы» иным организациям для проведения определенных производственных процессов, создание условий для снижения налогового бремени для данных организаций в части расходов на оплату труда, а также с целью увеличения декларируемых расходов у организаций – контрагентов, перечисляющих денежные средства на расчетный счет ИП Макеева Н.Н,. и увеличение стоимости готовой продукции путем создания длинной цепочки организаций и ИП, участвующих в производственном процессе. Оказание услуг по предоставлению персонала не относится к производственной деятельности, следовательно, ИП Макеева Н.Н. неправомерно применена льгота, предусмотренная положениями Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 130-ОД.

По итогам проведенных контрольных мероприятий установлено, что ИП Макеева Н.Н. в налоговой декларации по УСН за 2018 г. неправомерно применила налоговую ставку в размере 0 процентов, что привело к занижению суммы исчисленного единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН за 2018 г. в размере 150407 рублей.

6 мая 2019 г. налоговым органом принято Решение № 07-15/29 об отказе в привлечении к налоговой ответственности ИП Макеевой Н.Н. и предложено уплатить недоимку в размере 75203 рубля, пени в размере 6492,17 рублей и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Требования налогового органа исполнены ИП Макеевой Н.Н. не были, в связи с чем налоговым органом в адрес ИП Макеевой Н.Н. направлено требование от 5 июля 2019 г. № 44294 об уплате сумм налога, пени, штрафа, которым было предложено в срок не позднее 7 ноября 2019 г. уплатить недоимку по УСН в размере 75203 рубля, пени по УСН в размере 6492 рубля 17 копеек.

Поскольку требования административным ответчиком исполнены не были, ИФНС России по г. Волжскому обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

На основании судебного приказа от 25 февраля 2020 г., выданного мировым судьей судебного участка № № <...> Волгоградской области, с Макеевой Н.Н. взыскана задолженность по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год и пени, который 25 марта 2020 г. был отменен.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, сославшись на отсутствие пропуска для обращения с административным иском в суд, установил, что ИП Макеевой Н.Н. при исчислении налога на доходы неправомерно применена льгота, предусмотренная положениями Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 130-ОД, следствием чего явилось занижение налогооблагаемой базы и ухода от налогообложения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.

В силу ст. 346.20 НК Ф, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 г. N 130-ОД (ред. от 24 ноября 2017 г.) "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" (принят Волгоградской областной Думой 30 июня 2015 г.) установлено, что в соответствии с п. 4 ст. 346.20 НК РФ установить на территории Волгоградской области налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяющих упрощенную систему налогообложения, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящего Закона и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, указанные в приложении к настоящему Закону.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящей статьи, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

В силу п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проверив правильность расчета задолженности по налогу, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд, установив, что административным ответчиком занижена налогооблагаемая база и обязательства по уплате налога не исполнены, приходит к выводу о законности принятого судом решения.

Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, правомерным является и вывод суда, основанный на положениях ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ, о взыскании с Макеевой Н.Н. государственной пошлины в размере 2650 рублей 85 копеек.

Довод апеллянта о ненадлежащем ее извещении о дате, месте и времени судебного заседания, а также о неполучении от налогового органа документов о проведении в отношении нее мероприятий налогового контроля несостоятельны к отмене решения, поскольку последняя извещалась как судом, так и налоговым органом по адресу регистрации, неполучение административным ответчиком корреспонденции по адресу регистрации и проживания по причине, зависящей от него, в силу ст. 100 КАС РФ, а также разъяснений, изложенных в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», свидетельствует о надлежащем извещении последнего.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 31 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Макеевой Н.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи