ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3729/2021 от 15.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Реутских П.С.

Дело № 2а-3729/2021

Дело № 33а-2717

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Шалагиновой Е.В., Титовца А.А.,

при помощнике Нориной Л.В.,

рассмотрев 15 июня 2022 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе администрации Индустриального района г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 15 ноября 2021 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие администрации Индустриального района города Перми, выразившееся в непринятии мер по проведению процедуры, предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в реку Мулянку) на протяжении от водовыпуска из сети ливневой канализации, расположенной на территории строения по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б до выхода с территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, в целях подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный участок сети ливневой канализации.

Возложить на администрацию Индустриального района города Перми обязанность провести мероприятия, направленные на постановку бесхозяйного объекта – сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в реку Мулянку) на протяжении от водовыпуска из сети ливневой канализации, расположенной на территории строения по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б до выхода с территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми – на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми – со стадии уведомления в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, в соответствии с п. 3.2 Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130.

В удовлетворении требований к администрации города Перми – отказать.

Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., пояснения истца, представителей сторон, заинтересованного лица, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Власова Н. Б. обратилась в суд с административным иском к администрации Индустриального района г. Перми, администрации г. Перми об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что она является собственником квартиры № ** в доме № ** по ул. **** Индустриального района г. Перми. Административные ответчики являются организациями, ответственными за проведение работ по благоустройству территории г. Перми, а также за решение вопросов водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе на территории указанного дома. В 2014 г. администрацией Индустриального района выявлена бесхозяйная сеть ливневой канализации по ул. Мира (год постройки 1970), от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянка, включая водоотводную канаву, проходящую от водовыпуска в районе д. 5 по ул. 1-я Ипподромная. В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 04.04.2017 в отношении указанной сети ливневой канализации, 31.03.2017 зарегистрировано право собственности г. Перми. При этом водоотводная канава не поставлена на кадастровый учет, в связи с отсутствием признаков капитальности объекта. Тем не менее, указанный открытый участок сети ливневой канализации в 2016 году включен в технический паспорт на сеть ливневой канализации, инвентарный № **, общей протяженностью от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянка, изготовленный ГУП «ЦТИ». При строительстве д. 5 по ул. 1-я Ипподромная, по придомовой территории проложена водоотводная труба, соединенная одним концом с указанной ливневой канализацией в месте водоотвода с территории гипермаркета «Leroy Merlin» (ш. Космонавтов, 164/б), а другим концом с той же ливневой канализацией за д. 5 по ул. 1-я Ипподромная. Указанный участок ливневой канализации, проходящий по придомовой территории, является бесхозяйным. На протяжении 2017-2021 г.г. придомовая территория д. 5 по ул. 1-я Ипподромная систематически, особенно в период обильных осадков и таяния снега, подтапливается, поскольку построенная ранее ливневая канализация не была рассчитана на большую нагрузку, в результате подключения системы канализации от торгового центра. Кроме того, указанный участок лотка существенно заилен и, возможно, не имеет необходимой герметичности в стыках железобетонных элементов. В результате регулярно происходящих подтоплений придомовой территории наносится ущерб д. 5 по ул. 1-я Ипподромная, в том числе его фундаменту, что создает реальную угрозу жизни и здоровью проживающих там лиц. Зафиксирован факт образования трещин в ванной, коридоре и лестничной клетке в кв. **, которые образовались в ночь с 26 на 27 января 2019 г., (протокол № 03 от 29.01.2019 внепланового заседания комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Индустриального района г. Перми). Со слов собственников, зимой, в темное время суток, имели место случаи падения людей в воду открытого участка ливневой канализации. На детской площадке размыт грунт, колодцы пристенного дренажа дома переполнены. В связи с возникающими подтоплениями, в присутствии представителей ответчиков, иных служб, собственников жилья д. 5 по ул. 1-я Ипподромная, ООО «ЖЭУ «Краснова», в течение 2018-2021 г.г. проводились различные совещания, в том числе выездные (24.05.2018), заседания комиссий. ООО ЖЭУ «Краснова» оформлялись обращения в органы власти с просьбами, предложениями и требованиями решить создавшуюся проблему. Установлено, что указанный участок является бесхозяйным и подлежит передаче в муниципальную собственность. Для ликвидации названых отрицательных факторов и в целях повышения благоустройства территории, необходимо выполнение комплекса мероприятий по инженерной защите и подготовке территории, реконструкция ливневой канализации. Деятельность по содержанию и благоустройству придомовой территории многоквартирного дома, не включает в себя обязанность управляющей компании, а также собственников помещений в многоквартирном доме по реконструкции и оборудованию общегородских систем канализации. Обязанность по организации обустройства на территории г. Перми сооружений по отводу канализационных стоков возлагается на органы местного самоуправления. Однако до настоящего времени, решение о передаче указанного участка канализационной сети в муниципальную собственность и проведения его реконструкции (ремонта) не осуществлено. При этом, административные ответчики игнорируют неоднократные обращения УК ООО ЖЭУ «Краснова» (от 15.01.2019, 09.04.2019, 04.05.2021, 03.07.2019, 07.07.2021 и др.), о передаче участка ливневой канализации в муниципальную собственность, фактах подтопления территории дома, образовавшихся трещинах, не давая на обращения ответы и не проводя никаких действий, направленных на передачу участка ливневой канализации в муниципальную собственность. Также управляющая компания обращалась и к Губернатору Пермского края. Указанное бездействие административных ответчиков, выразившееся в оставлении участка ливневой канализации бесхозяйным, в непринятии мер к передаче указанного участка в муниципальную собственность, является незаконным. Бездействие администраций нарушает права и законные интересы истца, поскольку ведет к разрушению дома, в котором Власова Н.Б. является собственником квартиры, т.е. нарушаются ее права на защиту частной собственности, на безопасную среду обитания, право полноценного пользования имуществом, создают реальную угрозу жизни и здоровью административного истца, а также повреждения и/или уничтожения ее имущества. Оставаясь бесхозяйным, в условиях допущенного незаконного бездействия администраций, указанный участок ливневой канализации пришел в негодность, в результате чего, в условиях постоянного подтопления д. 5 по ул. 1-я Ипподромная, создается реальная угроза постепенного разрушения фундамента дома, что приведет не только к материальным потерям, но и жертвам среди жителей дома. Учитывая, что для работ по проведению процедуры предусмотренной постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130 «Об утверждении Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми», в части выявления обустроенной в бетонном лотке ливневой канализации, в том числе на территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми и открытого участка (канавы), с целью инвентаризации и последующей передачи в муниципальную собственность потребуется время, считает разумным установить срок для исполнения исковых требований - в течение трех месяцев, с даты, вступления решения суда в законную силу. Власова Н.Б. просит признать незаконным бездействие администрации г. Перми и администрации Индустриального г. Перми, выразившееся в непринятии мер к проведению процедуры, предусмотренной постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130 «Об утверждении Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми», в части выявления обустроенной в бетонном лотке ливневой канализации, в том числе на территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми и открытого участка (канавы), с целью инвентаризации и последующей передачи в муниципальную собственность. Обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Индустриального района г. Перми просит решение суда отменить в связи с неправильным применением материального закона. Указывает, что вывод суда о бездействии администрации Индустриального района г. Перми несостоятелен, поскольку мероприятия по выявлению сети бесхозяйной сети ливневой канализации были выполнены в 2014-2017 г.г. в полном объеме. Бетонный водоотводный лоток (водоотводная труба), проходящий по территории многоквартирного дома по ул. 1-я Ипподромная, д.5, не имеет признаков капитальности, он не был включен в систему ливневой канализации. Возложение обязанности на администрацию района по постановке бесхозяйной сети ливневой канализации на учет в ЕГРН противоречит Регламенту № 130, поскольку мероприятия по инвентаризации бесхозяйных сетей и постановке их на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН осуществляется территориальным органом в соответствии с п. 3.2.5 Регламента в течение 90 дней с даты получения положительного заключения функционального органа, предусмотренного п. 3.3.1 Регламента. Ответственной за обслуживание многоквартирного дома по прочистке сети ливневой канализации является управляющая компания.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что сеть ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянку) построена в 1970 году.

Согласно техническому паспорту, сеть ливневой канализации по состоянию на 2016 год является сооружением и состоит из железобетонных труб, уложенных подземным способом протяженностью 5742,79 м, оканчивается бетонным оголовком, и открытой сети ливневой канализации (неорганизованный сток) до природного постоянного водного потока с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) протяженностью 930,55 м. (л.д.8-13).

Власова Н.Б. является собственником жилого помещения – квартиры № ** в многоквартирном доме № ** по ул. **** г. Перми, указанный дом построен в 2012 году (л.д. 47-49).

В октябре 2014 года администрацией Индустриального района в адрес заместителя главы администрации г. Перми – начальника управления внешнего благоустройства администрации г. Перми направлено письмо с просьбой подготовить и направить в администрацию Индустриального района и департамент имущественных отношений заключение о целесообразности и необходимости приема в муниципальную собственность сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянку, л.д.57).

Согласно ответу администрации города Перми от 24.10.2014, Управление внешнего благоустройства администрации г. Перми считает целесообразным принятие в муниципальную собственность сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянку) протяженностью 6610 м (л.д.59).

Согласно выписке из ЕГРН сеть ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянку) поставлена на кадастровый учет с кадастровым номером **:82558, дата присвоения номера 21.11.2016, протяженность 5743 м, правообладателем данного сооружения является муниципальное образование «Город Перми» (л.д.60-61).

В последующем, в связи с реконструкцией шоссе Космонавтов г. Перми, протяженность сети ливневой канализации составила 6987 м.

В 2017 году на участке территории планируемой застройки Торгового центра «Леруа Мерлен» на земельном участке с кадастровым номером № **:143 по адресу г. Пермь, ш. Космонавтов 164б, на которой был обустроен выпуск сети ливневой канализации, проведена реконструкция. В частности, проведено переустройство дождевой канализации в виде коллектора из железобетонных труб, выходного железобетонного оголовка и водоотводного лотка длиной 6м, предусмотрен демонтаж участка ливневой канализации от оголовка до первой камеры протяженностью 27 м., включая оголовок и камеру. В результате реконструкции протяженность сети указанной ливневой канализации составила 7063, 6 м (л.д.63).

Таким образом, на момент рассмотрения дела сеть ливневой канализации с кадастровым номером **:82558 имеет протяженность 7063,6 м, заканчивается железобетонным оголовком и имеет водовыпуск на рельеф на земельном участке с кадастровым номером № **:143 по адресу г. Пермь, ш. Космонавтов 164б (ТЦ «Леруа Мерлен»), в указанную протяженность не входит отрезок сети ливневой канализации на протяжении от водовыпуска из сети ливневой канализации, расположенной на территории строения по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б до выхода с территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми (л.д. 62).

В мае 2018 года специалистами отдела благоустройства администрации Индустриального района, при участии специалистов отдела технической политики УВБ администрации г. Перми, представителей ООО «ЖЭУ Краснова» - управляющей компании, обслуживающей д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, и представителей ООО «Леруа Мерлен» проведено обследование объектов – элементов ливневой канализации, проходящей по территории и за территорией д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми.

Поводом для проведения обследования послужили многократные обращения жильцов дома № 5 по ул. 1-я Ипподромная г Перми о подтоплениях их придомовой территории и прилегающей к ней территории вешними водами из сети ливневой канализации.

По результатам обследования, оформленного протоколом от 24.05.2018, выявлено, что с территории гипермаркета ООО «Леруа Мерлен», расположенного по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б, выходит труба (сеть ливневой канализации), от которой обустроена канава в направлении д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми. С данной канавой соединяется подземная сеть ливневой канализации (предположительно – бетонный лоток), проходящая по территории многоквартирного жилого д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми в направлении Верхнемуллинского кладбища, которая оканчивается за пределами территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми бетонной трубой, и соединяется с сетью ливневой канализации вдоль Верхнемуллинского кладбища. Выявлен провал земли и перекрытий над бетонным лотком возле ограждения придомовой территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми.

По итогам обследования принято решение о начале процедуры (сбора документов), предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления обустроенной в бетонном лотке ливневой канализации, в том числе на территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми и открытого участка (канавы), с целью инвентаризации и последующей передачи в муниципальную собственность (л.д. 35-36).

В связи с неисполнением администрацией Индустриального района г. Перми решения от 24.05.2018 о начале процедуры (сбора документов), предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления обустроенной в бетонном лотке ливневой канализации, в том числе на территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми и открытого участка (канавы), с целью инвентаризации и последующей передачи в муниципальную собственность, и продолжающимся негативным воздействием канализационными стоками на конструкцию жилого дома № 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, истцом предъявлен настоящий иск.

Разрешая спор, суд руководствовался положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Удовлетворяя требования истца к администрации Индустриального района г. Перми, суд пришел к выводу о доказанном факте бездействия администрации Индустриального районного г. Перми в непринятии мер по проведению процедуры, предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в реку Мулянку) на протяжении от водовыпуска из сети ливневой канализации, расположенной на территории строения по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б до выхода с территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, в целях подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный участок сети ливневой канализации (далее Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества).

При этом суд исходил из того, что администрация Индустриального района г. Перми является территориальным органом администрации г. Перми, поскольку объект бесхозяйного недвижимого имущества расположен на территории данного района. Исходя из документов, представленных ответчиком, судом сделан вывод, что обнаружение объекта, имеющего признаки бесхозяйного, имело место 24 мая 2018 года, однако последующие действия, предусмотренные Регламентом, территориальным органом не были совершены.

Оснований не согласиться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 1.2, 2.1 и 3.2.6.9 Приложения к Решению Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7 «О территориальных органах администрации города Перми», администрация Индустриального района города Перми является территориальным органом администрации города Перми, создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществления исполнительно-распорядительных функций на соответствующей территории. Основной целью деятельности Территориального органа является эффективное управление соответствующей территорией. В пределах административных границ Территориальный орган в соответствии с возложенными на него задачами, среди прочего, проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.

В целях обеспечения и совершенствования эффективной работы, организации взаимодействия территориальных и функциональных органов администрации города Перми при выявлении объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее – Регламент, п. 1.1 Регламента).

В соответствии с п.п. 3.1 Регламента выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами на основании полномочий, предусмотренных Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29 января 2013 г. N 7 "О территориальных органах администрации города Перми", путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество при условии документального подтверждения отсутствия (невыявления) собственника или его отказа от недвижимого имущества.

Территориальный орган в течение 3 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа от права собственности физического или юридического лица на недвижимое имущество направляет уведомление в отраслевую муниципальную организацию о проведении совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, а в случае если объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества относится к объектам газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, дополнительно – в специализированную организацию, осуществляющую виды деятельности с использованием сетей, технологически связанных с объектом инженерно-технического обеспечения.

Совместное обследование объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, должно быть проведено не позднее 10 рабочих дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество.

По результатам совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется акт осмотра технического состояния объекта, в котором указываются основные характеристики, позволяющие идентифицировать объект(наименование, местоположение, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии). Для объектов инженерно-технического обеспечения дополнительно:

в акте осмотра технического состояния объекта устанавливается организация, сети которой непосредственно соединены с объектами инженерно-технического обеспечения;

составляется схема объекта в масштабе не менее 1:1000.

Участие отраслевой муниципальной организации в совместном обследовании объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, является обязательным.

При неявке представителя специализированной организации на проведение совместного обследования объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, обследование осуществляется в отсутствие специализированной организации, о чем делается соответствующая отметка в акте осмотра технического состояния объекта.

Акт осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, составляется и подписывается всеми участниками осмотра в течение 5 рабочих дней со дня проведения осмотра.

В случае уклонения или отказа специализированной организации от подписания акта осмотра технического состояния объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, указанный акт составляется в отсутствие подписи представителя специализированной организации, о чем делается соответствующая отметка в акте;

В соответствии с п.п.3.2.3 Регламента в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен:

документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, подтверждающие, что право собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрировано;

документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества;

документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.

Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.

Из положений указанных норм (Типового положения и Регламента) следует, что определение правового статуса объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного имущества отнесено к компетенции территориального органа администрации г. Перми, в рассматриваемом случае – к компетенции администрации Индустриального района г. Перми. Территориальный орган в течение трех дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, проводит обследование объекта с участием отраслевой муниципальной организации (в необходимых случаях специализированной организации), по результатам которого составляется акт с указанием основных характеристик, позволяющих идентифицировать объект (наименование, местоположение, прочие сведения о технических характеристиках объекта и его техническом состоянии. Участие отраслевой муниципальной организации (в данном случае МПУП «Полигон») в совместном обследовании объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, является обязательным.

Суд пришел к правильному выводу, что непосредственное обнаружение объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, имело место 24 мая 2018 года, что подтверждается протоколом выездного совещания по ливневой канализации в районе дома № 5 ул. 1-я Ипподромная г.Перми.

Согласно указанному протоколу специалистами отдела благоустройства администрации Индустриального района, при участии специалистов отдела технической политики управления внешнего благоустройства администрации г. Перми, представителей ООО «ЖЭУ Краснова» - управляющей компании, обслуживающей д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, и представителей ООО «Леруа Мерлен» проведено обследование объектов – элементов ливневой канализации, проходящей по территории и за территорией д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми.

Поводом для проведения обследования послужили многократные обращения жильцов дома № 5 по ул. 1-я Ипподромная г Перми о подтоплениях их придомовой территории и прилегающей к ней территории вешними водами из сети ливневой канализации.

По результатам обследования выявлено, что с территории гипермаркета ООО «Леруа Мерлен», расположенного по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б, выходит труба (сеть ливневой канализации), от которой обустроена канава в направлении д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми. С данной канавой соединяется подземная сеть ливневой канализации (предположительно – бетонный лоток), проходящая по территории многоквартирного жилого д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми в направлении Верхнемуллинского кладбища, которая оканчивается за пределами территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми бетонной трубой, и соединяется с сетью ливневой канализации вдоль Верхнемуллинского кладбища. Выявлен провал земли и перекрытий над бетонным лотком возле ограждения придомовой территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми.

По итогам обследования принято решение о начале процедуры (сбора документов), предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления обустроенной в бетонном лотке ливневой канализации, в том числе на территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми и открытого участка (канавы), с целью инвентаризации и последующей передачи в муниципальную собственность (л.д. 35-36).

Однако последующие действия, предусмотренные Регламентом, не были проведены, процедура не завершена, совместное обследование Объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, с отраслевой муниципальной организацией ПМУП «Полигон» с даты непосредственного обнаружения, не проведено, соответствующий акт осмотра технического состояния объекта, позволяющего идентифицировать такой объект, не составлен.

В связи с этим, является обоснованным вывод суда о наличии незаконного бездействия администрации Индустриального района администрации г. Перми, выразившегося в непринятии мер по проведению процедуры, предусмотренной Регламентом, и как следствие возложение на территориальный орган обязанности.

Судебная коллегия,учитывая определенный алгоритм действий территориального органа местного самоуправления при выявлении объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, полагает возможным уточнить абзац второй резолютивной части решения, указав на обязанность администрации Индустриального района г. Перми принять меры по проведению процедуры, предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в реку Мулянку) на протяжении от водовыпуска из сети ливневой канализации, расположенной на территории строения по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б до выхода с территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, в целях подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный участок сети ливневой канализации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что водоотводная труба, находящаяся на территории многоквартирного дома на земельном участке № **:4 по адресу г.Пермь, ул.1-я Ипподромная, д.5, не является бесхозяйным имуществом, равно как и довод о том, что лотки, канавы и трубы не являются капитальными, вследствие этого не могут быть выявлены как бесхозяйное недвижимое имущество, подлежат отклонению.

Предметом заявленных требований являлась законность (незаконность) бездействия администрации Индустриального района по надлежащему исполнению обязанности, предусмотренной Регламентом. Судом установлено, что процедура в рамках Регламента, начатая администрацией Индустриального района г. Перми 24 мая 2018 года, не завершена, акт, позволяющий идентифицировать Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не составлен.

Доводы жалобы о том, что мероприятия по выявлению сети бесхозяйной сети ливневой канализации были выполнены в полном объеме в 2014-2017 г.г. также несостоятельны, поскольку противоречат решению ответчика, изложенному в протоколе совещания по ливневой канализации в районе доме № 5 ул. 1-я Ипподромная от 24.05.2018.

Материалами дела подтверждено, что ливневая канализация является единым линейным сооружением, имеющим на разных участках различные конструктивные особенности, объединенные единым назначением, что подтверждается техническим паспортом данного объекта. Цель строительства сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в р. Мулянку) предусматривала отвод сточных вод вдоль ул. Мира от ул. Карпинского до р. Мулянка, от начальной до конечной точки, что не исключает выявлению (обнаружению) иных участков сети ливневой канализации в качестве объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества.

Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда г. Перми от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Индустриального районного суда г. Перми без удовлетворения.

Уточнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:

«Возложить на администрацию Индустриального района города Перми обязанность принять меры по проведению процедуры, предусмотренной Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденным Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, в части выявления сети ливневой канализации по ул. Мира (от ул. Карпинского до выхода в реку Мулянку) на протяжении от водовыпуска из сети ливневой канализации, расположенной на территории строения по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 164б до выхода с территории д. 5 по ул. 1-я Ипподромная г. Перми, в целях подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный участок сети ливневой канализации».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.

Председательствующий: /подпись/

Судьи:/подписи/