ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3725/19 от 15.10.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Фомина И.А. Дело № 2а-3725/2019 (33а-12200/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2019г. г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Клюева С.Б., Житниковой О.В.,

при секретаре – Ивановой О.И.,

с участием прокурора – Хуснутдиновой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ставропольского района г. Тольятти в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица LILY INVESTMENTS GROUP LTD Спицина Л.С. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 25 июля 2019г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения прокурора и представителя Управления Роскомнадзора по Самарской области Шадричевой Е.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ставропольского района г. Тольятти Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (далее Управление Роскомнадзор по Самарской области) о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указав в обоснование, что в ходе проведенного прокуратурой мониторинга сети Интернет выявлен сайт <данные изъяты> на котором находится информация содержащая элементы порнографии.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, прокурор просил признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решением Ленинского районного суда г. Самара от 25 июля 2019г. административное исковое заявление удовлетворено.

С данным решением не согласился представитель заинтересованного лица LILY INVESTMENTS GROUP LTD Спицин Л.С., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, несоответствующего статьям 176, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Прокурор и представитель Управления Роскомнадзор по Самарской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица LILY INVESTMENTS GROUP LTD Спицин Л.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, и интересов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает распространение порнографической продукции, в том числе, детской.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Согласно статье 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Из материалов дела видно, что прокуратурой Ставропольского района г.Тольятти Самарской области в ходе мониторинга сети Интернет выявлен сайт <данные изъяты> на странице которого находится информация содержащая элементы порнографии (видео, фото). Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе и несовершеннолетние.

При этом, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" прямо относит к запрещенной для распространения среди детей информацию порнографического характера (пункт 7 части 2 статьи 5), определяя ее как информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного (пункт 8 статьи 2), и понимает под оборотом информационной продукции следующие действия: предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи (пункт 12 статьи 2).

Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление возможности ознакомления с информацией, содержащей элементы порнографии, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с организацией и занятием проституцией. При этом, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <данные изъяты> следует ограничить путем включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Доводы представителя заинтересованного лица LILY INVESTMENTS GROUP LTD, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, о том, что сайт <данные изъяты> элементы порнографии не содержит, опровергаются представленными прокурором скриншотами страниц с сайта.

Доводы жалобы о том, что доступ к сайту LILY INVESTMENTS GROUP LTD заблокирован, является необоснованным, поскольку согласно сведениям Роскомнадзора по Самарской области доступ к сайту является открытым.

При оценке указанных доводов судебная коллегия учитывает представленные Роскомнадзором по Самарской области к возражениям на апелляционную жалобу сведения по состоянию на 14 октября 2019 г. о том, что информация порнографического содержания с сайта www.annamilk.com. не удалена, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Также на главной странице сайта размещена информация о том, что данный сайт будет заблокирован по решению суда, в связи с этим меняется адрес сайта, на <данные изъяты> и <данные изъяты> что свидетельствует о том, что владельцем сайта, заранее предусмотрены пути обхода блокировки сайта.

Таким образом, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 25 июля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя LILY INVESTMENTS GROUP LTD Спицина Л.С. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –