ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-35/2022 от 22.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Маннапова Г.Р. УИД 16RS0020-01-2021-001475-17

дело в суде первой инстанции № 2а-35/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-10373/2022

учет № 198а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2022 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Галимова Л.Т.,

судей Гафарова Р.Ф., Львова Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 26.04.2022, которым постановлено:

«административные исковые заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Татарстан удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Татарстан недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период 2020 года (КБК ....) в размере 7 583 рублей 40 копеек, пени (КБК ....) в размере 64 рублей 46 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды, начиная с 01.01.2017), за период 2020 года (КБК ....) в размере 29 203 рублей 20 копеек, пени (КБК ....) в размере 248 рублей 23 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за период 2019 года (КБК ....) в размере 566 рублей, пени (КБК ....) в размере 5 рублей 45 копеек; всего 37 670 рублей 74 копейки.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Татарстан недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, пени (КБК ....) в размере 1 829 рублей 09 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017), пени (КБК ....) в размере 7 872 рублей 08 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (КБК ....) в размере 1 964 рублей, пени (КБК ....) в размере 356 рублей 17 копеек, всего 12 021 рубль 34 копейки.

В удовлетворении остальной части иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Татарстан – отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход Менделеевского муниципального образования государственную пошлину в размере 1 690 рублей 76 копеек».

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС № 9) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам, земельному налогу.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является плательщиком земельного налога. Согласно сведениям полученным от регистрирующих органов, за ФИО1 в 2015-2018 годы на праве собственности принадлежал: земельный участок, расположенный по адресу: .

За 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 699 рублей; сумма налога налогоплательщиком не уплачена, взыскана службой судебных приставов 30.03.2018 на основании судебного приказа от 08.08.2017 № 2а-300/2017; пени в размере 85 рублей 23 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2015 год за период с 06.02.2017 по 29.03.2018.

За 2016 год по сроку уплаты 01.12.2016 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 699 рублей; сумма налога налогоплательщиком не уплачена; пени в размере 11 рублей 39 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2016 за период с 02.12.2017 по 01.02.2018; пени в размере 91 рубля 65 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2016 год за период с 02.02.2018 по 10.07.2019; пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2016 год за период с 11.07.2019 по 29.06.2020.

За 2017 год по сроку уплаты 01.12.2018 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 699 рублей; сумма налога налогоплательщиком не уплачена; пени в размере 9 рублей 85 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2017 год за период с 04.12.2018 по 27.01.2019; пени в размере 29рублей 47копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2017 год за период с 28.01.2019 по 10.07.2019; пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2017 год за период с 11.07.2019 по 29.06.2020.

За 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 566 рублей; сумма налога налогоплательщиком не уплачена; пени в размере 7 рублей 49 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за 2018 год за период с 03.12.2019 по 03.02.2020; пени в размере 15 рублей 91 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за 2018 год за период с 04.02.2020 по 29.06.2020.

За 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 566 рублей; сумма налога налогоплательщиком не уплачена; пени в размере 5 рублей 45 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за 2019 год за период с 02.12.2020 по 07.02.2021.

Кроме того согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с . ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения. Административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя, вместе с тем не исполнив обязанность по уплате своевременно и в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В результате чего образовалась задолженность по страховым взносам за период с 2013 по 2020 годы, на общую сумму 132 261 рубль 74 копейки; сумма задолженности ФИО1 не погашена.

За несвоевременное погашение задолженности МРИ ФНС № 9 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.

Пени в размере 1 075 рублей 95 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 9 657 рублей 97 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020.

Пени в размере 515 рублей 01 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 3 796 рублей 85 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020.

Пени в размере 105 рублей 96 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек за период с 02.01.2019 по 01.02.2019.

Пени в размере 97 рублей 32 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек за период с 02.02.2019 по 01.03.2019.

Пени в размере 622 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 4590 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020.

Пени в размере 792 рублей 15 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 5840 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020.

Пени в размере 61 рубля 87 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 10 430 рублей за период с 02.02.2019 по 01.03.2019.

Пени в размере 352 рублей 46 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 6 884 рублей за период с 13.01.2020 по 05.11.2020.

Пени в размере 263 рублей 86 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 45 010 рублей 29 копеек за период с 02.02.2019 по 24.02.2019.

Пени в размере 2 504 рублей 67 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 18 465 рублей 29 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020.

Пени в размере 3 600 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 26 545 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020.

Пени в размере 1 502 рублей 94 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 29 354 рублей за период с 13.01.2020 по 05.11.2020.

За 2020 год задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование составляет 7 583 рубля 40 копеек; сумма налога ФИО1 не уплачена; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составляет 29 203 рубля 20 копеек; сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 64 рублей 46 копеек начислены за период с 10.12.2020 по 07.02.2021 за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, на общую сумму 7 583 рублей 40 копеек за период 2020 года.

Пени в размере 248 рублей 23 копеек начислены в период с 10.12.2020 по 07.02.2021 за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), на общую сумму 29 203 рубля 20 копеек за период 2020 года.

ФИО1 направлялись уведомления и требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан от 08.02.2021 с ФИО1 взыскана недоимка за 2016-2020 в размере 14 076 рублей 05 копеек. В связи с поступившим возражением ФИО1 определением мирового судьи от 02.04.2021 судебный приказ отменен.

Прилагая расчет задолженности по налогам и пени, административный истец просит взыскать с ФИО1: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, за 2017 год (КБК ....) в размере 1 794 рублей 24 копеек, из них: пени в размере 1 075 рублей 95 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 9 657 рублей 97 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020, пени в размере 515 рублей 01 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 3 796 рублей 85 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020, пени в размере 105 рублей 96 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек за период с 02.01.2019 по 01.02.2019, пени в размере 97 рублей 32 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек за период с 02.02.2019 по 01.03.2019; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, (КБК ....) в размере 1 829 рублей 09 копеек, из них: пени в размере 622 рублей 61 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 4 590 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020, пени в размере 792 рублей 15 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 5 840 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020, пени в размере 61 рубля 87 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 10 430 рублей за период с 02.02.2019 по 01.03.2019; пени в размере 352 рублей 46 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 6 884 рублей за период с 13.01.2020 по 05.11.2020; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) (КБК ....), в размере 7 872 рублей 08 копеек, из них: пени в размере 263 рублей 86 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 45 010 рублей 29 копеек за период с 02.02.2019 по 24.02.2019, пени в размере 2 504 рублей 67 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 18 465 рублей 29 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020, пени в размере 3 600 рублей 61 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 26 545 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020, пени в размере 1 502 рублей 94 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 29 354 рублей за период с 13.01.2020 по 05.11.2020; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (КБК ....), в размере 1 964 рублей, из них: за 2016 год – 699 рублей, за 2017 год - 699 рублей, за 2018 год -566 рублей; пени на недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (КБК ....) в размере 356 рублей 17 копеек, из них: пени в размере 85,23 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2015 год за период с 06.02.2017 по 29.03.2018, пени в размере 11 рублей 39 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2016 год за период с 02.12.2017 по 01.02.2018, пени в размере 91 рубля 65 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2016 год за период с 02.02.2018 по 10.07.2019, пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2016 год за период с 11.07.2019 по 29.06.2020, пени в размере 9 рублей 85 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2017 год за период с 04.12.2018 по 27.01.2019, пени в размере 29 рублей 47 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2017 год за период с 28.01.2019 по 10.07.2019, пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за 2017 год за период с 11.07.2019 по 29.06.2020, пени в размере 7 рублей 49 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за 2018 год за период с 03.12.2019 по 03.02.2020, пени в размере 15 рублей 91 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за 2018 год за период с 04.02.2020 по 29.06.2020; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) за период 2020 года (КБК ....) в размере 7 583 рублей 40 копеек, пени (КБК ....) в размере 64 рублей 46 копеек (начислены в период с 10.12.2020 по 07.02.2021 на общую сумму 7 583 рублей 40 копеек за 2020 год); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды, начиная с 01.01.2017), за период 2020 года (КБК ....) в размере 29 203 рублей 20 копеек, пени (КБК ....) в размере 248 рублей 23 копеек (начислены в период с 10.12.2020 по 07.02.2021 на общую сумму 29 203 рубля 20 копеек за 2020 год); земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за период 2019 года (КБК ....) в размере 566 рублей, пени (КБК ....) в размере 5 рублей 45 копеек (начислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2019 года с 02.12.2020 по 07.02.2021).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Государственное учреждение – «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», Государственное учреждение – Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан.

Определением Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 03.03.2022 административные дела по административным исковым заявлениям МРИ ФНС № 9 к ФИО1 объединены в одно производство (№ 2а-35/2022).

В судебном заседании ФИО1 с административным исковым заявлением не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан», Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан не явились. В возражениях указали, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы в налоговые органы; просили рассмотреть административное дело в отсутствие их представителей.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены.

Суд принял решение о частичном удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласилась ФИО1, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что оно принято при неправильном применении норм материального права, судом неправильно установлены обстоятельства по делу. Также ссылается на пропуск административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Просит по административному делу принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены.

Представитель Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Татарстан в представленном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 699 рублей; сумма налога ею своевременно не уплачена, задолженность по земельному налогу за указанный период взыскана службой судебных приставов 30.03.2018 на основании судебного приказа от 08.08.2017 № 2а-300/2017. За неисполнение обязанности по оплате налога в установленный законом срок за 2015 год ФИО1 начислены пени в размере 85 рублей 23 копеек за период с 06.02.2017 по 29.03.2018.

За 2016 год по сроку уплаты 01.12.2016 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 699 рублей; сумма налога ею не уплачена.

В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу за 2016 год МРИ ФНС № 9 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени: в размере 11 рублей 39 копеек – исчислены на сумму недоимки по земельному налогу в размере 699 рублей за период с 02.12.2017 по 01.02.2018; в размере 91 рубля 65 копеек – исчислены на сумму недоимки по земельному налогу в размере 699 рублей за период с 02.02.2018 по 10.07.2019; в размере 52 рублей 59 копеек – исчислены на сумму недоимки по земельному налогу в размере 699 рублей за период с 11.07.2019 по 29.06.2020.

За 2017 год по сроку уплаты 01.12.2018 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 699 рублей; сумма налога ею не уплачена.

В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу за 2017 год МРИ ФНС № 9 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени: в размере 9 рублей 85 копеек – исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период с 04.12.2018 по 27.01.2019; в размере 29 рублей 47 копеек – исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период с 28.01.2019 по 10.07.2019; в размере 52 рублей 59 копеек – исчислены на сумму недоимки по земельному налогу в размере 699 рублей за период с 11.07.2019 по 29.06.2020.

За 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 566 рублей; сумма налога ею не уплачена.

В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу за 2018 год МРИ ФНС № 9 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени: в размере 7 рублей 49 копеек – исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период с 03.12.2019 по 03.02.2020; в размере 15 рублей 91 копейки – исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период с 04.02.2020 по 29.06.2020.

За 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020 ФИО1 исчислен земельный налог в размере 566 рублей; сумма налога ею не уплачена.

В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу за 2019 год МРИ ФНС № 9 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в размере 5 рублей 45 копеек – исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период с 02.12.2020 по 07.02.2021.

Кроме того ФИО1 зарегистрирована с года в качестве индивидуального предпринимателя, на основании решения МРИ ФНС 18 от прекратила свою деятельность.

Из представленных материалов дела следует, что ФИО1 имеет задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год.

Так за 2020 год задолженность по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования составляет 7 583 рубля 40 копеек, сумма задолженности ФИО1 не уплачена; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2020 год составляет 29 203 рубля 20 копеек, сумма задолженности ФИО1 также не уплачена.

В связи с неуплатой задолженности по земельному налогу за 2020 год МРИ ФНС № 9 в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени: за период с 10.12.2020 по 07.02.2021 в размере 64 рублей 46 копеек, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, на общую сумму 7 583 рубля 40 копеек; за период с 10.12.2020 по 07.02.2021 в размере 248 рублей 23 копеек, за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), на общую сумму 29 203 рубля 20 копеек.

Кроме того в связи с нарушением обязанности по уплате страховых взносов в установленные законодательством сроки за период 2013-2020 годы МРИ ФНС № 9 начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере: 1 075 рублей 95 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 9 657 рублей 97 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020; 515 рублей 01 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 3 796 рублей 85 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020; 105 рублей 96 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек за период с 02.01.2019 по 01.02.2019; 97 рублей 32 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек за период с 02.02.2019 по 01.03.2019; 622 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 4590 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020; 792 рублей 15 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 5840 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020; 61 рубля 87 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 10 430 рублей за период с 02.02.2019 по 01.03.2019; 352 рублей 46 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, исчислены на сумму недоимки в размере 6 884 рублей за период с 13.01.2020 по 05.11.2020; 263 рублей 86 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 45 010 рублей 29 копеек за период с 02.02.2019 по 24.02.2019; 2 504 рублей 67 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 18 465 рублей 29 копеек за период с 29.01.2019 по 05.11.2020; 3 600 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 26 545 рублей за период с 29.01.2019 по 05.11.2020; 1 502 рублей 94 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017), исчислены на сумму недоимки в размере 29 354 рублей за период с 13.01.2020 по 05.11.2020.

ФИО1 направлено налоговое уведомление от 13.09.2016 № 75815886, в соответствии с которым административному ответчику произведен расчет за 2015 земельного налога.

ФИО1 направлено налоговое уведомление от 20.09.2017 № 57115287, в соответствии с которым административному ответчику произведен расчет за 2016 земельного налога.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 02.02.2018 № 13009 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сроком исполнения до 06.03.2018.

ФИО1 направлено налоговое уведомление от 19.08.2018 № 46480608, в соответствии с которым административному ответчику произведен расчет за 2017 земельного налога.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 28.01.2019 № 4227 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сроком исполнения до 25.03.2019.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 11.07.2019 № 54519 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), сроком исполнения до 05.11.2019.

ФИО1 направлено налоговое уведомление от 01.08.2019 № 58031580, в соответствии с которым административному ответчику произведен расчет за 2018 земельного налога.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 04.02.2020 № 8839 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сроком исполнения до 18.03.2020.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 30.06.2020 № 101324 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сроком исполнения до 23.11.2020.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 06.11.2020 № 127170 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) сроком исполнения до 01.12.2020.

ФИО1 направлено налоговое уведомление от 03.08.2020 № 13774322, в соответствии с которым административному ответчику произведен расчет за 2020 земельного налога.

ФИО1 предъявлено требование по состоянию на 08.02.2021 № 4761б уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) сроком исполнения до 05.04.2021.

08.02.2021 мировым судьей судебного участка № 2 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 9 суммы недоимки за 2016-2020 годы в размере 14 076 рублей 05 копеек, государственной пошлины в размере 281 рубля 52 копеек. В связи с поступившим возражением ФИО1 определением мирового судьи от 02.04.2021 судебный приказ отменен.

07.07.2021 мировым судьей судебного участка № 2 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 9 суммы недоимки за 2017-2021 годы в размере 37 670 рублей 74 копеек, государственной пошлины в размере 665 рублей 06 копеек. В связи с поступившим возражением ФИО1 определением мирового судьи от 28.12.2021 судебный приказ отменен.

Постановлением заместителя начальника МРИ ФНС № 9 от 14.03.2018 № 4089 принято решение произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО1 в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 17.01.2018 № 524, срок исполнения которого истек 06.02.2018, и от 07.12.2017 № 61190, срок исполнения которого истек 27.12.2017, в общей сумме 32 981 рубля 99 копеек.

Из ответа МРИ ФНС № 9 от 25.04.2022 следует, что согласно ответу отдела урегулирования задолженности № 2 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району города Казани (далее – ИФНС) от 20.04.2022 в отношении ФИО1 22.03.2018 возбуждено исполнительное производство на основании постановления от 14.03.2018 № 4089 на сумму 32 981 рубля 99 копеек. 04.09.2018 исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с тем, что исполнительное производство окончено фактическим исполнением и сроки хранения в архивном фонде прошли, данное производство отсутствует в базе данных исполнительных производство Федеральной службы судебных приставов России.

Из платежного поручения от 09.08.2018 № 433150, представленного Менделеевским районным отделением судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан, следует, что ФИО1 были перечислены денежные средства в пользу отделения судебных приставов по Менделеевскому и Тукаевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан на основании исполнительного документа от 14.03.2018 № 4089 в рамках исполнительного производства № 16798/18/16036-ИП в размере 4 934 рублей 71 копейки.

Постановлением руководителя (заместителя руководителя) ИФНС от 26.03.2019 № 2129 принято решение произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО1 в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 17.01.2019 № 445, в общей сумме 32 566 рублей 56 копеек.

29.03.2019 постановлением судебного пристава – исполнителя отделения судебных приставов по Менделеевскому и Тукаевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан на основании исполнительного документа МРИ ФНС № 9 от 26.03.2019 № 2129 возбуждено исполнительное производство № 23406/19/16036-ИП, предмет исполнения: взыскание задолженности в сумме 32 566 рублей 56 копеек с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 9.

Постановлением руководителя (заместителя руководителя) ИФНС от 13.03.2020 № 1333 принято решение произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО1 в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 13.01.2020 № 796, в общей сумме 36 328 рублей 59 копеек. (л.д. 161, том № 1).

17.03.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Менделеевскому и Тукаевскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан на основании исполнительного документа ИФНС от 13.03.2020 № 1333 возбуждено исполнительное производство № 18278/20/16036-ИП о взыскании задолженности в сумме 36 328 рублей 59 копеек с ФИО1 в пользу ИФНС.

Указанные исполнительные производства за исключением исполнительного производства о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам на основании постановления налогового органа № 4089 находятся в производстве судебного пристава-исполнителя, задолженность по налогам и сборам по данным исполнительным производствам не погашена.

Удовлетворяя требования административного иска в части взыскания с ФИО1 в пользу МРИ ФНС № 9 недоимки: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, за период 2020 года (КБК ....) в размере 7 583 рублей 40 копеек, пени (КБК ....) в размере 64 рублей 46 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчётные периоды, начиная с 01.01.2017), за период 2020 года (КБК ....) в размере 29 203 рублей 20 копеек, пени (КБК ....) в размере 248 рублей 23 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за период 2019 года (КБК ....) в размере 566 рублей, пени (КБК ....) в размере 5 рублей 45 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017, пени (КБК ....) в размере 1 829 рублей 09 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017), пени (КБК ....) в размере 7 872 рублей 08 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, (КБК ....) в размере 1 964 рублей, пени (КБК ....) в размере 356 рублей 17 копеек, всего 12 021 рубль 34 копейки, суд первой инстанции, оценив вышеуказанные обстоятельства и основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь нормами материального права, пришел к верному выводу о правильности расчета задолженности по налогам, а также соблюдению налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения недоимки, предшествующей обращению в суд, и установил, что административным ответчиком обязательства по уплате страховых взносов, земельного налога в указанной не исполнены, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела.

В силу пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Согласно части 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для земельного налога признается календарный год.

В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), утратившего силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

До 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Законом № 212-ФЗ. Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).

В силу части 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж (страховые взносы, уплачиваемые в течение расчетного периода, - часть 4 этой статьи) подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

В случае неуплаты индивидуальным предпринимателем в установленный срок или неполной уплаты страховых взносов производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного федерального закона (части 2 и 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).

До принятия решения о взыскании страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (часть 3 статьи 19 Закона № 212-ФЗ).

По общему правилу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется индивидуальному предпринимателю уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (части 2 и 3 статьи 22 Закона № 212-ФЗ).

Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках на основании решения о взыскании уполномоченного органа, который направляет в соответствующий банк поручение на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения данного срока (части 1, 2 и 5 (в редакции, действующей до 21.12.2013) статьи 19 Закона № 212-ФЗ).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о таких счетах уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 14 статьи 19, части 2 и 3 (в редакции до 21.12.2013) статьи 20 Закона № 212-ФЗ).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243-ФЗ) полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование, в том числе вопросы взыскания недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, переданы налоговым органам в связи с упразднением этих функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с указанной даты.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В силу пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года.

В силу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Поскольку наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела, и доказательств ее погашения суду не представлено, при этом административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, судом первой инстанции принято законное решение об удовлетворении административного иска в указанной части.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока исковой давности для обращения в суд являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предусмотренный законом срок на обращение в суд с данными требованиями административным истцом не пропущен.

Отказывая в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 1 794 рублей 24 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае подлежит применению часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем налоговый орган утратил возможность взыскания этой задолженности.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в указанной части.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона № 243-ФЗ).

В статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 данной статьи), в подпунктах 1 - 4 пункта 3 закреплены конкретные основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, указал, что таковыми могут быть признаны иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).

Так безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм статей 44 и 59 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Частью 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ устанавливалось, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Данная норма части 1 статьи 11 Закона № 212-ФЗ не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.

Решение суда в указанной части отвечает вышеуказанным положениям закона.

Административным ответчиком не обжалуется решение в части правильности и обоснованности расчетов задолженности. Судебная коллегия не усматривает в этой связи процессуального повода для проверки решения суда в данной части.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности, в силу чего не могут являться основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что письма из налогового органа она не получает являются не состоятельными.

Следует отметить, что статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Пунктом 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налоговым органом направляются налогоплательщику – физическому лицу по адресу места его жительства или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговые требования и уведомления направлялись по последнему известному налоговому органу адресу регистрации ФИО1

Принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства о получении административным ответчиком налоговых уведомлений и требований, копии судебного приказа, административного искового заявления, довод ФИО1 о том, что она корреспонденцию не получала, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, и у налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства (пребывания) налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за спорный период по последнему известному адресу регистрации административного ответчика необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

В этой связи нарушение налоговым органом обязанности по направлению налоговых уведомления и требования не нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.

Суд первой инстанции принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 26.04.2022 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 27.07.2022.

Определение02.08.2022