Судья Алтунин А.В. Дело № 33а-10300/2023
(№ 2а-3746/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 20 ноября 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Тимофеевой А.А. и Юсуповой Л.А-В.,
при секретаре Погосян А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании решения об отказе в государственной регистрации права незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 августа 2023 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомитет) от 14 марта 2023 года об отказе государственной регистрации прав в отношении земельного участка № (об установлении сервитута для обеспечения проезда и прохода к указанному земельному участку), обязать повторно рассмотреть заявление.
Административный иск мотивирован тем, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 420 кв.м., с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу <адрес>». С целью обеспечения проезда и прохода к указанному земельному к участку, 14 сентября 2022 года было заключено соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 330 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, которое подано на государственную регистрацию. 14 марта 2023 года Госкомитетом отказано в получении государственной услуги, в связи с непредставлением оригинала доверенности второй стороны сделки.
Госкомитетом поданы возражения на административное исковое заявление.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 августа 2023 года административный иск ФИО1 удовлетворён.
Признано незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 14 марта 2023 года об отказе в осуществлении государственной регистрации прав.
На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядки и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 14 сентября 2022 года об осуществлении государственной регистрации сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, с учетом правовой позиции и обстоятельств, установленных судом по настоящему делу.
С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Госкомитета ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду неправильного применения норм материального права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 Закона № 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого закона.
При этом статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав, одним из которых является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав (п. 5, ч. 1 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 52 Закон № 218-ФЗ государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
Необходимые для осуществления государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделки, являющейся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения права и обременения недвижимого имущества, а также иные необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе (за исключением актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество) представляются в экземпляре-подлиннике. Такие документы с отметкой об их переводе в форму электронного образа документа (за исключением случаев, установленных законом) возвращаются заявителю после завершения процедуры осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав вместе с иными подлежащими выдаче документами (п.3 ст.21 Закон № 218-ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 420 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>», с кадастровым номером №, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
ФИО13 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 330 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
14 сентября 2022 года ФИО1 и ФИО13 заключили письменное соглашение об установлении сервитута земельного участка, согласно которому ФИО13 предоставляет ФИО1 право бессрочного пользования частью земельного участка с кадастровым номером № площадью 146 кв.м, для проезда и прохода к земельному участку с кадастровым номером №, в этот же день ФИО1 в лице своего представителя ФИО9 и ФИО13 в лице своего представителя ФИО10 обратились в Госкомитет с заявлениями о государственной регистрации сервитута, приложив к заявлению указанное выше соглашение.
Уведомлением государственного регистратора от 27 сентября 2022 года осуществление регистрационных действий приостановлено, по основанию не представления оригиналов доверенности от 02 августа 2022 года р/н 77/168-н/77-2022-2-346 на имя ФИО3, и доверенности от 20 мая 2022 года р/н 66/3-н/66-2022-4-980 на имя ФИО10
08 октября 2022 года в Госкомитет представлен оригинал доверенности от 02 августа 2022 года р/н 77/168-Н/77-2022-2-346 на имя ФИО9
Уведомлением государственного регистратора ФИО2 от 14 марта 2023 года отказано в осуществлении регистрационных действий в связи с отсутствием оригинала доверенности от 20 мая 2022 года р/н 66/3-н/66-2022-4-980, подтверждающей полномочия ФИО10
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал неправомерным решение Госкомитета в виде уведомления об отказе в государственной регистрации от 14 марта 2023 года, государственная регистрация сервитута, исходя из части 1 статьи 52 Федерального закона № 218-ФЗ, осуществляется на основании заявления любой из сторон соглашения об установлении сервитута.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на законе.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для его принятия послужило не устранение причин приостановления государственной регистрации, а именно не предоставление оригинала доверенности от 20 мая 2022 года р/н 66/3-н/66-2022-4-980, подтверждающей полномочия ФИО10 (представителя второй стороны соглашения).
Документы для государственной регистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимость.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица (ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 указанного закона).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные названным федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регламентированы положениями Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. № 278 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 216 Административного регламента при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона № 218-ФЗ).
С заявлением о государственной регистрации сервитута обратились представители сторон, заключившие соглашение об установлении сервитута земельного участка, предоставив копии нотариальных доверенностей в подтверждение своих полномочий.
Государственная регистрация в связи с непредставлением оригиналов доверенностей приостановлена.
Представителем ФИО1 – ФИО9 в целях устранения оснований для приостановления, в Госкомитет подан оригинал доверенности подтверждающей его полномочия, как представителя стороны соглашения.
Вместе с тем, отказывая в государственной регистрации государственным регистратором не учтено, согласно положениям части 1 статьи 52 Закон № 218-ФЗ государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления одной из сторон соглашения, так как представителем одной из сторон соглашения обратившейся за регистрацией подтверждены полномочия оригиналом доверенности, оснований для отказа в регистрации у Госкомитета не имелось.
С учётом приведённых норм права, коллегия судей приходит к выводу, что отказ в государственной регистрации прав в связи с представлением на регистрацию доверенности второй стороны соглашения, является необоснованным.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
При таких данных, вывод суда о незаконности оспариваемого решения административного ответчика и возложении на регистрирующий орган обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО4 о государственной регистрации соглашения о сервитуте судебная коллегия находит обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи А.А. Тимофеева
Л.А-В. Юсупова