УИД № 69RS0038-03-2022-005041-51 судья Гореева С.Р. 2023 год
дело № 2а - 35/2023 (33 - 2615/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,
судей Зоровой Е.Е., Лозиной С.П.
при секретаре судебного заседания Коненковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
31 августа 2023 года
по докладу судьи Кулакова А.В.
дело по апелляционным жалобам Ильиной С.Н., Золотухина А.С. на решение Московского районного суда города Твери от 21 февраля 2023 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Ясневой О.С., Ильиной С.Н., Золотухина А.С., Белова В.В. к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, Администрации города Твери о признании конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по <адрес> незаконным, результатов конкурса по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирного жилого дома № по <адрес> недействительными – отказать».
Судебная коллегия
установила:
Яснева О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери о признании конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом незаконным, результатов конкурса по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирного жилого дома недействительными.
В обоснование административного искового заявления указано, что Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери была сформирована конкурсная документация и объявлен открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по <адрес>, победителем определен единственный участник ООО УК «Домовладелец-Т». В период до 31 декабря 2020 года департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Твери разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, не выдавалось, заявление о выдаче разрешения на ввод указанного объекта капитального строительства в Главархитектуру Тверской области не поступало и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не выдавалось. Для организации конкурса по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, необходимо существование определенных условий, в том числе и своевременное информирование собственников о планируемых мероприятиях, чего организатором конкурса соблюдено не было, а требования закона проигнорированы. Соответственно, у организатора конкурса Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери отсутствовали основания и обязанности для его организации, вместе с тем, конкурс был проведен, победитель выбран, что в совокупности нарушило права и законные интересы истца, как собственника имущества в многоквартирном доме, поскольку в результате незаконных действий Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери у истца возникли правовые последствия и обязанности в отношениях со сторонними организациями. В соответствии с пунктом 5 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В ходе рассмотрения спора судом к участию в деле привлечена в качестве административного ответчика администрация г. Твери.
Ильина С.Н., Золотухин А.С., Белов В.В. также обратились с исками к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери о признании конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № по <адрес> незаконным, результатов конкурса недействительными, в обоснование которых указаны обстоятельства, аналогичные приведенным в исковом заявлении Ясневой О.С.
Административные истцы Яснева О.С., Белов В.В., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Административные истцы Ильина С.Н., Золотухин А.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель административных ответчиков Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери и администрации города Твери Тверской области Цымбал М.А. возражала относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области Кравченко Ю.С. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Некоммерческого партнерства по содействию гражданам в долевом участии в инвестировании строительства «Содействие» Киселева И.А. поддержала требования административных истцов по доводам письменных пояснений.
Представитель заинтересованного лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Смирнова А.Д. в судебном заседании указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований административных истцов.
Заинтересованные лица администрация Московского района города Твери, ООО «Каскад», ООО «УК «Домовладелец-Т», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Золотухин А.С. просил отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ясневой О.С., Ильиной С.Н., Золотухина А.С., Белова В.В.
В обоснование жалобы указано на нарушение Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, установленного Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 74.
В ходе судебного разбирательства заявителями неоднократно приводились доводы о том, что из положений ст. ст. 44, 45, 47 и 48, ч. ч. 2, 3 ст. 161, ст. ст. 162 и 164 Жилищного кодекса РФ следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и реализацию этого решения наделены только собственники помещений в многоквартирном доме. Принятие органом местного самоуправления решения о проведении конкурса и (или) отказе от его проведения допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, однако, по независящим от органа причинам, не состоялось, либо в силу каких-либо иных причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Судом не принято во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрацией г. Твери или Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери были предприняты меры по созыву общего собрания собственников помещений, в ходе судебного разбирательства представители органа самоуправления не подтвердили даже попыток организации ими общего собрания собственников многоквартирного дома, то есть органом местного самоуправления решение об управлении многоквартирным домом принято самостоятельно, что свидетельствует о нарушении охраняемых законом прав собственников помещений многоквартирного дома № по <адрес>, нарушении принципов свободы выбора и договора.
Судом необоснованно оставлены без внимания доводы истцов о том, что на момент организации конкурса по отбору управляющей организации собственники многоквартирного дома объективно не могли самостоятельно организовать общее собрание собственников помещений, поскольку в тот момент состав их только формировался, происходила процедура регистрации прав, количество собственников помещений, которые могли быть допущены к принятию решения общего собрания, составляло менее 20 %, у зарегистрированных собственников отсутствовали сведения и возможность их получить самостоятельно о том, кому принадлежит то или иное имущество в многоквартирном доме, самостоятельно определить состав и количество общего имущества собственников многоквартирного дома. Собственники многоквартирного дома не обращались с соответствующим заявлением в администрацию города Твери или иной уполномоченный орган о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Судом не приняты доводы истцов о том, что в составе многоквартирного дома отсутствует какое-либо муниципальное имущество и дом является частной собственностью. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г. Твери наделен полномочиями в части создания конкурсной комиссии, определения условий конкурса.
Со ссылками на п. 38 раздела IV Правил № 74 в жалобе указано на незаконность проведения конкурса ввиду нарушения процедуры организации или проведения конкурса, так как отсутствует актуальная техническая документация, осмотр дома не проводился, акт составлен формально, не отражает реального состояния общего имущества многоквартирного дома. В имеющемся в материалах дела извещении о проведении торгов отсутствует информация о годе постройки, этажности, количестве квартир, площади жилых, нежилых помещений и помещений общего пользования, видах благоустройства, серии и типе постройки, а также кадастровом номере и площади земельного участка, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, степени износа, наличии механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материале стен и кровли.
В извещении указаны размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в валюте лота (рубли) в размере 11 рублей 72 копеек, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе в валюте лота (рубли) в размере 2833 рублей 84 копеек, при этом экономическое обоснование произведенного расчета отсутствует.
По мнению подателя жалобы, у Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери и администрации города Твери отсутствовала документация, необходимая для проведения расчетов и составления описания текущего состояния многоквартирного дома, которая согласно требованиям п.38 раздела IV Правил № 75 является неотъемлемым условием организации и проведения конкурса по отбору управляющей организации.
В материалах дела отсутствует заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расписка о получении заявки на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации, протокол конкурса по отбору управляющей организации.
Истцами были представлены в суд решение Арбитражного суда Тверской области от 05 октября 2022 года, которым подтверждается отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома № по <адрес>, письмо Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области от 12 января 2023 года, которым отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома № по <адрес>, письмо Министерства строительства и жилищного хозяйства РФ от 16 января 2023 года, которым разъяснены нормы Градостроительного Кодекса РФ, а также последствия эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию.
Ильина С.Н. в своей апелляционной жалобе также просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Ясневой О.С., Ильиной С.Н., Золотухина А.С., Белова В.В., в обоснование жалобы повторяя доводы апелляционной жалобы Золотухина А.С.
Судебной коллегией по административным делам Тверского областного суда определением от 07 июня 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.
Администрацией г. Твери и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери принесены возражения на апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения, жалоб – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истцы Золотухин А.С., Белов В.В. поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, НП «Содействие» Киселева И.А. поддержала доводы апелляционных жалоб.
Представитель ответчиков Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, администрации города Твери Сусанина М.С. возражала относительно удовлетворения апелляционных жалоб.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно ч. ч. 3, 4, 5, 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4).
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 5).
В течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс, за исключением случая, предусмотренного частью двадцать пятой статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации». В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом (ч. 13).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее – Правила).
Согласно п. 3 указанных Правил конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Согласно пунктам 32, 37, 39, 40 Правил информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
Извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Кроме того, в силу пункта 40 Правил организатор конкурса не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе обязан уведомить о дате проведения конкурса:
а) всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте;
б) всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче (далее - лица, принявшие помещения), в случае, указанном в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления лицами, принявшими помещения, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Судом установлено, что постановлением администрации города Твери от 24 августа 2015 года № «Об организации проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» Департамент ЖКХ и строительства администрации города Твери определен организатором открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Решением Московского районного суда города Твери от 24 января 2020 года, вступившим в законную силу, по иску прокурора Московского района города Твери, действовавшего в интересах Кичапиной С.Н., к администрации города Твери, Некоммерческому партнерству по содействию гражданам в долевом участии в инвестировании строительства «Содействие» многоквартирный дом № по <адрес>, кадастровый №, признан объектом завершенного строительства, за Кичапиной С.Н. признано право собственности на двухкомнатную квартиру № дома № по <адрес> с указанием, что данное решение является основанием для государственной регистрации права и внесения в Единый государственный реестр прав органами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области записи о праве собственности Кичапиной С.Н. на указанную квартиру.
В рамках названного гражданского дела судом проведена судебная комплексная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>», согласно заключению которого жилое здание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и его инженерные коммуникации находятся в работоспособном состоянии, здание является объектом завершенного строительства, степень готовности объекта составляет 100 %, оно пригодно к проживанию, поскольку все здание в целом (его конструктивные элементы, инженерные коммуникации и оборудование) соответствует проектной документации (за исключением незначительных изменений в планировке квартир), параметрам, установленным документацией по планировке территории города Твери, правилами землепользования и застройки, требованиям технических регламентов, обязательных для исполнения строительных норм и правил (СНиП), сводов правил (СП) в области строительства, входящих в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, технических регламентов о пожарной безопасности, безопасности зданий и сооружений (за исключением отсутствия сети автоматической пожарной сигнализации). Нарушений строительных норм и правил не выявлено.
Указанный судебный акт явился основанием для государственной регистрации права и внесения в Единый государственный реестр прав записи о праве собственности одного из дольщиков (Кичапиной (ныне Ильиной) С.Н.) долевого строительства многоквартирного дома на квартиру № в доме № на <адрес>.
14 сентября 2020 года Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области направило на имя Главы города Твери письмо с просьбой организовать работу по выбору собственниками помещений способа управления многоквартирным домом № на <адрес>.
09 июля 2021 года Департаментом ЖКХ и строительства администрации города Твери объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № на <адрес> (извещение размещено на официальном сайте torgi.gov.ru №).
11 августа 2021 года по результатам проведенного конкурса управляющей организацией в отношении спорного многоквартирного дома выбрано ООО УК «Домовладелец-Т», с которым 15 августа 2021 года был заключен договор управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме № на <адрес> были проинформированы об итогах проведения конкурса путем размещения администрацией Московского района в городе Твери соответствующей информации в местах общего доступа, что подтверждается письмом Главы администрации Московского района в городе Твери, адресованном Начальнику департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Администрации города Твери, из содержания которого следует, что 23 августа 2021 года и 24 августа 2021 года произведено информирование собственников помещений дома № на <адрес> об итогах конкурса, а также фотоматериалом.
Дом № на улице <адрес> с 25 ноября 2021 года включен в реестр лицензий Тверской области, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК «Домовладелец-Т».
Сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме № по <адрес> в установленные законом сроки выбрали один из способов управления многоквартирным домом суду представлено не было.
В соответствии с п. 7.1 договора управления многоквартирным домом № на <адрес> от 15 августа 2021 года, заключенного с ООО УК «Домовладелец-Т», срок его действия определен в 1 (один) год с 15 августа 2021 года по 14 августа 2022 года.
Согласно п. 7.5 договора управления собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления по истечении каждого последующего года со дня заключения договора в случае, если по истечении срока действия договора управления общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
В силу п. 7.6 договора управления собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий настоящего договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
С 01 января 2023 года из реестра лицензий ООО УК «Домовладелец-Т» исключены сведения о многоквартирном доме № на <адрес>.
В соответствии с постановлением администрации города Твери от 09 апреля 2019 года № «О перечне организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация» департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери уполномочен на формирование, ведение и актуализацию перечня организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Приказом Департамента ЖКХ и строительства от 07 декабря 2022 года № утвержден перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, состоящий из 4 управляющих организаций: <данные изъяты>», ООО УК «Домовладелец-Т», <данные изъяты> ООО «Каскад».
Распоряжением администрации города Твери № от 11 января 2023 года в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домам № по <адрес> определено ООО «Каскад».
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь ч. ч. 2 - 6, 13, 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, п. п. 3, 5, 32, 37, 39, 40 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания действий Департамента ЖКХ и строительства администрации города Твери и администрации города Твери по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома № на <адрес> незаконными, а результатов такого конкурса - недействительными.
Как указано судом, отсутствие разрешения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери на ввод в эксплуатацию 72-квартирного дома по адресу: <адрес>, на что ссылались истцы в обоснование исковых требований, не свидетельствует о нарушении ответчиками прав истцов, а также о нарушении ответчиками порядка проведения конкурса по отбору управляющей организации.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о выборе иной управляющей организации.
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на доказательствах, изложенных в решении, и соответствуют правовому регулированию спорных правоотношений.
Согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах, на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена, продажа была произведена ранее указанного в извещении срока, были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи, были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, истцы Яснева О.С., Белов В.В., Ильина С.Н., Золотухин А.С. являются собственниками жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме № по <адрес>.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что проведение конкурса по отбору управляющей организации входило в предмет полномочий ответчиков, процедура проведения конкурса не была нарушена, как и права истцов.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, судом были полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию правильности выводов суда не опровергают.
Так, в решении Московского районного суда города Твери от 24 января 2020 года по иску прокурора Московского района города Твери, действовавшего в интересах Кичапиной С.Н., к администрации города Твери, Некоммерческому партнерству по содействию гражданам в долевом участии в инвестировании строительства «Содействие» суд установил на основании проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы, что многоквартирный жилой дом № по <адрес> является объектом завершенного строительства и может быть введен в эксплуатацию, в связи с чем указанный многоквартирный дом признан объектом завершенного строительства, а за Кичапиной С.Н. признано право собственности на двухкомнатную квартиру № дома № по <адрес>.
Таким образом, в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда о признании многоквартирного дома № по <адрес> объектом завершенного строительства, в отношении указанного многоквартирного дома подлежат применению нормы, предусмотренные ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, которыми на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, при этом не установлена обязанность органа местного самоуправления по созыву общего собрания собственников для выбора способа управления многоквартирным домом.
Доказательств того, что собственниками помещений в многоквартирном доме № по <адрес> был выбран один из способов управления многоквартирным домом, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным доводы апелляционных жалоб о недоказанности того, что администрацией города Твери или Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери были предприняты меры по созыву общего собрания собственников помещений, принятии ответчиками самостоятельного решения о проведении открытого конкурса, судебная коллегия отклоняет как необоснованные.
То обстоятельство, что, как указано в апелляционных жалобах, собственники помещений в многоквартирном доме не могли самостоятельно организовать общее собрание из – за отсутствия у них сведений обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме и невозможности получения этих сведений, само по себе отмену решения суда не влечет, поскольку не освобождает ответчиков в рассматриваемой ситуации от обязанности по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации в установленные ч. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ сроки.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии полномочий у Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери в части создания конкурсной комиссии, определения условий конкурса, также во внимание судебной коллегий не принимаются.
Согласно Правилам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75 организатором конкурса является орган местного самоуправления или органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные проводить конкурс.
Постановлением администрации города Твери от 24 августа 2015 года № 1381 «Об организации проведения открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее Постановление № 1381) Департамент ЖКХ и строительства администрации города Твери определен организатором открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, функции по проведению открытых конкурсов возложены на Департамент ЖКХ и строительства администрации города Твери, а также утверждено Положение о конкурсной комиссии по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым организатором открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом является департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери.
Нарушение процедуры организации или проведения конкурса по отбору управляющей организации ввиду отсутствия необходимой актуальной технической документации, формального составления акта осмотра без отражения реального состояния общего имущества многоквартирного дома, на что ссылались податели апелляционных жалоб, объективно ничем не подтверждено.
Согласно п. 3.6 Постановления № Департамент ЖКХ и строительства администрации города Твери, являясь организатором конкурса, утверждает акты о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса.
В свою очередь составление актов о состоянии общего имущества многоквартирных домов, определение перечня работ и услуг и их подписание осуществляются администрациями районов в городе Твери (п. п. 6.1, 6.2 Постановления №).
Подготовка информации, позволяющей составить акты о состоянии общего имущества в спорном многоквартирном доме, установить и утвердить перечень работ и услуг по содержанию общего имущества дом, а также рассчитать размер платы за содержание жилого помещения, осуществлялась администрацией Московского района города Твери на основании проведенных осмотров общего имущества многоквартирного дома и имеющейся информации о технических характеристиках многоквартирного дома.
Доказательств ненадлежащего составления актов о состоянии общего имущества в многоквартирном доме организатором конкурса в суд представлено не было.
В извещении о проведении конкурса № в отношении лота № указан перечень коммунальных услуг, которые предусмотрены в многоквартирном доме № на <адрес>. Так как указанный многоквартирный дом оборудован системой индивидуального газоснабжения, что не опровергнуто истцами, то данная услуга была включена в перечень.
Доводы апелляционных жалоб относительно необоснованности осуществления расчета минимального размера стоимости работ (услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме № на <адрес>, применяемого при проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом № на <адрес>, не подтверждены соответствующими доказательствами.
Содержащиеся в апелляционных жалобах доводы об отсутствии экономического обоснования произведенного расчета установленного обеспечения заявки на участие в конкурсе в отношении лота № также не могут быть признаны обоснованными, поскольку представленными в материалы дела доказательствами – документацией открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами подтверждается, что в строке 9 таблицы раздела 11 «Информационная карта» документации открытого конкурса определен порядок установления размера обеспечения заявки на участие в конкурсе. Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 5% размера платы за содержание жилого помещения, умноженного на общую площадь жилых и нежилых помещений (за исключением помещений общего пользования) в многоквартирных домах, объекты конкурса которых объединены в один лот. В отношении лота № размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 2833,84 рублей.
По существу доводы апелляционных жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, основаны на неверном толковании закона и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Твери от 21 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ильиной С.Н., Золотухина А.С. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 сентября 2023 года.
Председательствующий А.В. Кулаков
Судьи Е.Е. Зорова
С.П. Лозина