ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-363/20 от 09.12.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Выдрина М.Н. № 33а-10430

Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-363/2020)

(42RS0038-01-2020-000615-07)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«09» декабря 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.,

судей Пронченко И.Е., Рюминой О.С.,

при секретаре Климове И.С.,

с участием прокурора Роппель О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Тюкиной Светланы Андреевны к администрации Беловского муниципального района о признании нормативного акта недействующим в части,

по апелляционной жалобе административного истца Тюкиной С.А. на решение Беловского районного суда Кемеровской области от 02.10.2020,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Тюкина С.А., обратилась в суд с административным иском к администрации Беловского муниципального района о признании нормативного акта недействующим в части.

Требования мотивированы тем, что 18.05.2020 администрацией Беловского муниципального района издано Постановление № 179 «Об утверждении положения о реализации твердого топлива (угля) населению Беловского муниципального района». Названное постановление вступило в силу 22 мая 2020 года.

Пунктом 2.2 оспариваемого нормативного акта, установлена, помимо прочего, обязанность лица обратившегося за приобретением угля в ООО «Кузбасстопливосбыт», представить технический паспорт, изготовленный не позднее 2015 года, либо справку из БТИ г.Белово о площади жилого помещения.

При этом, все сведения, вносимые в указанную справку имеются в документах выданных ранее заявителю уполномоченными органами: свидетельство регистрации права, техпаспорт до 2015 года.

Изготовление технического паспорта, как и получение справки о площади жилого помещения является платной услугой.

Фактически, оспариваемое постановление устанавливает для жителей Беловского района срок действия технического паспорта, при этом, срок действия техпаспорта продлевается, в случае если житель района заплатит денежную сумму Филиалу № 2 в г.Белово Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса».

Таким образом, оспариваемое постановление нарушает права административного истца, для приобретения угля в Кузбасстопливосбыт, истцу необходимо оплатить внеплановую техническую инвентаризацию, либо заплатить за изготовление справки БТИ в Филиале № 2 в г. Белово ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса».

Вопросы местного значения определенные законодателем в ведение муниципального района, согласно ст.15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ не содержат указания на полномочия муниципального района регулировать деятельность в сфере технической инвентаризации, установления срока действия технических паспортов, ограничение действия документов содержащих сведения о технических характеристиках объектов капитального строительства.

Глава Беловского муниципального района, вынося оспариваемое постановление, в части устанавливающей перечень документов необходимых для приобретения угля, превысил свои полномочия.

Административный истец просил признать постановление № 179 от 18.05.2020 администрации Беловского муниципального района «Об утверждении положения о реализации твердого топлива (угля) населению Беловского муниципального района» в оспариваемой части, недействующим.

Решением Беловского районного суда Кемеровской области от 02.10.2020 в удовлетворении заявленных административных исковых требований Тюкиной С.А. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Тюкина С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Указывает об отсутствии у главы органа местного самоуправления полномочий ограничивать срок действия технического паспорта, а также требовать предоставления дополнительных документов за плату, не содержащих каких-либо иных сведений, помимо содержащихся в действующих технических паспортах БТИ.

Не согласна с выводами суда об отсутствии нарушения ее прав оспариваемым постановлением, а также о том, что оспариваемое постановление не содержит требование осуществлять внеплановую инвентаризацию жилища, либо за определенную денежную сумму получать справку БТИ.

Для оформления нового технического паспорта, получении соответствующей справки необходимо заплатить денежные средства. Для достижения отсутствия объективной оценки суд отказался приобщить к материалам дела документы о стоимости услуг БТИ при оформлении технического паспорта и справки БТИ.

Требование производить техническую инвентаризацию через определенные периоды, через 5 лет в Постановлении Правительства РФ № 1301 от 13.10.1997, являющимся нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствует. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ не содержит указания на полномочия Главы местного самоуправления на установление периодичности проведения технической инвентаризации, установления ограничения срока действия технических паспортов жилых помещений.

На апелляционную жалобу представителем административного ответчика администрации Беловского муниципального района, представителем заинтересованного лица ООО «Кузбасстопливосбыт» принесены возражения.

Также на апелляционную жалобу и.о. прокурора Беловского района Черных Ю.В. принесены возражения, содержащие указания на законность решения суда первой инстанции и отсутствие оснований для его отмены.

Представитель административного истца адвокат Тюкин Е.Е. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.

Представитель административного ответчика Гонтарь Г.Г. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Роппель О.В., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 4 указанной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что 18.05.2020 администрацией Беловского муниципального района издано постановление № 179 «Об утверждении Положения о реализации твердого топлива (угля) населению Беловского муниципального района».

Постановление опубликовано в газете «Сельские зори» № 20 (8423) за 22.05.2020.

В соответствии с пунктом 2.2. Положения о реализации твердого топлива (угля) населению Беловского муниципального района, утвержденного постановлением от 18.05.2020 № 179 предусматривает предоставление в топливоснабжающую организацию для приобретения твердого топлива (угля) по государственной регулируемой цене в пределах установленного норматива потребления, гражданами, проживающими на территории Беловского муниципального района в жилых помещениях многоквартирных домов, в жилых домах с печным отоплением (не имеющих централизованного отопления) документов, в том числе технического паспорта на жилое помещение многоквартирного дома или на жилой дом с указанием площади и типа отопления, срок действия которого не превышает 5 лет, или справки, выданной БТИ с указанием общей площади и типа отопления, срок действия которой 1 год.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое административным истцом постановление администрации Беловского муниципального района от 18.05.2020г. N 179 "Об утверждении положения о реализации твердого топлива (угля) населению Беловского муниципального района" в оспариваемой части, устанавливающей перечень документов необходимых для приобретения угля, принято с соблюдением полномочий принявшего его органа, соответствует нормативным правовым актам, имеющие большую юридическую силу, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными.

Предоставление топлива (угля) населению Беловского района – это один из видов социальной помощи, осуществляемый топливоснабжающей организацией, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде реализации топлива населению.

Размер компенсации рассчитывается исходя из площади дома, в соответствии с нормативами потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Беловского муниципального района в жилых помещениях многоквартирных домов или жилых домах в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области №124 от 23.12.2014г. «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Беловского муниципального района», в связи с чем необходимо предоставление документов, подтверждающих характеристики жилого помещения, а именно его площадь и наличие автономного отопления.

Согласно ч. 5. ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации - Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность вносить изменения в техпаспорт после проведения перепланировки, переустройства.

В соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

В соответствии с п.п. 3, 4, 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Таким образом, БТИ осуществляет технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняет и предоставляет формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляет техническую инвентаризацию жилищного фонда.

Сведения, подтверждающие характеристики жилого помещения, а именно его площадь и наличие автономного отопления, можно получить либо из технического паспорта жилого помещения либо из информации, предоставленной БТИ.

Действующее законодательство, в том числе Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», не предусматривают срок действия технического паспорта на жилое помещение. В тоже время ст.25 Жилищного кодекса РФ, Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) "Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008) предусматривают внесение изменений в технический паспорт при проведении перепланировки или переустройства жилого помещения.

В соответствии с преамбулой постановления администрации Беловского муниципального района от 18.05.2020 № 179, п.1.1 Положения, утвержденного указанным постановлением, следует, что указанный нормативно-правовой акт принят в целях организации и обеспечения твердым топливом (углем) населения Беловского муниципального района, проживающего в жилых помещениях многоквартирных домов, в жилых домах (домовладениях) с печным отоплением (не имеющих централизованного отопления; в целях организации технического контроля за количеством и качеством отпускаемого угля, а также в целях финансового контроля за расходованием субсидий из бюджета Беловского муниципального района на возмещение недополученных доходов и (или) фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в виде реализации твердого топлива (угля) по государственным регулируемым ценам.

Принимая во внимание, что предоставление мер социальной поддержки предусмотрено за счет средств местного бюджета, к компетенции органа местного самоуправления относится определение конкретных условий предоставления таких мер и перечня документов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки.

С учетом информации о том, что 70% технических паспортов на жилые помещения у населения Беловского муниципального района являются устаревшими, для осуществления контроля за количеством отпускаемого населению твердого топлива и финансового контроля за расходованием субсидий из Бюджета Беловского муниципального района, было принято решение о необходимости предоставления документов, содержащих актуальные сведения о технических характеристиках жилых помещений - технического паспорта на жилое помещение или жилой дом, срок действия которого не превышает 5 лет или справки, выданной Бюро технической инвентаризации, с указанием общей площади помещения и типа отопления, срок действия которой 1 год.

Вопреки доводам административного искового заявления и апелляционной жалобы, оспариваемый пункт Постановления администрации Беловского муниципального района от 18.05.2020 № 179 содержит перечень документов, которые необходимо представить для гражданам для приобретения топлива по государственной регулируемой цене, но не регулирует деятельность в сфере технической инвентаризации, не устанавливает срок действия технических паспортов, не ограничивает действие документов содержащих сведения о технических характеристиках объектов капитального строительства и не возлагает на административного истца обязанность осуществлять внеплановую инвентаризацию жилища либо за определенную денежную сумму получать справку БТИ.

С учетом изложенного, оспариваемые административными истцами положения постановления администрации Беловского муниципального района от 18.05.2020г. N 179 "Об утверждении Положения о реализации твердого топлива (угля) населению Беловского муниципального района", не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемый муниципальный правовой акт принят Администрацией Беловского муниципального района и подписан Главой Беловского муниципального района, имеющими соответствующие полномочия на решение вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом Беловского муниципального района, в пределах их компетенции. Процедура принятия и введения в действие оспариваемого муниципального правового акта не нарушена.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, выводы суда им соответствуют, согласуются с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Беловского районного суда Кемеровской области от 02 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 10 декабря 2020 года.

Председательствующий:

Судьи: