УИД 34RS0008-01-2023-004056-58 Административное дело № 2а-3580/2023
Судья Полубоярова Е.Г. Дело № 33а-11532/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 19 октября 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Тертышной В.В.,
судей Абакумовой Е.А., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Федорченко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волгограда к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 2 декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» с даты его принятия
по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Третьяковой М.Ю.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21июля 2023 г., которым постановлено:
в удовлетворении требований прокурора г. Волгограда к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 2 декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» с даты его принятия отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Волгограда обратился в суд с административным иском к администрации Волгограда о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 2 декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории», которым утвержден проект планировки и межевания центрально-западной части Волгограда, ограниченной ул. Космонавтов, ул. им. Землячки, ул. им. Расула ФИО1 в Дзержинском районе, в целях комплексного освоения указанной территории и размещения социально значимых объектов, разработанный на основании распоряжения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 11 марта 2022 г. №37-осн «О подготовке проекта планировки и межевании территории», с даты его принятия. В обоснование требований указано, что постановлением администрации Волгограда от 2 декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» утвержден проект планировки и межевания территории центрально-западной части Волгограда, ограниченной ул. Космонавтов, ул. им. Землячки, ул. им. Расула ФИО1 в Дзержинском районе, в целях комплексного освоения указанной территории и размещения социально значимых объектов, разработанный на основании распоряжения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 11 марта 2022 г. №37-осн «О подготовке проекта планировки и межевания территории». Указанное постановление опубликовано 6 декабря 2022 г. в газете «Городские вести. ФИО2 - Сталинград – Волгоград» № 138. На основании пункта 5 постановления оно вступает в силу: 5.1. В части реализации проектного решения по размещению улично-дорожной сети и транспортно-пересадочного узла после внесения изменений в Генеральный план Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 г. № 47/1112 «Об утверждении Генерального плана Волгограда». 5.2. В части реализации проектного решения по установлению зоны планируемого размещения объектов среднеэтажной жилой застройки в границах устанавливаемых кварталов №4 и №7 в границах земельного участка с кадастровым номером № 34:34:030074:2 после внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. №5/115 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № 34:34:030074:2 с зоны застройки специализированными объектами спортивно-зрелищного назначения (Д4-4) на зону застройки объектами общественно-делового и жилищного назначения за пределами исторического центра Волгограда (Д2-1); 5.3. В части реализации проектного решения по установлению зоны планируемого размещения объектов амбулаторно-поликлинического обслуживания в границах устанавливаемого квартала № 8 после внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. № 5/115 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», в части изменения территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № 34:34:030075:83 с зоны парков, скверов, садов, бульваров, набережных, пляжей (Р1) на зону застройки объектами общественно-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда (Д2-1). Прокуратурой г. Волгограда проведена проверка исполнения градостроительного законодательства на основании обращения директора НОЧУ ДПО «Профессионал» ФИО3 В результате проверочных мероприятий прокуратурой установлено, что данное постановление принято с нарушением норм действующего законодательства. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности в силу пункта 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Видами документации по планировке территории в соответствии со статьей 41 ГрК РФ являются проект планировки территории и проект межевания территории. В соответствии с Порядком подготовки документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград и Порядком принятия решения об утверждении документации по планировке территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. № 5/117, на основании распоряжения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 11 марта 2022 г. №37-осн «О подготовке проекта планировки и межевания территории» (в ред. от 18 июля 2022 г. № 73-осн) разработан проект планировки и межевания территории центрально-западной части Волгограда, ограниченной ул. Космонавтов, ул. им. Землячки, ул. им. Расула ФИО1 в Дзержинском районе. Заказчиком работ выступала администрация Волгограда в лице департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда. В соответствии с Генеральным планом Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 г. № 47/1112, планируемая территория расположена в общественно-деловой функциональной зоне. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 21декабря 2018 г. № 5/115, планируемая территория расположена в нескольких территориальных зонах - застройки объектами общественно-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда (Д 2-1), застройки специализированными объектами спортивно-зрелищного назначения (Д 4-4), зоне объектов коммунальной и транспортной инфраструктур IV и V классов опасности (Ит 2), зоне парков, скверов, садов, бульваров, набережных, пляжей (Р 1). В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется, в том числе на основании документов территориального планирования, ПЗЗ, а также программ комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктуры. При этом реализация генерального плана городского округа в силу частей 5 - 5.2 статьи 26 ГрК РФ осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены, в том числе программами комплексного развития систем транспортной инфраструктуры городских округов. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов и содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных программой. Генеральный план Волгограда утвержден решением Волгоградской городской Думы от 29 июня 2007 г. № 47/1112 (ред. от 14 апреля 2022 г.), при этом действующей на момент разработки и утверждения ППМТ редакцией генерального плана города размещение транспортно-пересадочного узла в предусмотренном проектом месте не предусмотрено, соответствующая программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Волгограда до настоящего времени не утверждена. В отношении земельного участка с кадастровым № 34:34:030074:2, предлагаемого в соответствии с положениями проекта ППMT к изъятию под улично-дорожную сеть с размещением транспортно-пересадочного узла, администрацией Волгограда проводятся мероприятия по внесению изменений в Генеральный план Волгограда в целях размещения на вышеуказанной территории магистральных улиц районного значения и транспортно-пересадочного узла (постановления администрации Волгограда от 17 июня 2022 г. № 680). Решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2023 г. № 84/1157 утверждена новая редакция Генерального плана Волгограда, однако размещение объекта улично-дорожной сети с транспортно-пересадочным узлом на данной территории не предусмотрено. В границах проектируемой территории расположен земельный участок с кадастровым номером 34:34:030074:2, арендуемый НОСУ ДПО «Профессионал», изъятие которого предусматривается проектом для муниципальных нужд в целях размещения линейных объектов: улично-дорожной сети с транспортно-пересадочным узлом и размещения инженерных коммуникаций (двух веток водовода). По данному факту в администрацию городского округа город-герой Волгоград прокуратурой города 16декабря 2022 г. внесено представление, по результатам рассмотрения которого указано на реализацию процедуры внесения изменений в Генеральный план городского округа, однако соответствующие изменения не внесены. Исходя из принципа первичности генерального плана, заложенного в нормах, регулирующих процесс территориального планирования, учитывая, что утвержденный проект ППМТ не соответствует действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа, в связи с чем подлежит отмене.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Третьякова М.Ю. оспаривает законность и обоснованность принятого судом решения, просит его отменить и удовлетворить административные исковые требования. В обоснование, приводя доводы административного иска, указывает на то, что приложением к Генеральному плану городского округа город – герой Волгоград являются карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которых отображена транспортная инфраструктура, объекты образования и культуры, физической культуры и массового спорта, а также кладбища. При этом ни на одном из приложений в виде карты на спорной территории не отображен объект местного значения в виде автомобильной дороги и транспортно – пересадочного узла. В положении о территориальном планировании содержатся сведения о строительстве транспортно – пересадочных узлов в Дзержинском, Тракторозаводском и Красноармейском районах, однако их местоположение в нарушение части 4 статьи 23 ГрК РФ не указано. Ссылаясь на части 6, 7, 8 статьи 23 ГрК РФ, полагает несостоятельным вывод суда о достаточности отображения транспортно – пересадочного узла на карте улично – дорожной сети, поскольку какого–либо обоснования необходимости размещения транспортно – пересадочного узла на территории, в отношении которой утвержден проект, материалы по обоснованию Генерального плана не содержат. В редакции Генерального плана, действовавшей на момент утверждения проекта, информация о транспортно – пересадочном узле на карте улично – дорожной сети отсутствовала. Не соблюдены и требования в части учета при разработке и утверждении проекта требований программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, которая отсутствовала не только на момент утверждения проекта планировки и межевания территории (утверждена решением Волгоградской городской Думы от 16августа 2023 г.), но и внесения изменений в Генеральный план.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель заинтересованного лица департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы апелляционного представления и письменных возражений на него, выслушав старшего помощника прокурора г. Волгограда Третьякову М.Ю., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя административного ответчика администрации Волгограда ФИО5, представителей заинтересованных лиц департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Пикуля Д.А. и ООО «Метры «Специализированный застройщик» ФИО6, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьей 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В порядке части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
Частью 7 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативно-правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативно-правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 той же нормы установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 изложенной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Разрешая заявленные прокурором требования и отказывая в их удовлетворении, суд, руководствуясь статьями 8, 11.3, 18, 34, 41, 41.1, 42, 43, 45, 46 ГрК РФ, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление издано администрацией Волгограда в пределах компетенции и введено в действие в установленном порядке с соблюдением правил его опубликования; не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу; проект изменений в Генеральный план Волгограда, предусматривающий размещение улично-дорожной сети с транспортно-пересадочным узлом на территории центрально-западной части Волгограда, ограниченной ул. Космонавтов, ул. им. Землячки, ул. им. Расула ФИО1 в Дзержинском районе Волгограда, подготовлен, в связи с чем не усмотрел нарушения прав неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия считает данный вывод ошибочным по следующим основаниям.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.
Согласно статье 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.
На основании пунктов 8 и 9 статьи 1 ГрК РФ и части 20 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам уместного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктами 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ определено, что утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 46 ГрК РФ следует, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В части 1 статьи 41 ГрК РФ указано, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности, и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из содержания частей 1 и 9 статьи 42 ГрК РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства и является основой для разработки проектов межевания территорий.
Таким образом, утвержденная документация по планировке территории не только определяет дальнейшее развитие конкретной территории, но и устанавливает объем прав и обязанностей неопределенного круга лиц в различных сферах правоотношений в указанном месте.
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 42 названного кодекса материалы по обоснованию проекта планировки территории должны содержать схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе, линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется, в том числе на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частями 5-5.2 статьи 26 ГрК РФ реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами комплексного развития систем транспортной инфраструктуры городских округов. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов подлежат утверждению органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих городских округов. Программы комплексного развития систем транспортной инфраструктуры городских округов, содержат графики выполнения мероприятий, предусмотренных указанными программами.
На основании части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); карту функциональных зон.
Согласно части 4 статьи 23 ГрК РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Волгограда от 2 декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» утвержден проект планировки и межевания территории центрально-западной части Волгограда, ограниченной ул. Космонавтов, ул. им. Землячки, ул. им. Расула ФИО1 в Дзержинском районе, в целях комплексного освоения указанной территории и размещения социально значимых объектов, разработанный на основании распоряжения департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 11 марта 2022 г. №37-осн «О подготовке проекта планировки и межевания территории». Указанное постановление опубликовано 6 декабря 2022 г. в газете «Городские вести. ФИО2 – Сталинград – Волгоград» № 138.
Согласно правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 21 декабря 2018 г. № 5/115, планируемая территория расположена в нескольких территориальных зонах - застройки объектами общественно-делового и жилищного назначения за пределами исторического центра Волгограда (Д2-1), застройки специализированными объектами спортивно-зрелищного назначения (Д 4-4), объектов коммунальной и транспортной инфраструктур IV и V классов опасности (Ит 2), зоне парков, скверов, садов, бульваров, набережных, пляжей (Р 1).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:030074:2, предлагаемого в соответствии с положениями проекта ППМТ к изъятию под улично-дорожную сеть с размещением транспортно-пересадочного узла, администрацией Волгограда проводятся мероприятия по внесению изменений в Генеральный план Волгограда в целях размещения на вышеуказанной территории магистральных улиц районного значения и транспортно-пересадочного узла (постановление администрации Волгограда от 17 июня 2022 г. № 680).
Решением Волгоградской городской Думы от 22 марта 2023 г. № 84/1157 утверждена новая редакция Генерального плана Волгограда, однако размещение объекта улично-дорожной сети с транспортно-пересадочным узлом на данной территории не предусмотрено.
В границах проектируемой территории расположен земельный участок с кадастровым номером 34:34:030074:2, арендуемый НОСУ ДПО «Профессионал», изъятие которого предусматривается проектом для муниципальных нужд в целях размещения улично-дорожной сети с транспортно-пересадочным узлом и размещения инженерных коммуникаций.
В связи с выявленными нарушениями при внесении изменений в Генеральный план городского округа, а также правила землепользования и застройки 16 декабря 2022 г. прокуратурой г. Волгограда в адрес администрации городского округа город-герой Волгоград внесено представление, по результатам рассмотрения которого указано на реализацию процедуры внесения изменений в Генеральный план г. Волгограда.
Вместе с тем соответствующие изменения не внесены, что установлено судом апелляционной инстанции и не оспаривалось сторонами.
В пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Приложениями к Генеральному плану Волгограда являются карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которых отображена транспортная инфраструктура, объекты образования и культуры, физической культуры и массового спорта, а также кладбища.
При этом ни на одном из приложений в виде карты на спорной территории не отображен объект местного значения в виде автомобильной дороги и транспортно – пересадочного узла.
В положении о территориальном планировании содержатся сведения о строительстве транспортно – пересадочных узлов в Дзержинском, Тракторозаводском и Красноармейском районах, однако их местоположение в нарушение части 4 статьи 23 ГрК РФ не указано.
В редакции Генерального плана, действовавшей на момент утверждения проекта, информация о транспортно – пересадочном узле на карте улично – дорожной сети отсутствовала.
Исходя из принципа первичности генерального плана городского округа, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, закрепленного в части 3 статьи 9, частях 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, учитывая, что утвержденный проект планировки и межевания территории не соответствует действующим документам территориального планирования и градостроительного зонирования городского округа, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора о признании недействующим постановления администрации Волгограда от 2декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории».
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания недействующим постановления администрации Волгограда от 2декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» с даты его принятия, судебная коллегия исходит из того, что указанный нормативный правовой акт не применялся, что подтверждено сторонами в судебном заседании, кроме того, установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав неопределенного круга лиц, в чьих интересах обратился прокурор г. Волгограда.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Городские вести. ФИО2 – Сталинград – Волгоград».
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21июля 2023 г. отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление прокурора г. Волгограда к администрации Волгограда удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации Волгограда от 2декабря 2022 г. № 1404 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории» с даты его принятия.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Городские вести. ФИО2 – Сталинград – Волгоград».
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы в порядке, установленном главой 35 КАС РФ, через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи