Дело № 33а-947/2020 (2 инстанция)
Дело № 2а-3600/2020 (1 инстанция)
Докладчик Кирюшина О.А.
Судья Игнатович М.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Кирюшиной О.А.,
судей Емельяновой О.И., Семёнова А.В.,
при секретаре Уваровой Е.С.,
рассмотрев 3 марта 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Блохиной Анны Витальевны на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 31 октября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира удовлетворить.
Взыскать с Блохиной Анны Витальевны в доход местного бюджета задолженность по уплате обязательных платежей на общую сумму 9 346,41 рублей, государственную пошлину в размере 400 руб.
Заслушав доклад судьи Кирюшиной О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Октябрьскому району г.Владимира обратилась в суд с административным иском к Блохиной А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам: транспортному налогу с физических лиц в размере 6 840 руб., пени по транспортному налогу в период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 18,50 руб.; пени по транспортному налогу в период с 19 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1,30 руб.; налогу на имущество физических лиц в размере 2 476 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 4декабря 2018 года по 20декабря 2018 года в размере 10,61 руб., всего – 9 346,41 руб.
В обоснование требований указала, что в собственности Блохиной А.В. находится транспортное средство ****, регистрационный знак **** (дата регистрации права 3 июня 2015 года).
Кроме того, Блохина А.В. владеет на праве собственности недвижимым имуществом в виде:
- квартиры, расположенной по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 46,20 кв.м. (дата регистрации права – 22 октября 2010 года);
- квартиры, расположенной по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 100 кв.м. (дата регистрации права – 9 июня 2012 года);
- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: **** кадастровый номер ****, площадью 27,40 кв.м. (дата регистрации права 24 декабря 2012 года; дата утраты права – 16 марта 2018 года);
- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 21 кв.м. (дата регистрации права 24 декабря 2012 года; дата утраты правы –2 мая 2017 года).
В адрес Блохиной А.В. были направлены налоговые уведомления:
**** от 22 августа 2018 года, в котором начислен транспортный налог за 2017 год в размере 4 320 руб. на указанный автомобиль и налог на имущество физических лиц за 2017 год на указанное выше имущество в размере 2 476 руб.;
**** от 28 октября 2018 года, в котором начислен транспортный налог за 2015 год в размере 2 520 руб.
В связи с тем, что в установленный срок Блохина А.В. указанную в налоговом уведомлении сумму налогов не уплатила, ей начислены пени по транспортному налогу в размере 19,80 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 10,61 руб.
По указанной задолженности в адрес Блохиной А.В. выставлено и направлено требование **** от 21 декабря 2018 года, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности по обязательным платежам, а также предлагалось погасить указанные суммы задолженности в срок до 21 января 2019 года.
Требования об уплате налога и пени в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.
19 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира вынесен судебный приказ о взыскании с Блохиной А.В. суммы задолженности. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира от 24 мая 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с представлением Блохиной А.В. возражений.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик Блохина А.В. в судебное заседание не явилась. В представленном отзыве просила применить срок исковой давности и отказать во взыскании суммы транспортного налога и пени за 2015 год в размере 2 521,30 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Блохина А.В. просит решение суда отметить в части взыскания суммы транспортного налога и пени за 2015 год в размере 2 521,30 руб., повторяя доводы, указанные в первоначальном отзыве на исковое заявление.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира представила отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает правомерным начисление транспортного налога за 2015 год, поскольку в уведомлении об уплате транспортного налога за 2015 год **** от 28 октября 2018 года указан срок не позднее 18 декабря 2018 года, требование об уплате налога **** было вынесено 21 декабря 2018 года и направлено административному ответчику, кроме того данные о нахождении автомобиля ****, регистрационный знак **** в собственности Блохиной А.В. поздно поступили в налоговый орган от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, при этом сама Блохина А.В. при отсутствии в налоговом уведомлении за 2016 год информации по уплате транспортного налога на указанный автомобиль в нарушении ч. 2.1 ст. 23 НКУ РФ не сообщила в налоговый орган об имеющемся у нее объекте налогообложения.
Заслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Плательщиками транспортного налога в соответствии с п. 1 ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В соответствии со статьей 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Сумма транспортного налога в силу п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, жилой дом; квартира, комната; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1 ст. 408 НК РФ).
Как следует из ч. 8 ст. 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате,
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения
К - коэффициент, равный 0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании
В случае если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (ч. 3 ст. 408 НК РФ).
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (ч. 3 ст. 403 НК РФ).
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении квартир; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (ч. 2 ст. 406 НК РФ).
Налог на имущество и транспортный налог подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (до 2016 года – не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают указанные виды налогов на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения соответствующего требования. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими ч. 2.1 ст. 23 НК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Блохиной А.В. принадлежит транспортное средство ****, регистрационный знак **** (дата регистрации права 3 июня 2015 года), что подтверждается сведениям, представленным РЭО УГИБДД УМВД России по Владимирской области в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ (л.д. 38).
Также Блохина А.В. являлся собственником недвижимого имущества:
- квартиры, расположенной по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 46,20 кв.м. (дата регистрации права – 22 октября 2010 года);
- квартиры, расположенной по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 100 кв.м. (дата регистрации права – 9 июня 2012 года);
- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 27,40 кв.м. (дата регистрации права 24 декабря 2012 года; дата утраты права – 16 марта 2018 года);
- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ****, кадастровый номер ****, площадью 21 кв.м. (дата регистрации права 24 декабря 2012 года; дата утраты правы –2 мая 2017 года).
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела сведениями об имуществе налогоплательщика – физического лица, данными из АИС «Налог-3» и не опровергаются административным ответчиком (л.д. 9-10).
На основании Закона Владимирской области от 27 ноября 2002 года № 119-ОЗ «О транспортном налоге», положений глав 28, 31,32 НК РФ, Блохиной А.В. налоговым органом за 2015 год исчислен транспортный налог в размере 2 520 руб. (144 л.с. х 30 руб. х 7/12 количество месяцев владения в году), за 2017 год исчислен транспортный налог в размере 4 320 руб. (144 л.с. х 30 руб. х 12/12 количество месяцев владения в году).
Расчеты транспортного налога за 2015 и 2017 годы приведены в налоговых уведомлениях от 28 октября 2018 года ****, и от ********, которое направлено в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией (л.д. 13).
Налоговым уведомлением от ******** в адрес налогоплательщика также направлен расчет налогов за 2017 год на имущество физических лиц в отношении следующего имущества:
- квартиры, расположенной по адресу: ****, кадастровый ****, площадью 46,20 кв.м. в размере 1128 рублей (2340637,53 руб. кадастровая стоимость- (2340637,53 руб./ 46,2 кв. м х 20 кв. м) = 1327374 руб. – налоговая база х 0,10% х 12/12 х 0,6 коэффициент).
- квартиры, расположенной по адресу: ****, кадастровый ****, площадью 100 кв.м. в размере 958 рублей (5149528 руб. кадастровая стоимость- (5149528 руб./ 100 кв.м х 20 кв. м) = 1327374 руб. – налоговая база х 0,10% х 12/12 х 0,6 коэффициент).
- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ****, кадастровый ****, площадью 27,40 кв.м. в размере 311 (141487 руб. кадастровая стоимость (налоговая база) – налоговая база х 0,50% х 12/12 х 0,6 коэффициент);
- иные строения, помещения и сооружения, по адресу: ****, кадастровый ****, площадью 21 кв.м. в размере 79 (108326 руб. кадастровая стоимость (налоговая база) – налоговая база х 0,50% х 4/12 х 0,6 коэффициент).
В виду неуплаты задолженности в срок налоговым органом выставлено требование об уплате налога от 21 декабря 2015 года ****, в котором в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 18,50 руб., за период с 19 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1,30 руб., всего пени по транспортному налогу 19,80 руб.; по налогу на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 10,61 руб., предложено уплатить задолженность в срок до 21 января 2019 года.
Вышеуказанное требование направлено в адрес налогоплательщика и в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку заявленные к взысканию суммы налогов за 2015, 2017 годы превысили 3 000 руб. с момента выставления требования от 21 декабря 2018 года ****, срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа следует исчислять в соответствии с абзацем 1 п.2 ст. 48 НК РФ с 21 января 2019 года, его окончанием 21 июля 2019 года.
Налоговый орган в пределах срока, установленного абзацем 1 п.2 ст. 48 НК РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Блохиной А.В. задолженности по налогам.
19 апреля 2019 года мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира вынесен судебный приказ о взыскании с Блохиной А.В. суммы задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Владимира от 24 мая 2019 года данный судебный приказ отменен в связи с представлением Блохиной А.В. возражений.
В рамках установленного п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока после отмены судебного приказа 29 июля 2019 года налоговый орган обратился в Октябрьский районный суд г. Владимира с иском о взыскании тех же сумм.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании недоимки по налогам за 2015, 2017 годы и пени, суд первой инстанции исходил из того, что Блохина А.В. как собственник объектов недвижимости и транспортного средства автомашины **** регистрационный знак **** является плательщиком вышеуказанных налогов; исчисленный налоговым органом размер налогов за два налоговых периода в сумме 9 346,41 руб. признан судом правильным; в установленные налоговым законодательством сроки недоимка по налогам ответчиком не уплачена.
Установив, что налоговое обязательство по уплате налогов за 2015,2017 годы ответчиком не исполнено, суд пришёл к обоснованному выводу о правомерности начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки в размере 30,41 руб., в том числе, по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 18,50 руб., за период с 19 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 1,30 руб., по налогу на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в размере 10,61 руб. согласно расчетам, представленным налоговым органом, проверенным судом и признанным правомерными.
Судом принято во внимание, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога и налоговой санкции, в том числе к уведомлению налогоплательщика о размере начисленного налога и налоговой санкции, направлении требования о погашении задолженности, а также соблюдены установленные нормами п.п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ сроки обращения в суд.
Доводы ответчика о применении трехлетнего срока обращения в суд с иском о взыскании транспортного налога за 2015 год, не основаны на законе. Налоговое уведомление по указанному налогу было направлено Блохиной А.В. 28 октября 2018 года, т.е. не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 263 НК РФ. Последующее соблюдение сроков и процедура обращения с административным иском в суд проверена судом первой инстанции, нарушений не установлено. В законе отсутствует указание о не возможности обращения с административным исковым заявлением о взыскании транспортного налога до истечения трехлетнего срока.
При начислении Блохиной А.В. налогов за 2015, 2017 годы налоговая инспекция обоснованно руководствовалась достоверными сведениями о собственнике объектов налогообложения, которые были получены налоговым органом из Управления Росреестра по Владимирской области и органов ГИБДД.
Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц для граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, ни федеральным законодательством, ни правовыми актами представительного органа муниципального образования, к которому территориально относится г. Владимир, не предусмотрены, в связи с чем доводы Блохиной А.В. об отсутствии денежных средств на оплату налогов в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком нахожу несостоятельными.
Кроме того, доказательств тому, что Блохина А.В. обращалась в налоговый орган с заявлением о предоставлении ее налоговой льготы по уплате налогов, с приложением документов, подтверждающих право на налоговую льготу, административным ответчиком суду не представлено, между тем, предоставление налоговых льгот носит заявительный характер.
При наличии к тому оснований, Блохина А.В. в соответствии с ч.3.1 ст. 61 НК РФ могла также обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки оплаты налогов.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, изложив результат их оценки в мотивировочной части решения, установив, что на момент рассмотрения дела задолженность перед бюджетом не погашена, суд принял правильное решение об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчика задолженности по налогам за 2015, 2017 годы в размере 9316 руб. и пени в размере 30,41 руб., поскольку выводы суда подтверждены материалами дела, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая судебная оценка в соответствии со ст. 84 КАС РФ.
Суд первой инстанции правомерно принял решение, взыскав с административного ответчика Блохиной А.В. государственную пошлину в сумме 400 руб., то есть в минимальном размере, установленном п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд указал, что взыскиваемая им налоговая задолженность подлежит зачислению в местный бюджет.
Однако в соответствии с ч. 1 ст. 56 БК РФВ налоговые доходы от транспортного налога - по нормативу 100 процентов подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Следовательно, транспортный налог и пени по нему подлежат зачислению в бюджет Владимирской области.
В связи с чем судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части, изложив второй абзац резолютивной части решения в соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 290 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 31 октября 2019 года изменить, изложив второй абзац резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Блохиной Анны Витальевны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира задолженность по транспортному налогу за 2015, 2017 годы в сумме 6840,00 рублей, пени по данному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в сумме 18,50 рублей, пени по данному налогу за период с 19 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в сумме 1,30 рублей; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в сумме 2476,00 рублей, пени по данному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 20 декабря 2018 года в сумме 10,61 рублей, всего 9346 (девять тысяч триста сорок шесть) рублей 41 копейку.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Блохиной Анны Витальевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Кирюшина
Судьи: О.И. Емельянова
А.В. Семёнов