ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3709/2021 от 03.03.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Гречановская О.В. № 33А-1396/2022

Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-3709/2021)

(42RS0009-01-2021-006472-91)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«03» марта 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Бегуновича В.Н., Тройниной С.С.,

при секретаре: Темниковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе начальника МИФНС по г. Кемерово ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 08 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г. Кемерово к Мещерякову Сергею Евгеньевичу о взыскании задолженности по уплате налога и пени.

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по г. Кемерово обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать с Мещерякова С.Е. задолженность по страховым взносам и пени, из них: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год – 29 354,00 рубля, пени по страховым взносам в ПФ РФ на выплату страховой пенсии – 1 472,35 рубля; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере ФОМС за 2019 год - 6 884,00 рубля; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФОМС – 345,29 рублей, а также задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 200 рублей, пени по транспортному налогу в размере 8,14 рублей.

В обоснование требований указано, что Мещеряков С.Е. является адвокатом и соответственно страхователем по обязательному пенсионному страхованию с 10.03.2010 согласно учетным данным.

Мещеряков С.Е. должен был оплатить задолженность по страховым взносам за 2019 год (за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 36 238 рублей, из которых: в ПФ РФ – 29 354 рубля, в ОФМС – 6 884 рубля. На момент подачи настоящего искового заявления задолженность не оплачена.

В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате страховых взносов, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня по страховым взносам: в ФОМС за период с 01.01.2020 по 15.01.2020 в сумме 345,29 рублей; в ПФ РФ за период с 01.01.2020 по 15.01.2020 в сумме 1 472,35 рубля.

Кроме того, в 2018 году имел зарегистрированное на свое время транспортное средство, г/н , налоговая база - 8,00 л.с., налоговая ставка 25,00 рублей, количество месяцев владения – 12/12, сумма начисленного налога 200 рублей.

В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующий период: за период с 03.12.2019 по 13.12.2020 в сумме 8,00 рублей (сумма пени начислена на недоимку по транспортному налогу за 2019 год в сумме 38 404,00 рубля, включая требование №119661 от 14.12.2020). Итого задолженность по пене по транспортному налогу составила 8,14 рублей.

В установленный ст. 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление №49724096 от 25.07.2019. Согласно ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени №72761 от 26.06.2020. Требование об уплате налога, пени исполнено не было.

Согласно приказу ФНС России №ЕД-7-4/456 от 30.04.2021 ИФНС России по г. Кемерово переименовано в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Кемеровской области – Кузбассу.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 08 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены частично:

С Мещерякова С.Е. взыскана недоимка по уплате транспортного налога за 2018 год в размере 200 рублей, пеня за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 8,14 рублей, всего 208,14 рублей (двести восемь рублей 14 копеек).

В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.

Также с Мещерякова С.Е. взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей (четыреста рублей).

В апелляционной жалобе начальник МИФНС по г. Кемерово ФИО1 просит решение суда отменить в части и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Доводы мотивирует тем, что судом не исследован вопрос о прекращении или приостановлении статуса адвоката. Сведений о приостановлении, прекращении статуса адвоката Мещеряковым С.Е. в налоговые органы не поступало. Более того, как следует из запроса ННО «Адвокатская палата Кемеровской области», сведения об адвокате Мещерякове С.Е. исключены из реестра сведений об адвокате, выбывшем из адвокатской палаты, без прекращения статуса адвоката. Считает, что, поскольку в настоящем случае Мещеряков С.Е. сохраняет статус адвоката, он не приостановлен и не прекращен, основания для освобождения от уплаты страховых взносов отсутствуют.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МИФНС №15 ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Мещерякова С.Е., просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 28 ноября 2002 г. № 95-0З «О транспортном налоге» на территории Кемеровской области введен в действие транспортный налог, установлены ставки, порядок и сроки его уплаты.

Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Пункт 1 статьи 358 НК РФ предусматривает то, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в собственности Мещерякова С.Е. в спорный период находилось транспортное средство: маломерное судно типа «мотолодка» модели «Кайман N 300» государственный регистрационный знак , с подвесным лодочным мотором «Ветерок», мощностью 8 л.с.

Поскольку обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок административным ответчиком не исполнена, ему было направлено налоговое уведомление № 49724096 от 25.07.2019 года с указанием объекта налогообложения (ошибочно указан «бульдозер») и расчета предъявленного налога с предложением произвести его уплату не позднее 02 декабря 2019 года.

Установив, что обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год административным ответчиком не была исполнена, налоговым органом почтовой корреспонденцией в адрес административного ответчика направлено требование № 72761 от 26.06.2020 года с указанием суммы недоимки по транспортному налогу за 2018 год. Установлен срок для добровольного исполнения обязанности по уплате налога до 17.11.2020.

Согласно предоставленному расчету истцом начислены пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 13.12.2020 в размере 8,4 рублей.

Неисполнение данных требований административным ответчиком в добровольном порядке явилось основанием для обращения налогового органа 19.03.2021 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 11.05.2020 года, с указанным административным исковым заявлением в суд.

На момент рассмотрения дела обязанность по уплате налога и пени административным ответчиком не исполнена. Указанное обстоятельство ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспорено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требования административного истца о взыскании с ответчика недоимки по уплате транспортного налога и пени являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2019 год и соответствующей пени.

Согласно подпункту 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны также уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, адвокаты.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из материалов дела, Мещеряков С.Е. на основании решения Совета адвокатской платы Кемеровской области от 28.03.2003 являлся членом Адвокатской палаты Кемеровской области.

Решением Совета Адвокатской палаты Кемеровской области №8/2.3-4 от 25.08.2014 адвокат Мещеряков С.Е. (регистрационный номер 42/704) был отчислен из членов Адвокатской палаты Кемеровской области на основании принятия адвокатом решения об изменении членства в Адвокатской палате Кемеровской области на членство в Адвокатской палате Новосибирской области. Согласно п. 6 указанного решения необходимо в срок до 10.09.2014 направить в ИФНС России по г. Кемерово сведения об адвокате Мещерякове С.Е.

11.09.2014 на основании распоряжения №781-р Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области сведения об адвокате Мещерякове С.Е. были исключены из реестра адвокатов субъектов РФ.

09.10.2014 ННО «Адвокатская палата Кемеровской области» представила в ИФНС России по г. Кемерово информацию о том, что сведения об адвокате Мещерякове С.Е. исключены из реестра сведений об адвокате, выбывшем из адвокатской палаты, без прекращения статуса адвоката.

Согласно ответу Адвокатской палаты Новосибирской области Мещеряков С.Е. не являлся и не является членом Адвокатской палаты Новосибирской области.

Согласно ответу Федеральной палаты Адвокатов Российской Федерации от 08.02.2022 №03-02/22-С, представленного по запросу суда апелляционной инстанции, в настоящее время Мещеряков С.Е. имеет действующий статус адвоката.

Согласно положениям ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 31.05.2002 №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката может быть приостановлен или прекращен.

Сведений о приостановлении, прекращении статуса адвоката Мещеряковым С.Е. в налоговые органы не поступали.

Наличие специального статуса служит основанием для возникновения обязанности по уплате страховых взносов в порядке, предусмотренном положениями Главы 34 НК РФ. При этом ни закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ни Налоговый кодекс РФ не содержат условий о членстве в адвокатской палате в качестве обязательного условия для возложения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Более того, в Определении от 29.08.2015 №1925-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО3» Конституционный Суд РФ отметил следующее.

Как и иные лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, адвокаты действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности. Наличие у лица статуса адвоката не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих рисков и обязанностей, в том числе по самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Данная обязанность, согласно положениям частей 3 - 4.1 и 6 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», возлагается на адвоката с календарного месяца, в котором ему выдано удостоверение адвоката, и до момента прекращения либо приостановления статуса адвоката, за исключением отдельных периодов, к числу которых отнесен и период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Следовательно, после принятия советом адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, решения о приостановлении его статуса осуществляющий уход за ребенком адвокат освобождается от обязанности по начислению и уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Также Конституционный Суд РФ отметил, что за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам,

В соответствии с п. 5 ст. 432, статьями 55, 84 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате страховых взносов прекращается в случае снятия адвоката с учета в налоговом органе в связи с прекращением статуса адвоката.

Учитывая, что Мещеряков С.Е. до настоящего времени является адвокатом, то отсутствуют предусмотренные законом основания для снятия его с налогового учета в качестве плательщика страховых взносов.

При этом сам по себе факт неосуществления им фактически деятельности в качестве адвоката не может являться основанием для снятия с налогового учета, поскольку налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате страховых взносов с прекращением статуса адвоката.

Таким образом, поскольку в настоящем случае Мещеряков С.Е. сохраняет статус адвоката, он не прекращен, основания для освобождения от уплаты страховых взносов отсутствуют.

При таких обстоятельствах, Мещеряков С.Е. должен был оплатить задолженность по страховым взносам за 2019 года в размере 36 238 руб. из них в ПФ РФ – 29354 руб. и в ФОМС - 6884 руб.

В связи с неуплатой Мещеряковым С.Е. страховых взносов налоговым органом выставлено требование № 108410 по состоянию на 12.10.2020 об оплате до 20.11.2020 года страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 руб. и пени 1472,35 руб., в ФОМС в размере 6884 руб. и пени в размере 345,29 руб.

В добровольном порядке требования в установленный срок плательщиком страховых взносов не исполнены.

Расчет пени проверен апелляционной инстанцией, арифметических ошибок не содержит

На момент рассмотрения дела обязанность по уплате налога и пени административным ответчиком не исполнена.

Налоговым органом соблюдена процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам не может быть признано законным и подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а также неверным установлением обстоятельств по делу.

Отменяя данное решение, с учетом того, что все фактические обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся материалов дела, порядок и сроки принудительного взыскания соблюдены, судебная коллегия находит необходимым в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вынести новое решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований в данной части.

Решение суда также подлежит изменению в части взыскания с Мещерякова С.Е. государственной пошлины, размер которой согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо исчислять пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 08 ноября 2021 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Мещерякова С.Е. задолженности по страховым взносам и пени отменить, принять в отмененной части новое решение, которым взыскать с Мещерякова Сергея Евгеньевича задолженность:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 1472,35 руб.;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФ ОМС за 2019 год в размере 6884 руб.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный фонд ОМС в размере 345,29 руб.

Изменить решение суда в части взыскания с Мещерякова С.Е. государственной пошлины.

Взыскать с Мещерякова Сергея Евгеньевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 347,92 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: