Судья Кутушова Ю.В. | № 33а-676-2022 № 2а-3676-2021УИД 51RS0002-01-2021-006452-06 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Науменко Н.А. |
судей | ФИО1 ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 19 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась с административным исковым заявлением к ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО4 в период с 15 августа 2005 г. по 21 декабря 2020 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на налоговом учете в качестве плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) и страховых взносов.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по ЕНВД за 1-4 кварталы 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года ИФНС России по г. Мурманску установлено нарушение срока представления ФИО4 указанных деклараций, в связи с чем были вынесены решения о привлечении его к налоговой ответственности от 23 июня 2017 г. в виде штрафа в общем размере 7 000 рублей, который до настоящего времени не уплачен.
В связи с неуплатой штрафа ФИО4 выставлены требования № *, *, *, *, *, *, * по состоянию на 23 августа 2017 г.
Кроме того, по декларациям за 4 квартал 2014 года, 1-4 кварталы 2015 года ФИО4 не произведена уплата налога в общей сумме 7 148 рублей, на которую начислены пени в размере 2 122,68 рублей.
В связи с неуплатой недоимки и пеней административному ответчику в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено требование № * по состоянию на 19 января 2017 г. об уплате указанных сумм.
Кроме того, за расчетный период 2017-2019 гг. ФИО4 обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 79 299 рублей, на обязательное медицинское страхование в общей сумме 17 314 рублей, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 149,59 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 425,18 рублей.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес административного ответчика направлены требования № * по состоянию на 19 января 2018 г., № * по состоянию на 24 января 2019 г., № * по состоянию на 16 января 2020 г., которые до настоящего времени не исполнены.
25 мая 2021 г. по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 3 Первомайского судебного района города Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Первомайского судебного района города Мурманска, вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Административный истец просил суд взыскать с ФИО4 задолженность по ЕНВД за 2014-2017 гг. в размере 7 178 рублей, пени в размере 2 122,68 рублей, штраф в размере 7 000 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017-2019 гг. в размере 79 299 рублей, пени в размере 2 149,59 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2019 гг. в размере 17 314 рублей, пени в размере 425,18 рублей.
Решением Первомайского районного суда города Мурманска от 19 октября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № 9 по Мурманской области отказано.
В апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России № 9 по Мурманской области ФИО5 просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что в случае утраты статуса индивидуального предпринимателя взыскание задолженности с физического лица осуществляется в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагает, что 6-месячный срок для обращения в судебном порядке следует исчислять с момента утраты административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя.
Указывает, что наличие исполнительного производства не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании задолженности, поскольку утрата статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для отмены решений, постановлений, вынесенных в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель административного истца МИФНС России № 9 по Мурманской области, административный ответчик ФИО4, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 150 – 152, частью 2 статьи 289 частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку их неявка не препятствует судебному разбирательству.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом применил нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было определено, что уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и абзаца 1 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Пунктом 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
По общему правилу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за отчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 2 названной статьи).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ФИО4 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 15 августа 2005 г. по 21 декабря 2020 г. и поставлен на налоговый учет в качестве плательщика ЕНВД и страховых взносов.
Налогоплательщиком с нарушением установленного срока представлены налоговые декларации по ЕНВД за 1-4 кварталы 2014 г. и 1-4 кварталы 2015 г., а также не произведена уплата ЕНВД в общей сумме 7 148 рублей, отраженной в налоговых декларациях за 4 квартал 2014 г. и 1-4 кварталы 2015 г.
В связи с нарушением срока представления налоговых деклараций налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности решениями от 23 июня 2017 г. № */ЕНВД, */ЕНВД, */ЕНВД, */ЕНВД, */ЕНВД, */ЕНВД, */ЕНВД.
Кроме того, судом установлено, что в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок ФИО4 не оплатил страховые взносы за 2017-2019 гг., что послужило основанием для направления в его адрес требований об уплате налога, взноса, пени:
- № *, *, *, *, *, *, * по состоянию на 23 августа 2017 г. со сроком исполнения до 25 сентября 2017 г. об уплате штрафа по ЕНВД в общем размере 7 000 рублей,
- № * по состоянию на 19 января 2017 г. со сроком исполнения до 21 февраля 2017 г. об уплате ЕНВД в размере 11 240 рублей, пени в размере 2 336, 97 рублей,
- № * по состоянию на 19 января 2018 г. со сроком исполнения до 15 февраля 2018 г. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 23 400 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 4 590 рублей, пени в общей сумме – 5 316,99 рублей;
- № * по состоянию на 24 января 2019 г. со сроком исполнения до 26 февраля 2019 г. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 5 840 рублей, пени в общей сумме – 3 334,01 рублей;
- № * по состоянию на 16 января 2020 г. со сроком исполнения до 14 февраля 2020 г. об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 29 354 рубля, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 6 884 рубля, пени в общей сумме – 113, 24 рублей.
Поскольку задолженность, указанная в требованиях, не была уплачена в установленные сроки, уполномоченным должностным лицом Межрайонной ИФНС России №9 по Мурманской области были вынесены постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика:
- № * от 10 апреля 2017 г. (по требованию № * от 19 января 2017 г.), сведения о предъявлении к исполнению отсутствуют;
- № * от 6 марта 2018 г. (по требованиям № № *, *, *, *, *, *, * от 23 августа 2017 г.), сведения о предъявлении к исполнению отсутствуют;
- № * от 9 апреля 2018 г. (по требованию № * от 19 января 2018 г.), сведения о предъявлении к исполнению отсутствуют,
- № * от 14 июня 2019 г. (по требованию № * от 24 января 2019 г.), на основании которого 26 июня 2019 г. было возбуждено исполнительное производство № *-ИП, которое находится на исполнении,
- № * от 27 августа 2020 г. (по требованию № * от 16 января 2020 г.), сведения о предъявлении к исполнению отсутствуют.
Из определения мирового судьи судебного участка № 3 Первомайского судебного района города Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Первомайского судебного района г. Мурманска, об отказе в приеме заявления о выдаче судебного приказа от 25 мая 2021 г. следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО4 задолженности по налогам и сборам Инспекция обратилась 20 мая 2021 г.
Разрешая настоящий административный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 12, 21, 22 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьями 23, 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, проанализировав установленные по делу обстоятельства и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из реализации налоговым органом права взыскания недоимки за счет имущества налогоплательщика в досудебном порядке и недопустимости исчисления нового срока для принудительного взыскания спорной задолженности в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, постановленными при правильном применении норм материального права и соответствующими установленным фактическим обстоятельствам административного дела.
Выраженное в апелляционной жалобе несогласие с данной судом оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств не дает оснований суду апелляционной инстанции считать решение неправильным и не ставит под сомнение законность выводов суда.
Положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном и судебном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, неисполнение административным ответчиком требований об уплате задолженности по ЕНВД за 2014-2015 годы, штрафа и страховым взносам за 2017-2019 годы в установленный срок послужило основанием для вынесения МИФНС России № 9 по Мурманской области постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка).
В соответствии с указанными постановлениями налоговым органом произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества административного ответчика в пределах сумм, указанных в требованиях № *, *, *, *, *, *, * по состоянию на 23 августа 2017 г., № * по состоянию на 19 января 2017 г., № * по состоянию на 19 января 2018 г., № * по состоянию на 24 января 2019 г., № * по состоянию на 16 января 2020 г., срок исполнения которых истек.
Постановление № * от 14 июня 2019 г. (по требованию № * от 24 января 2019 г.) было предъявлены в ОСП Первомайского округа г. Мурманска УФССП по Мурманской области и на его основании возбуждено исполнительное производство от 26 июня 2019 г. № *-ИП, которое находится на исполнении.
Сведений о предъявлении иных постановлений к принудительному исполнению Инспекцией в материалах дела не представлено. Доказательств, опровергающие данные обстоятельства, административным истцом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что взыскание задолженности с административного ответчика как с физического лица создает возможность повторно инициировать процедуру взыскания налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика, что является недопустимым.
Материалами дела подтверждено, что налоговый орган воспользовался правом на взыскание с административного ответчика в период ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя спорной недоимки в соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации путем вынесения постановлений о взыскании налогов, пеней за счет имущества налогоплательщика и его предъявления для исполнения в службу судебных приставов.
Таким образом, административным истцом реализован способ принудительного взыскания задолженности по недоимки за счет имущества налогоплательщика. Иное толкование норм материального права и взыскание с административного ответчика существующей задолженности в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации приведет к повторному взысканию недоимки за счет имущества налогоплательщика, что противоречит положениям налогового законодательства.
Судебная коллегия также находит правильным указание суда первой инстанции, что отсутствие доказательств повторного предъявления к принудительному исполнению постановлений налогового органа, по которым исполнительные производства были окончены без фактического исполнения, свидетельствует о пропуске со стороны Инспекции срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановлений о взыскании спорных обязательных платежей за счет имущества должника до прекращения деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем административный истец утратил возможность принудительного взыскания недоимки.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в судебные органы с момента утраты статуса индивидуального предпринимателя как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
Как верно отмечено судом, налоговое законодательство не рассматривает утрату статуса индивидуального предпринимателя как основание начала исчисления срока обращения в суд или даты нового течения срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам и пени, образовавшийся в период действия статуса индивидуального предпринимателя.
Указание в жалобе на то, что наличие исполнительного производства, возбужденного на основании решения налогового органа, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, также не может быть признано обоснованным, поскольку налоговый орган воспользовался правом взыскания задолженности в досудебном порядке и утратил возможность принудительного исполнения постановления о взыскании недоимки по налогам и пени.
При таком положении выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, указанные доводы получили надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований для повторений которой не имеется, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 19 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: