Судья Курсов И.А.Дело №33а-3251/2021
10RS0010-01-2021-000935-86
2а-356/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.
судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 09.07.2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Финансовому управлению Администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия по исполнению судебных решений, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2014с администрации Олонецкого городского поселения в пользу МУП «ЕИРЦ Олонецкогогородского поселения» взысканы денежные средства в размере (...) руб. Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2018 произведена замена стороны взыскателя на ФИО1 Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от20.02.2020 произведена замена должника администрации Олонецкого городского поселения на администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее – Администрация). Исполнительный лист, выданный 09.02.2015, направлен в финансовый орган для исполнения за счет казны муниципального образования, однако Финансовым управлением Администрации (далее – Финансовое управление, административный ответчик) письмом от 12.08.2020 документы были возвращены в связи с тем, что финансовый орган муниципального образования исполняет только судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования. В этой связи административным истцом исполнительный лист был направлен в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия, однако документы были также возвращены со ссылкой на то, что исполнительный лист необходимо направить для исполнения в Финансовое управление Администрации. После этого истцом повторно направлен исполнительный лист административному ответчику. В связи с невыплатой в срок денежных средств вступившим в законную силу решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15.07.2020 с Администрации в пользу истца взысканы проценты за пользование денежными средствами по ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также расходы по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист по данному решению суда направлен административному ответчику 02.11.2020. До настоящего времени задолженность по исполнительным листам не погашена. С учетом изложенного, административный истец полагает незаконным бездействие Финансового управления, выразившееся в неисполнении в установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) трехмесячный срок судебного решения, которое фактически не исполняется 7 лет, и просит суд признать незаконным бездействие Финансового управления по неисполнению в установленный законом срок состоявшихся судебных решений. Также просит возложить на Финансовое управление обязанность устранить допущенные нарушения путем совершения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации действий по включению в бюджет Олонецкого национального муниципального района взысканных указанными выше судебными постановлениями денежных сумм и ассигнований в целях исполнения судебных актов.
Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 09.07.2021 заявленные требования удовлетворены. Судом признано незаконным бездействие Финансового управления администрации Олонецкогонационального муниципального района, выразившееся в неисполнении исполнительного листа ФС № по делу №А26-2505/2014 и исполнительного листа ФС № по делу №2-253/2020 в течение трех месяцев со дня их поступления как несоответствующие п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ.На начальника Финансового управленияадминистрации Олонецкого национального муниципального района возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись Олонецкого муниципального национального района для исполнения вышеуказанных исполнительных листов.
С указанным решением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы административный ответчик указывает, что работа по исполнению вышеуказанных исполнительных документов ведется, исполнительные листы поставлены на учет и будут исполнены в порядке 5-й и 6-й очередности от общей численности зарегистрированных исполнительных листов по обращению взыскания на средства местного бюджета Олонецкого национального муниципального района; указывает также, что Финансовое управление предприняло все необходимые организационные меры для исполнения судебных решений и не имеет возможности в установленном БК РФ порядке самостоятельно внести изменения в сводную бюджетную роспись, так как все расходы распределены под принятые обязательства.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу административный истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.09.2013 г. по делу № А26-1846/2013 МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО3
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2014 по делу № А26-2505/2014 с администрации Олонецкого городского поселения в пользу МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» взыскана задолженность в сумме (...) руб. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 решение оставлено без изменения. Арбитражным судом Республики Карелия 09.02.2015 выдан исполнительный лист ФС №.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2018 по делу № А26-2505/2014 произведена замена взыскателя по исполнительному листу ФС № от 09.02.2015 с МУП «Единый информационно-расчетный центр Олонецкого городского поселения» на его правопреемника ФИО1
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия от 19.07.2018 на основании указанного исполнительного листа по заявлению ФИО1 от 11.07.2018 в отношении должника администрации Олонецкого городского поселения возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2018 по делу № А26-2505/2014 в удовлетворении заявления заместителя начальника ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия о процессуальном правопреемстве отказано, так как данным судебным постановлением установлено, что по состоянию на 30.10.2018 администрация Олонецкого городского поселения являлась действующим юридическим лицом, ее ликвидация не была завершена. Согласно протоколу заседания ликвидационной комиссии №2 от 12.04.2018 и письма администрации Олонецкого городского поселения от 20.04.2018№106 задолженность по решению суда по делу № А26-2505/2014 включена в ликвидационный баланс.
В связи с установлением факта ликвидации должника постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Олонецкому району УФССП России по Республике Карелия от 19.12.2018 исполнительное производство №-ИП окончено.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.11.2019 по делу А26-2505/2014 ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 определение отменено, произведена замена должника с Администрации Олонецкого городского поселения на процессуального правопреемника – Администрацию Олонецкого национального муниципального района. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2020 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2020 оставлено без изменения.
04.08.2020 ФИО1 направила в АдминистрациюОлонецкого национального муниципального района исполнительный лист ФС № и документы для его исполнения, однако письмом от 12.08.2020 Администрация возвратила ФИО1 исполнительный лист и иные приложенные к письму документы со ссылкой на то, что в соответствии с п. 4 ст. 242.2 БК РФ финансовый орган муниципального образования исполняет только судебные акты по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
18.08.2020 ФИО1 направила указанный исполнительный лист и иные необходимые документы для его исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.
21.09.2020 Управление Федерального казначейства по Республике Карелия вернуло исполнительный лист с приложенными документами со ссылкой на положения БК РФ, согласно которым исполнительный лист должен быть предъявлен в Финансовое управление Администрации.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 08.09.2020 по делу № А26-2505/2014 разъяснено, что взыскание в пользу ФИО1 денежных средств в размере (...) руб. должно производиться за счет средств казны муниципального образования «Олонецкий национальный муниципальный район».
В связи с неисполнением исполнительного документа решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15.07.2020 по делу № 2-253/2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 29.09.2020, с Администрации в пользу ФИО1 взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.03.2017 по 15.07.2020 в размере (...) руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ, начиная с 16.07.2020 до момента фактического исполнения обязательства.
30.10.2020 ФИО1 направила административному ответчику исполнительные листы ФС № и ФС № с приложением иных документов, необходимых для исполнения исполнительных документов. Все документы получены Администрацией 09.11.2020.
До настоящего времени решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.07.2014 по делу № А26-2505/2014 и решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 15.07.2020 по делу №2-253/2020 не исполнены.
12.05.2021 административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств совершения действий, направленных на исполнение судебных решений, либо наличия уважительных причин невозможности их исполнения в установленный БК РФ срок Финансовым управлением не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 АПК РФ, ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
На основании п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (п. 4 ст. 242.2 БК РФ).
Согласно п. 6 ст.242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Финансовым органом Олонецкого национального муниципального района является Финансовое управление Администрации Олонецкого национального муниципального района на основании ст. 6 БК РФ и п.1.1 Положения о Финансовом управлении Администрации Олонецкого национального муниципального района.
Согласно п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляетсяза счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. Приисполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденныезаконом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения всводную бюджетную роспись.
По смыслу ст. 217 БК РФ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 01.10.2009 № 1312-О-О, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, положения БК РФ предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение оместном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования.
В силу специального указания п. 5 ст. 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п.2 ст.83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом (аналогичная позиция отражена в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2019 №51-АПА19-17).
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средствбюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа,поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляетсяфинансовым органом муниципального образования в пределахассигнований, предусмотренных по такому виду расходов как исполнение судебных актоврешением представительного органа данного муниципального образования о бюджете натекущий финансовый год.
Согласно Приложению 4 к Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», такой вид расходов бюджетов как исполнение судебных актов имеет код 830.
По данному коду в сводной бюджетной росписи бюджета Олонецкого муниципального национального района на 2021 год предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1770774, 13 руб., из них: 1743273, 84 руб. – нареализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением (исполнение судебных актов), 22998,090 – обеспечениегосударственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (исполнение судебных актов); 4503 руб. –осуществлениеполномочий Олонецкогогородского поселения по библиотечному обслуживанию (исполнение судебных актов).
Таким образом, общая сумма бюджетных ассигнований, предусмотренных по виду расхода код 830 «Исполнение судебных актов», объективно не позволяет административному ответчику внести изменения в сводную бюджетную росписьОлонецкого муниципального национального района на 2021 год для исполнения исполнительных листов ФС № на сумму (...) руб. и ФС № на взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.03.2017 по 15.07.2020 в размере (...) руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ, начиная с 16.07.2020 до момента фактического исполнения обязательства.
Согласно Решению Совета Олонецкого национального муниципального района от 23.12.2020 № 87 «О бюджете Олонецкого национального муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (в ред. от 23.08.2021) общий объем доходов бюджета Олонецкого национального муниципального района на 2021 год утвержден в сумме 797936950 руб., в том числе объем безвозмездных поступлений в сумме 654024260 руб., из них объем получаемых межбюджетных трансфертов в сумме 653886660 руб.; общий объем расходов бюджета - 814701550 руб.; дефицит бюджета - 16764600 рублей.
Пунктом 3 ст. 92.1 БК РФ предусмотрено, что дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Таким образом, бюджет Олонецкого национального муниципального района на 2021 год утвержден с предельным размером дефицита и не имеет резервов для внесения изменений в сводную бюджетную роспись для исполнения вышеуказанных исполнительных листов.
Судом первой инстанции также был сделан вывод о недостаточности средств бюджета для исполнения исполнительных листов, при этом суд усмотрел право и обязанность административного ответчика внести изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Олонецкого национального муниципального район, что означает нарушение норм материального права, поскольку сводная бюджетная роспись является документом, производным от решения представительного органа муниципального образования об утверждении бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета(Определениеот 01.10.2009 № 1312-О-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 01.10.2009 № 1312-О-О,при отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п.2 ст.83 БК РФ - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Административным ответчикомв материалы дела представлено письмо в адрес Главы Администрации Олонецкого национального муниципального района,Главы Олонецкого городского поселения о недостаточности бюджетных ассигнований.
Вместе с тем судебная коллегия полагает, что неуведомление Главы Олонецкого национального муниципального района и представительного органа Олонецкого национального муниципального района о недостаточности бюджетных ассигнованийдля исполнения вышеуказанных исполнительных листов не может служить достаточным основанием для признания незаконным бездействия Финансового управления, поскольку согласно п.1 ст. 171 БК РФ составление проекта местного бюджета - исключительная прерогатива местных администраций муниципальных образований, а непосредственноесоставление проектов местных бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований, согласно же ч.12 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации. Из материалов же дела следует, что Глава Администрации Олонецкого национального муниципального района был уведомлен административным ответчиком о недостаточности бюджетных ассигнований.Кроме того, исполнительные листы ФС № по делу №А26-2505/2104 и ФС № по делу №2-253/2020 учтены административным ответчиком, поставлены на учет в порядке 5-й и 6-й очередности от общей численности зарегистрированных исполнительных листов по обращению взыскания на средства местного бюджета Олонецкого национального муниципального района в соответствии с Порядком ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с исполнением судебных актов по искам к муниципальному образованию «Олонецкий национальный муниципальный район», предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, утвержденным Приказом Финансового управления администрации Олонецкого национального муниципального района от 11.12.2019г. №45.
Относительно заявленных требований о возложении на Финансовое управление обязанности по включению в бюджет Олонецкого национального муниципального районабюджетных ассигнований в целях исполнения исполнительного листа ФС № по делу № А26-2505/2104 и исполнительного листа ФС №по делу № 2-253/2020, судебная коллегия отмечает, что включение в бюджет на конкретный финансовый год и плановый период определенных видов расходов находится в пределах дискрецииСовета Олонецкого национального муниципального района.Иное означало бы вмешательство в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом № 131-ФЗ (пункт 2 части 10 статьи 35) и предполагало возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.
Применительно к обстоятельствам настоящего административного дела судебная коллегия отмечает возможность административного истца реализовать право на судебную защиту своих прав и законных интересов, связанных с длительностью неисполнения вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности, иными способами, в том числе путем обращения за взысканием компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на основании Федерального закона от 30.04.2010 №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.ст. 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 09.07.2021 по настоящему делу отменить,принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Финансовому управлению Администрации Олонецкого национального муниципального района о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи