ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-351/2022 от 26.07.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Бегинина О.А. 1-ая инстанция дело 2а-351/2022

2-ая инстанция дело № 33а-4477/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2022 года

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Волкова А.Е.,

судей Назарука М.В., Начарова Д.В.,

при секретаре Кулькиной И.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 (ФИО)8 к Думе города Урай о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.04.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, согласно которому просил признать незаконным решение Думы г.Урай № 18 от 24.02.2022 года об утверждении границ территории территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) по адресам: (адрес). Требования мотивированы тем, что он является собственником кв.(номер) в доме (номер) и кв.(номер) в доме (номер) по (адрес). Оспариваемым решением без его участия и участия иных жильцов и собственников утверждены границы ТОС. Утвержденная территория не обсуждалась, ее проект не предлагался, создан неуполномоченными лицами и по инициативе органов местного самоуправления. В результате в территорию ТОС включены автостоянки, межквартальные проезды, газоны, контейнерная площадка, детская площадка и прилегающая территория дома (номер). Оспариваемым решением нарушено «Положение о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в г. Урай»; оно не содержит сведений, указывающих, какой и чьей инициативной группой являются обратившиеся к ответчику лица.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1, в т.ч. повторяя доводы административного искового заявления, просит решение суда отменить и удовлетворить его требования. Указывает, что при принятии заявления и утверждении границ ТОС не были соблюдены правила «Положение о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в г. Урай». Утверждение границ ТОС без его участия, а также участия иных жильцов и собственников, нарушает их права и законные интересы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Дума города Урай, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением Думы г.Урай от 24.02.2022 года № 18 «Об установлении границ территории территориального общественного самоуправления» постановлено утвердить границы ТОС по адресам: (адрес) согласно описанию границ территории (приложение 1) и схеме границ территории (приложение 2).

Указывая, что он проживает в доме (номер) по (адрес), ему принадлежат на праве собственности квартиры в доме (номер) и (номер) по (адрес), и принятием оспариваемого решения без его участия и участия иных жильцов и собственников указанных домов нарушены их права, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с положениями ст.27 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района (ч.1). ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ч.2). ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан (ч.3). Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории (ч.4). ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч.5). Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч.11).

По существу аналогичные положения предусмотрены Уставом города Урай (принят решением Думы города Урай от 25.09.2008 года № 80). В частности, ст.17 Устава предусмотрено, что границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, Думой города (п.2). Порядок назначения и проведения собрания, конференции граждан в целях осуществления ТОС определяется Уставом ТОС (п.4). Собрание, конференция граждан, проводимые по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, принимает решения по вопросам, отнесенным к их компетенции Уставом ТОС (п.5). ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС администрацией города. Порядок регистрации Устава ТОС определяется решением Думы города (п.9). ТОС в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом. В этом случае оно подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (п.11). Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета городского округа определяются решениями Думы города (п.12).

Согласно Положению о порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в городе Урай (приложение к Решению Думы города Урай от 21.09.2006 года № 48, далее - Положение) границы ТОС устанавливаются Думой города Урай по предложению населения, проживающего на данной территории, при обязательном соблюдении следующих условий: границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории города; на определенной территории не может быть более одного ТОС; неразрывность территории, на которой осуществляется ТОС (если в его состав входит более одного жилого дома); учет исторических, социально-экономических, культурных, коммунальных и иных признаков, обуславливающих обособленность и целостность территории ТОС (ст.4). Создание ТОС осуществляется по инициативе граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициативная группа граждан численностью не менее 3 человек, проживающих на территории, где предполагается осуществлять ТОС, письменно обращается в Думу города Урай с предложением утвердить границы территории ТОС с предоставлением заключения администрации города Урай о соответствии предложения инициативной группы требованиям статьи 4 настоящего Положения и возможности утверждения границ ТОС. В случае соответствия предложения установленным требованиям Дума города на очередном своем заседании утверждает границы территории ТОС. В срок не более двух месяцев после утверждения границ ТОС инициативная группа граждан организует проведение учредительного собрания (конференции) граждан, проживающих на данной территории (ст.5). Создание ТОС осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществлять ТОС. В зависимости от числа граждан, проживающих на территории создаваемого ТОС, проводится собрание граждан или конференция граждан (ст.6). ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС. Устав ТОС представляется на регистрацию в течение 10 дней с момента его утверждения собранием (конференцией) ТОС (ст.8, 9). Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС. Для организации и непосредственной реализации функций, принятых на себя ТОС, собрание (конференция) граждан избирает подотчетные собранию (конференции) органы ТОС (ст.10, 11).

Как следует из материалов дела и представленных суду апелляционной инстанции доказательств, в т.ч. подтверждается поквартирными карточками, оспариваемое решение об утверждении границ территории ТОС принято уполномоченным органом, в установленном порядке, на основании соответствующего письменного обращения инициативной группы граждан в количестве 3 человек, проживающих на соответствующей территории, и заключения администрации города Урай о соответствии такого предложения установленным требованиям и возможности утверждения границ ТОС, соответствует иным установленным требованиям.

Кроме того, как следует из приведенных выше правовых норм, создание ТОС осуществляется на учредительном собрании (конференции) граждан. Органы ТОС также избираются собранием (конференцией) граждан. При этом ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава.

Из материалов дела следует и никем не оспаривалось, что в течении установленных Положением сроков, учредительное собрание (конференция) граждан вышеуказанного ТОС не проводилось, Устав такого ТОС не был зарегистрирован, следовательно, правовых последствий утверждения границ территории ТОС не возникло.

Более того, как следует из представленного суду апелляционной инстанции решения Думы г.Урай от 08.07.2022 года № 76, в связи с вышеуказанными обстоятельствами оспариваемое истцом решение признано утратившим силу.

Таким образом, оспариваемое решение соответствует требованиям закона и полномочиям издавшего его органа, при этом права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает. В данном случае отсутствует предусмотренная ч.2 ст.227 КАС РФ совокупность условий, необходимых для удовлетворения административного иска.

Доводы апелляционной жалобы не основаны на законе и имеющихся доказательствах, правильность выводов суда по существу спора не опровергают, поэтому подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.04.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий Волков А.Е.

Судьи коллегии: Назарук М.В.

Начаров Д.В.