ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3729/19 от 01.10.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

№ 2а-3729/2019

№ 33а-10058/2019

Судья Певина Е.А.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 01 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.,

судей Кошелевой А.П., Тепляковой И.М.

при секретаре Пастор К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе мэрии г. Новосибирска на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 16 июля 2019 года, которым административное исковое заявление прокурора г. Новосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к мэрии г. Новосибирска о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя мэрии г. Новосибирска – Каменской А.В., представителя административного истца – Козловой М.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Новосибирска обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать положения абзацев 1-3, 5-7 пункта 1.6 Порядка предоставления субсидий на технологическое присоединение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и канализации многоквартирных домов, участники долевого строительства которых признаны пострадавшими от действий недобросовестных застройщиков, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 20 июня 2016 года № 2621, противоречащими части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункту «е» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2016 года № 887, и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование исковых требований указано, что постановлением мэрии г. Новосибирска от 20 июня 2016 года № 2621 (в редакции постановления № 4888 от 27 октября 2017 года) утвержден Порядок предоставления субсидий на технологическое присоединение к сетям водо, тепло-, электроснабжения и канализации многоквартирных домов, участники. долевого строительства которых признаны пострадавшими от действий недобросовестных застройщиков (далее Порядок предоставления субсидий).

В нарушение требований части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «е» пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2016 года № 887, в п.1.6 Порядка предоставления субсидий не установлена дата, на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям. Данная дата определена только по отношению к требованию о ненахождении получателя субсидии в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.

Из абзаца 5 пункта 2.3 Порядка предоставления субсидий следует, что к заявлению о предоставлении субсидий прилагаются справки об отсутствии на первое число месяца, в котором подается заявление, задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам перед бюджетами разных уровней, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, за исключением отсроченной, рассроченной, в том числе в порядке реструктуризации, приостановленной к взысканию, недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Кроме того, пункт 1.6 Порядка предоставления субсидий содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к граждан и организациям.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 16 июля 2019 года административное исковое заявление прокурора г. Новосибирска удовлетворено частично.

Судом постановлено признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда положения абзацев 1-3, 5-7 пункта 1.6 Порядка предоставления субсидий на технологическое присоединение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и канализации многоквартирных домов, участники долевого строительства которых признаны пострадавшими от действий недобросовестных застройщиков, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 20 июня 2016 года № 2621, в той части, в какой они не устанавливают дату, по состоянию на которую получатели субсидий должны соответствовать требованиям абзацев 1-3, 5-7 пункта 1.6 указанного Порядка.

С указанным решением суда не согласилась мэрия г. Новосибирска, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 16 июля 2019 года и принятии нового об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом сделан вывод о несоответствии оспариваемого правового регулирования требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы и её согласованности с системой действующего федерального законодательства. В то же время суд соглашается с доводами мэрии г. Новосибирска о том, что положения п.4 Общих требований № 887 не указывают на необходимость установления одной конкретной даты и не исключают возможности применения требований к получателям субсидий в течение всего периода отношений, связанного с получением субсидии, однако полагает, что такие дата или период должны быть определены.

При толковании подпункта «е» пункта 4 Общих требований судом не учитывается альтернативность содержания данной правовой нормы, предполагающей два варианта правового регулирования. Ввиду прямого действия подпункта «е» пункта 4 Общих требований, в случае если в правовом акте, регулирующем порядок предоставления субсидии, не определена иная конкретная дата, на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям, указанные требования подлежат применению на первое число месяца. В свою очередь, возможность определения иной даты является правом органа, предоставляющего субсидию, а не его обязанностью.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения заместителя прокурора города Новосибирска.

Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Проверка законности постановления мэрия г. Новосибирска от 20.06.2016 № 2621 в оспариваемой части произведена судом первой инстанции по правилам, установленным главой 21 КАС РФ.

В силу ч.8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч.9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением мэрии г. Новосибирска от 20 июня 2016 года № 2621 (в редакции постановления № 4888 от 27 октября 2017 года) утвержден Порядок предоставления субсидий на технологическое присоединение к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и канализации многоквартирных домов, участники долевого строительства которых признаны пострадавшими от действий недобросовестных застройщиков (далее по тексту Порядок предоставления субсидий).

Постановление мэрии г. Новосибирска от 20 июня 2016 года № 2621 является нормативным правовым актом, принятым в рамках полномочий органа местного самоуправления города Новосибирска, требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом города Новосибирска к форме, виду акта и процедуре его принятия, правил введения его в действие.

Согласно пункту 1.6 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 20 июня 2016 года № 2621 получатели субсидии должны соответствовать следующим требованиям:

у получателя субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

у получателя субсидии должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет города субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами города Новосибирска, и иная просроченная задолженность перед бюджетом города;

получатель субсидии не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства на дату не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение);

получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;

получатель субсидии не должен получать средства из бюджета города в соответствии с иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска на цели, указанные в пункте 1.4 Порядка;

у получателя субсидии не должно быть ареста на имущество, исполнительных листов, предусматривающих обращение взыскания на имущество.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждения), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее Общие требования).

Подпунктом «е» пункта 4 Общих требований предусмотрено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация: требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа;

при необходимости иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.

Как указано в п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Из приведенных положений пп. «е» п.4 Общих требований и содержания оспариваемого в части нормативного правового акта следует, что в нарушение императивного требования нормативного правового акта, обладающего большей юридической силой, мэрия г. Новосибирска, устанавливая для получателя субсидии требования, которым он должен соответствовать с целью получения субсидии, не устанавливает дату (момент), на которую получатель субсидии должен соответствовать указанным требованиям.

Такое правовое регулирование, как верно установлено судом первой инстанции, не соответствуя требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего федерального законодательства, нарушает гарантированный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства.

При таких обстоятельствах, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о прямом действии подпункта «е» пункта 4 Общих требований и отсутствии обязанности по определению иной даты, противоречат буквальному содержанию абзаца 1 пункта 4 Общих требований, в котором указано, что «при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация», в том числе, определенная в подпункте «е» указанного пункта Общих требований.

Положения пункта 4 Общих требований действительно не исключают возможность применения требований к получателям субсидий в течение всего периода отношений, связанного с получением субсидии. Это подтверждается и содержанием подпункта «б» пункта 6 Общих требований о том, что требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.

Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает необходимость установления в муниципальном правовом акте даты, на которую получатели субсидии должны соответствовать установленным требованиям.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г. Новосибирска – без изменения.

Председательствующий

Судьи