ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3558/2021 от 08.12.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 2а-3558/2021; 33а-11933/2021

59RS0004-01-2021-003438-12

Судья Подгайная Н.В.

8 декабря 2021 г. г. Пермь

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Н.В.,

судей Титовца А.А., Котельниковой Е.Р.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 сентября 2021 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., объяснение представителя административного ответчика ФИО2, возражения представителя административного истца и представителя заинтересованного лица ООО «Панорама» - ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее ДГА г. Перми, Департамент) о признании незаконным Уведомление о несоответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке № И-059-22-01-34/03-97 от 16.02.2021, возложении обязанности устранить нарушения прав административного истца.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером **:257, расположенного по адресу: ****, в связи с чем обратился в Департамент с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС от 05.02.2021. По результатам рассмотрения уведомления Департаментом направлено уведомление о несоответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке от 16.02.2021 № И-059-22-01-34/03-97, которое не соответствует требованиям закона и нарушает ее права, поскольку намерение истца построить объект ИЖС соответствует Генеральному плану города, не противоречит ПЗЗ и не нарушает чьих-то прав.

Судом постановлено решение, которым уведомление от 16.02.2021 № И-059-22-01-34/03-97 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, признано незаконным; на департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми возложена обязанность повторно, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть уведомление ФИО1 от 05.02.2021, о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером **:257, площадью 802 +/- 5,66 кв.м, расположенном по адресу ****.

В жалобе со ссылкой на нормы материального права и судебную практику приведены доводы о том, что градостроительные регламенты устанавливаются Правилами в пределах границ соответствующей территориальной зоны, в которых определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. На момент заключения договора купли-продажи и обращения в департамент участок административного истца расположен в зоне Р-2, в отношении земельного участка установлен вид разрешенного использования – озеленение, для размещения скверов, парков, городских садов. Принятие Пермским краевым судом решения от 27.08.2020 о признании недействующим со дня вступления в законную силу Правил землепользования и застройки города Перми от 26.06.2007 № 143 в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении участка административного истца не влечет право осуществления строительства. Также в жалобе приведены доводы о подготовке проекта Правил об установлении территориальной зоны Р-2 в отношении земельного участка административного истца.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец и заинтересованное лицо ООО «Панорама» выразили несогласие с доводами жалобы, просили решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, причины неявки представителя Управления Росреестра по Пермскому краю неизвестны.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Удовлетворяя требование, суд первой инстанции счел, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам от 16.02.2021 № И-059-22-01-34/03-97 не соответствует требованиям п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца на осуществление строительства на принадлежащем на праве собственности земельном участке.

При этом материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером **:257 образован из земельного участка с кадастровым номером **:207.

Решением Пермского краевого суда от 27.08.2020, вступившим в законную силу 08.12.2020, по административному делу № 2а-1012/2020 признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 (в редакции от 26.05.2020), в части установления территориальной зоны Р-2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:205, **:206, **:207.

Земельный участок с кадастровым номером **:257 общей площадью 802 +/- 5,66 кв.м., расположенный по адресу ****, принадлежит на праве собственности ФИО1

Административный истец обратился в ДГА г. Перми с уведомлением от 05.02.2021 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

16.02.2021 Департаментом принято Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, в котором административный ответчик уведомил, о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: 1) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, территориальная зона для земельного участка с кадастровым номером **:257 не установлена, в связи с чем невозможно определить соответствие параметров объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в представленном уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, которые установлены Правилами. 2) согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером **:257 имеет вид разрешенного использования: озеленение, для размещения скверов, парков, городских садов. Следовательно, предоставленное уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:257. Кроме того, в отношении данного земельного участка установлено ограничение (обремение) в виде ипотеки, в связи с чем необходимо предоставить документ, подтверждающий возможность строительства объекта капитального строительства.

В соответствии с ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.

В силу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;

Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

На основании ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правовой анализ данных норм указывает на то, что строительство и реконструкция объектов недвижимости, должно осуществляться в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами землепользования и застройки для соответствующих территориальных зон.

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.

При этом территориальная зона в отношении земельного участка истца не установлена в силу признания недействующими решением Пермского краевого суда от 27.08.2020 Правил землепользования и застройки города Перми в части установления территориальной зоны Р-2, в том числе, в отношении земельного участка с кадастровым номером **:207.

Из материалов дела следует, что на момент принятия решений административным ответчиком, спорный земельный участок в соответствии с Генеральным планом города были отнесен к функциональной зоне малоэтажной застройки, зоне жилого назначения (СТН-И).

Основанием для принятия административным ответчиком решения о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, фактически явилось отсутствие установленной территориальной зоны и предусмотренного ею градостроительного регламента для земельного участка административного истца, что не является несоответствием параметров, указанных в оспариваемом уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства.

Вместе с тем, выдача уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам возможна лишь в случаях, указанных в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, положения которой не предусматривают возможность выдачи уведомления о несоответствии по причине отсутствия установленной территориальной зоны.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что указанное в оспариваемых уведомлениях основание (отсутствие территориальной зоны в отношении земельного участка административного истца) не свидетельствует о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, а невозможность определения соответствия параметров объекта индивидуального жилищного строительства, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства не является предусмотренным ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ основанием для принятия решения о выдаче оспариваемого уведомления.

Статья 1 ГрК РФ определяет, что объект индивидуального жилищного строительства – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, следовательно запрашиваемое административным истцом согласование индивидуального жилищного строительства соответствует функциональной зоне СТН-И, установленной Генеральным планом города для участка истца на момент его обращения к административному ответчику.

Кроме того, указанное в оспариваемом уведомлении основание о несоответствии планируемого к строительству объекта виду разрешенного использования земельного участка не соответствует требованиям закона.

На основании ч.ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка – озеленение указан в ЕГРН в связи с тем, что Правилами землепользования и застройки города Перми для территории на которой расположен земельный участок истца была установлена территориальная зона Р-2.

Принимая во внимание, что Правила землепользования и застройки города Перми в указанной части судебным актом признаны недействующими, т.е. не установлен градостроительный регламент, то виды разрешенного использования земельного участка истца также не установлены, соответственно в качестве основания уведомления о несоответствии планируемого к строительству объекта виду разрешенного использования земельного участка истца не могло являться, т.к. не соответствует закону.

С учетом изложенного, позиция административного ответчика о фактическом наличии установленного вида разрешенного использования «озеленение» и отраженного в ЕГРН правового значения не имеет.

Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции о незаконности уведомления ДГА г. Перми от 16.02.2021 являются верными, основанными на правильном применении норм права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 4 ст. 85 ЗК РФ, применяемой в отношении земельных участков, не соответствующих градостроительному регламенту, основаны на неправильном изложении данных норм права и их неправильном применении, с учетом установленных по делу обстоятельств.

Иные доводы апелляционной жалобы о несоблюдении принципа целевого использования земельного участка и отсутствии у истца права на строительство объекта недвижимости опровергаются установленными по делу обстоятельствами и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм права, влекущих безусловную отмену решения суда.

Также судом первой инстанции со ссылкой на исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в п. 2.6 административного регламента «Подготовка и направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве….», сделан обоснованный вывод относительно незаконности указания о представлении административным истцом документа, подтверждающего возможность возведение на находящемся в ипотеке земельном участке объекта капитального строительства, который в апелляционной жалобе не оспаривается.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течении 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий подпись.

Судьи краевого суда: подписи.