ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-357/19 от 19.02.2020 Южного окружного военного суда

Председательствующий Жагинов А.И.

Дело № 2а-357/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-161/2020

19 февраля 2020 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Потапченко И.Н.,

судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В.,

при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца – Деревянченко М.А. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2019 г., которым отказано в удовлетворении заявленных командиром войсковой части требований о признании незаконными отдельных выводов актов выездной проверки Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее – управление финансового контроля и аудита).

Заслушав доклад судьи ГришинаС.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, судебная коллегия

установила:

по результатам проверок филиала федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «91 финансово-экономическая служба» (далее – 91 ФЭС), проведенных управлением финансового контроля и аудита, составлены акты от 28 декабря 2015 г. № 12/26 и от 13 декабря 2018 г. № 52/41дсп, содержащие выводы о неправомерной компенсации двум военнослужащим войсковой части затрат на командировочные расходы на общую сумму 96063руб., поскольку они убывали для прохождения профессионального отбора при поступлении в военные учебные заведения.

Командир войсковой части через представителя обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными указанные выводы, содержащиеся в данных актах контрольных мероприятий, возложить на начальника управления финансового контроля и аудита обязанность исключить из актов сведения о наличии переплаты и указания о необходимости принятия мер для устранения допущенных нарушений.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Вобоснование он излагает обстоятельства дела, анализирует нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, и указывает, что двое военнослужащих войсковой части (А.Г.. и А.В..) правомерно были направлены в служебные командировки для прохождения профессионального отбора при поступлении в военные учебные заведения. При этом автор жалобы обращает внимание, что, направляя военнослужащих в командировки, командир войсковой части действовал во исполнение приказов вышестоящих воинских должностных лиц, поэтому на него необоснованно возложена обязанность по принятию мер к возмещению материального ущерба.

В подтверждение своей правовой позиции автор жалобы ссылается на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 10 марта 2016г. № 33а-98/2016.

В возражениях начальник управления финансового контроля и аудита просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной управлением ведомственного финансового контроля и аудита выездной проверки 91 ФЭС выявлен ущерб, обусловленный неположенными выплатами военнослужащим войсковой части командировочных расходов на общую сумму 96063 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на обучение в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и реализующих программы дополнительного профессионального образования и (или) программы профессионального обучения.

Порядок и условия приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, утверждены приказом Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. № 185.

Согласно п. 8, 20, 30 указанного Порядка прием на обучение в вузы включает комплекс мероприятий по отбору кандидатов на обучение слушателями и курсантами, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и условиям, предусмотренным этим Порядком (далее - предварительный отбор), а также определению их способности осваивать образовательные программы соответствующего уровня и направленности (далее - профессиональный отбор). Предварительный отбор кандидатов из числа офицеров, поступающих в вузы на обучение слушателями, в соответствии с частными планами предварительного отбора организуется командирами воинских частей и осуществляется в целях направления в ВУЗ для прохождения профессионального отбора наиболее подготовленных офицеров. Профессиональный отбор кандидатов из числа офицеров проводится ежегодно с 15 по 30 мая года приема в вуз приемными комиссиями высших военно-учебных заведений, в целях определения способности поступающих осваивать образовательные программы соответствующего уровня.

Исходя из изложенного, предварительный и профессиональный отборы являются неотъемлемой частью единого процесса приема в образовательные организации высшего образования.

В требований п. 125 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не считаются командировками поездки военнослужащих при выездах, связанных с поступлением на обучение и обучением в заочных федеральных государственных профессиональных образовательных организациях, федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, заочной адъюнктуре, а также при выездах на учебные сборы по подготовке военнослужащих к вступительным экзаменам в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования.

Эти положения распространяют свое действие также на военнослужащих, поступающих в качестве слушателей в вузы по очной форме обучения.

Кроме того, в соответствии с абз. 4 п. 2 Инструкции о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 мая 2012 г. №1055, при разрешении вопроса о том, находился ли военнослужащий в служебной командировке, имеющими значение для дела являются обстоятельства, связанные с направлением военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность и для выполнения конкретного служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.

Только при наличии всех вышеперечисленных условий можно сделать вывод о нахождении военнослужащего в служебной командировке.

По делу установлено, что в 2015 году двое военнослужащих войсковой части : капитан 2 ранга А.Г. и капитан 3 ранга А.В. направлялись в высшее учебное заведение для прохождения профессионального отбора, в результате чего им возмещены командировочные расходы на вышеуказанную сумму, состоящие из расходов на проживание и суточных.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, по делу правильно установлено, что указанные военнослужащие находились не в служебной командировке, а проходили вступительные испытания для поступления в военные учебные заведения.

Принимая во внимание изложенные выше положения действующего законодательства в совокупности с приведенными обстоятельствами дела, следует прийти к выводу об обоснованности отказа гарнизонного военного суда в удовлетворении требования командира войсковой части об исключении из актов проверки суммы возмещенных военнослужащим командировочных расходов, ввиду того, что им полагалось предоставление учебных отпусков, на что правомерно обращено внимание управлением финансового контроля и аудита.

Утверждение автора жалобы о том, что издание приказов о направлении военнослужащих в служебные командировки обусловлено тем, что аналогичные приказы изданы вышестоящими воинскими должностными лицами, следует признать безосновательным. Положения п. 72-74 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014г. № 333, обязывают командира воинской части, в том числе выполнить предложения и устранить недостатки по актам ревизий и других видов проверок хозяйственной деятельности, а также указаний должностных лиц вышестоящих органов военного управления.

Ссылка в жалобе на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 10 марта 2016 г. № 33а-98/2016 является необоснованной, поскольку это судебное постановление принято по иным фактическим обстоятельствам в отношении иных лиц, поэтому преюдициального значения по данному делу не имеет.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2019 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи