ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3595/2023 от 09.11.2023 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Перченко Н.Л. Дело № 2а-3595/2023

Докладчик Павлова О.Ю. (УИД 65RS0001-01-2023-001487-86)

Дело № 33а-2782/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 ноября 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Крылова Н.А.,

судей Менц О.П., Павловой О.Ю.,

при секретаре Баевой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградовой Ксении Константиновны о признании незаконными решений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области об отказе в предоставлении земельных участков в собственность, возложении обязанности предоставить земельные участки в собственность,

по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, , об отказе в предоставлении земельных участков в собственность Виноградовой К.К. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявления Виноградовой К.К. от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Павловой О.Ю., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Виноградова К.К. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями, в которых просила признать незаконными решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (ТУ Росимущества в Сахалинской области) от ДД.ММ.ГГГГ, от 16 декабря , от 16 декабря об отказе в предоставлении земельных участков в собственность, возложить обязанность на ТУ Росимущества в Сахалинской области предоставить ей в собственность земельные участки с кадастровыми номерами , , .

В обоснование заявленных требований указала, что заключила с ТУ Росимущества в Сахалинской области договоры аренды земельных участков, с кадастровыми номерами и , с установленным месторасположением относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, с разрешенным использованием: «Для жилищного строительства». На участках построены объекты капитального строительства (индивидуальные жилые дома).

ДД.ММ.ГГГГ обратилась административному ответчику с заявлением о выкупе земельных участков, приложив выписки из ЕГРП, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости. Письмами от ДД.ММ.ГГГГ, , в предоставлении земельных участков в собственность отказано в связи с их расположением в границах зоны с особыми условиями использования территории опережающего социально-экономического развития «Южная», полномочия по распоряжению данными земельными участками осуществляет управляющая компания данной территории опережающего развития.

Считает решения административного ответчика незаконными, нарушающими ее право на приобретение в собственность земельных участков, незаконно возлагающими обязанность нести необоснованные расходы по арендной плате за пользование земельными участками. Указывает, что территорией опережающего развития является территория, на которой устанавливаются особые условия осуществления предпринимательской деятельности предпринимателей и юридических лиц - резидентов ТОР, к которым она не относится и коммерческую деятельность на его территории не осуществляет. Полагает, что административный ответчик, как орган, уполномоченный распоряжаться земельными участниками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет полномочия как по распоряжению участками, подлежащими передаче непосредственно для нужд ТОР, так и всеми остальными участками, расположенными в границах ТОР, в том числе переданными гражданам.

Определениями суда от 27 марта 2023 года административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «КРДВ Сахалин и Курилы».

Судом принято вышеприведенное решение, которое в апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить, вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что спорные земельные участки полностью располагаются в границах территории опережающего развития «Южная», на которые распространяется особый правовой режим, функции по управлению данной территорией осуществляет управляющая компания АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», в связи с чем решения, принятые административным ответчиком, являются законными и обоснованными. Полагает, что Российской Федерации будет причинен вред, так как кадастровая стоимость земельных участков, являющаяся ценой выкупа, на момент обращения Виноградовой К.К. отличается в меньшую сторону в несколько раз по сравнению с текущей и подлежащей применению с 1 января 2023 года, административный истец злоупотребляет правом. Также указывает, что зарегистрированные объекты недвижимости на спорных земельных участках не отвечают признакам жилого дома.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения административного истца Виноградовой К.К. и заинтересованного лица ООО «КРДВ Сахалин и Курилы».

В суде апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Сахалинской области Младов А.А. апелляционную жалобу поддержал, представитель административного истца Южанина Л.В. возражала против ее удовлетворения.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле и дополнительно истребованные доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года № 278 (действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений), ТУ Росимущества в Сахалинской области осуществляет полномочия собственника, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с названным Положением.

Пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» (здесь и далее приводится редакция, действовавшая на дату принятия оспариваемых решений) установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, в целях обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего социально-экономического развития, осуществляется уполномоченным федеральным органом.

Согласно статье 9 этого же Закона в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 390 утверждены Правила передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, пунктом 2 которых определено, что земельные участки, здания, строения и сооружения передаются управляющей компании в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, в том числе для последующей передачи земельных участков, зданий, строений и сооружений резидентам территории опережающего социально-экономического развития для осуществления экономической деятельности, предусмотренной решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития либо решением Правительства Российской Федерации об объединении территорий опережающего социально-экономического развития, а также для размещения автомобильных дорог, объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи на территории опережающего социально-экономического развития, определенных в плане-графике реализации мероприятий по созданию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, утвержденном Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2016 года № 201 создана территория опережающего развития «Южная» муниципальных образований городской округ «Город Южно-Сахалинск», «Анивский городской округ», «Макаровский городской округ», «Поронайский городской округ», городской округ «Смирныховский» и «Томаринский городской округ» Сахалинской области.

14 апреля 2016 года между Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Правительством Сахалинской области, администрациями муниципальных образований городской округ «Город Южно-Сахалинск», «Анивский городской округ», «Макаровский городской округ», «Поронайский городской округ», городской округ «Смирныховский» и «Томаринский городской округ» Сахалинской области заключено соглашение о создании на территории названных муниципальных образований территории опережающего социально-экономического развития «Южная».

Функции по управлению ТОР «Южная» осуществляет управляющая компания АО «Корпорация развития Дальнего Востока» или дочернее хозяйственное общество, имеющее статус управляющей компании, которое может быть создано с участием такого акционерного общества (пункт 1.4 соглашения).

Согласно пункту 2.13 соглашения перечень расположенных на территории опережающего развития «Южная» земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в том числе в собственности Российской Федерации, определяются дополнительным соглашением.

Как следует из материалов дела, 28 октября 2022 года между ТУ Росимущества в Сахалинской области (арендодателем) и Виноградовой К.К. (арендатором) заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами , , площадью 1233 кв.м, 1000 кв.м, 1000 кв.м, соответственно, с установленным месторасположением относительно ориентира, расположенного в границах участков; почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельные участки отнесены к категории земель «земли населенных пунктов», имеют разрешенное использование «для жилищного строительства».

На каждом из земельных участков Виноградовой К.К. построены индивидуальные жилые дома, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

08 декабря 2022 года Виноградова К.К. обратилась к административному ответчику с заявлениями о выкупе указанных земельных участков.

16 декабря 2022 года ТУ Росимущества в Сахалинской области произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами , , находящихся в федеральной собственности и предоставленных на праве аренды. Из акта осмотра следует, что в границах каждого участка находится объект недвижимости (индивидуальный жилой дом), принадлежащий на праве собственности Виноградовой К.К.

Решениями ТУ Росимущества в Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, , в предоставлении государственной услуги по предоставлению испрашиваемых земельных участков отказано. Основанием отказа явилось расположение земельных участков с кадастровыми номерами , в границах зоны с особыми условиями использования территории опережающего социально-экономического развития «Южная», распоряжение которой осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами , находятся в собственности Российской Федерации и располагаются в границах территории опережающего развития Южная».

Согласно сообщению ООО «КРДВ Сахалин и Курилы» от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории опережающего развития «Южная» в границах кадастрового квартала 65:05:0000010, не передавались управляющей компании в лице АО «КРДВ» или ее дочернего общества ООО «КРДВ Сахалин и Курилы» в собственность или в аренду в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.

Виноградова К.К. резидентом территории опережающего развития «Южная» не является.

При установленных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение спорными земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенными на территории опережающего развития, для целей, не связанных с обеспечением осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития, осуществляется Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области, следовательно, административным органом допущено нарушение права административного истца на предоставление земельных участков в собственность.

Судом обоснованно отклонена ссылка представителя административного ответчика на положения части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий, поскольку данная норма не содержит запрета на передачу в собственность земельных участков, расположенных на территории опережающего развития, а устанавливает лишь ограничения в пользовании земельными участками для осуществления видов деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон (часть 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом согласно части 3 статьи 104 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы жалобы о несоответствии расположенных на спорных земельных участках объектах недвижимости, принадлежащих Виноградовой К.К. требованиям, предъявляемым к жилым домам, оспаривание права собственности на них в судебном порядке, правового значения не имеют, так как данные обстоятельства не являлись основанием для отказа в предоставлении земельных участков в собственность.

Утверждение в жалобе о злоупотреблении административным истцом своими правами судебной коллегией отклоняется, как не основанное на доказательствах. Реализация собственником недвижимого имущества права на получение земельного участка в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации не может свидетельствовать о злоупотреблении с его стороны.

В целом доводы жалобы повторяют позицию стороны административного ответчика в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда по обстоятельствам дела и основаны на ином применении к ним положений законодательства, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.А. Крылов

Судьи О.П. Менц

О.Ю. Павлова