Судья: Шкинина И.А. (дело 2а-3766/2023) (1 инстанция) |
Дело № 33а-13844/2023 (2 инстанция) УИД: 52RS0005-01-2023-001569-50 |
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
г. Нижний Новгород |
26 октября 2023 года |
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Ворониной Т.А., судей: Гущевой Н.В., Жилкина А.М., при секретаре судебного заседания Филатове Д.А., с участием представителей административного истца Толстова Д.В. - Обухова И.С., Тимофеева Е.А., представителя заинтересованного лица ГКУ НО «ГУ АД» Полякова А.П., представителя заинтересованного лица Министерство градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области Захаровой О. А., представителя Правительства Нижегородской области Сивко вой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гущевой Н.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Толстова Дмитрия Вячеславовича на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2023 г. по административному иску Толстова Дмитрия Вячеславовича к Правительству Нижегородской области о признании незаконным распоряжения Правительства Нижегородской области №53-р от 25 января 2023 г. об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, обязании принять решение о переводе земельных участков, |
Толстов Дмитрий Вячеславович обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просил признать незаконным распоряжение Правительства Нижегородской области № 53-р от 25.01.2023 об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], собственником которых он является, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; и обязать Правительство Нижегородской области принять решение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер] из категории земель |
установила: |
сельскохозяйственного назначения в категорию промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. В обоснование иска указано, что перевод земельных участков из одной категории в другую необходим для создания площадки для размещения зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса, что соответствует функциональной зоне Г енерального плана Афонинского сельсовета, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2022 №681, в которой расположены земельные участки административного истца. Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований Толстова Д.В. отказано. В апелляционной жалобе Толстов Д.В. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование указано, что судом неверно установлены фактические обстоятельства по делу; судом применены нормы права, не подлежащие применению. От Правительства Нижегородской области, ГКУ НО «ГУАД» поступили возражения, в которых просят решение суда оставить без изменения. От Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области поступил письменный отзыв и дополнение к нему на апелляционную жалобу, в которых просят в удовлетворении исковых требований Толстова Д.В. отказать в полном объеме. От администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца Толстова Д.В. - Обухов И.С., Тимофеев Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, доводы возражений, ходатайства, письменного отзыва и дополнения к нему - оставить без удовлетворения. Представители Правительства Нижегородской области Сивкова М.В., заинтересованных лиц ГКУ НО «ГУАД» Полякова А.П., Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области Захарова О.А. доводы возражений, ходатайства и письменного отзыва поддержали в полном объеме, в удовлетворении апелляционной жалобы просили отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном |
ст.ст.55-57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в суд не направили. Учитывая требования ст. 150 КАС РФ и положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин. В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материмы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе приобщенные в ходе судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, ходатайства, письменного отзыва и дополнения к нему, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему. Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу Толстову Д.В. на праве собственности (т.1 л.д.ЗЗ- 41) принадлежат земельные участки: - кадастровый номер [номер], площадью 1451+/-333, расположенный [адрес], категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства; - кадастровый номер [номер], площадью 3178+/-493, расположенный [адрес], категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; - кадастровый номер [номер], площадью 1018+/-279, расположенный [адрес], |
категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства. Толстов Д.В. обратился в Правительство Нижегородской области с ходатайствами о переводе принадлежащих ему земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». В качестве обоснования перевода указано - создание площадки для размещения зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса в соответствии с Генеральным планом Афонинского сельсовета (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2022 г. № 681) (тЛ л.д.17-22,77-79). Пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определена компетенция государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросе перевода земель из одной категории в другую. Так, в отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, перевод из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации (подпункт пункт 1). В отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 2). Порядок взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области по вопросам реализации Федерального закона N 172- ФЗ утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2008 N628. Согласно данному Порядку, ходатайство лица, заинтересованного в переводе земельного участка из одной категории в другую, подается в управление делами Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области, которое после регистрации документов направляет их в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - министерство), которое осуществляет экспертизу документов и направляет ходатайство и комплект документов к нему в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, орган местного самоуправления муниципального района, городского округа, на территории которого расположен земельный участок, которые в течение 7 рабочих дней с момента получения ходатайства и комплекта документов направляют в министерство заключения о возможности перевода |
земельного участка из одной категории в другую либо отнесения земельного участка к определенной категории. Затем министерство вносит ходатайство на рассмотрение очередного заседания Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области (далее - Совет), который принимает решение о возможности перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, отнесения земель или земельных участков к определенной категории. На основании решения Совета министерство в течение 10 рабочих дней осуществляет подготовку проекта распорядительного акта Правительства Нижегородской области о переводе земельного участка из одной категории в другую, об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, об отнесении земельного участка к определенной категории, об отказе в отнесении земельного участка к определенной категории в соответствии с действующим законодательством. Проект акта должен содержать сведения, определенные пунктом 5 статьи 3 Федерального закона. Подготовленный проект распорядительного акта Правительства Нижегородской области о переводе земельного участка из одной категории в другую, об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, об отнесении земельного участка к определенной категории, об отказе в отнесении земельного участка к определенной категории направляется в государственно-правовой департамент Нижегородской области для проведения правовой (юридической) экспертизы в порядке, установленном Регламентом Правительством Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 года N 920. Согласованный в течение 3 рабочих дней государственно-правовым департаментом Нижегородской области проект распоряжения Правительства Нижегородской области о переводе земельного участка из одной категории в другую, об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, об отнесении земельного участка к определенной категории, об отказе в отнесении земельного участка к определенной категории направляется на подпись Губернатору Нижегородской области. Ходатайства Толстова Д.В. были рассмотрены в установленном порядке. Распоряжением Правительства Нижегородской области № 53-р от 25.01.2023 было отказано в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельных участков Схеме территориального планирования Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 г. № 254 (т.1 л.д. 16,23-28,73-74). Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской |
области принято в полном соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой принятия. При этом суд указал, что перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, с целью планируемого административным истцом строительства объектов дорожного сервиса, с учетом действующих документов территориального планирования, конфигурации и габаритов земельных участков, не представляется возможным в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования - СТП субъекта и СТП РФ, будет идти вразрез с планируемой федеральными, v> V региональными органами власти реконструкцией линейных ооъектов федерального, регионального значения (реконструкциях автомобильной дороги (<данные изъяты>) и линии электропередачи ВЛ 220 кВ Нижегородская-Борская). Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в той части, что оспариваемое распоряжение принято в соответствии с установленной процедурой принятия, однако не может согласиться с выводами суда в той части, что распоряжение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства по следующим основаниям. Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ) установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. В силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на 1) документы территориального планирования Российской Федерации; 2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; 3) документы территориального планирования муниципальных образований (часть 2). Статьей 18 Градостроительного кодекса определено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются |
схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов. Генеральный план поселения как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса). В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно ответу администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области №Сл-126-844601/22 от 23.11.2022 «О предоставлении заключений по ходатайствам №18030-№ 18032», возможен перевод земельного участка с кадастровым номером [номер] из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», так как местоположение земельного участка соответствует функциональному зонированию территории в соответствии с действующим генеральным планом Афонинского сельсовета (т.1 л.д.83-87). Согласно материалам Генерального плана Афонинского сельсовета, утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2022 №681, спорные земельные участки административного истца находятся в функциональной зоне «производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур» (т.1 л.д.231). Таким образом, довод административного истца, что испрашиваемая категория земельных участков соответствует генеральному плану поселения, является обоснованным. Указанное обстоятельство судом первой инстанции было принято во внимание, однако суд сделал вывод, что генеральный план в этой части не подлежит применению, поскольку противоречит схемам территориального планирования Российской Федерации и Нижегородской области. Действительно, в силу частей 3 и 3.3. статьи 9 Градостроительного кодекса, документы территориального планирования муниципальных образований, к которым относится, в том числе генеральный план поселений, |
документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, со дня утверждения. Вместе с тем, такого противоречия в представленных в материалы дела документах не имеется. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области, в том числе, энергетики. Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения (часть 4 статьи 10 Градостроительного кодекса). В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта). Также указываются характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (часть 5 статьи 10 Градостроительного кодекса). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 №1634-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. В перечне линий электропередачи с проектным номинальным классом напряжения 110 кВ и выше, планируемых для размещения (приложение N 6), указано о реконструкции линии электропередачи ВЛ 220 кВ Нижегородская- Борская. Судом установлено, что данная линия электропередачи, планируемая к реконструкции до 2025 г., пересекает земельные участки административного истца с кадастровыми номерами [номер] и [номер] (т.1 л.д.80-82, 117-121). В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Градостроительного кодекса документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, содержащие положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения. Согласно части 5 статьи 14 Градостроительного кодекса на картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения. |
Правительство Нижегородской области постановлением от 29,04.2010 N 254 утвердило схему территориального планирования Нижегородской области. Согласно пп.146 п.2.3 схемы территориального планирования Нижегородской области предусмотрена реконструкция автомобильной дороги (<данные изъяты>) Восточный подъезд к г. Н.Новгороду от а/д М-7 "Волга" до 2026 г. Судом установлено, что земельные участки административного истца расположены в непосредственной близости от указанной автомобильной дороги. По мнению административного ответчика и заинтересованных лиц, расположение спорных земельных участков административного истца в зонах планируемого размещения реконструируемых автомобильной дороги и линии электропередач препятствует переводу этих земельных участков из одной категории в другую. Как указано в оспариваемом распоряжении Правительства №53-р, отказ мотивирован несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельных участков схеме территориального планирования Нижегородской области, утв. Постановлением правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 г. №254. Вместе с тем, расположение земельных участков административного истца в зонах реконструкции объектов федерального и регионального значения (линии электропередач и автомобильной дороги) не свидетельствует о несоответствии испрашиваемого целевого назначения земельных участков документам территориального планирования. Более того, поскольку проекта реконструкции автомобильной дороги в настоящее время не имеется, сам факт нахождения земельных участков Толстова Д.В. в зоне ее реконструкции ставится под сомнение. То обстоятельство, что в последующем владельцем автомобильной дороги <данные изъяты> Восточный подъезд к г.Н.Новгороду от а/д М-7 «Волга», которым является ГКУ НО «ГУАД», не будет дано разрешение на строительство объектов капитального строительства в границах придорожных полос автомобильной дороги, не является основанием к отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую. Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что по делу имеется необходимая совокупность обстоятельств, предусмотренная п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения заявленных Толстовым Д.В. требований. При таких обстоятельствах, решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2023 г. по настоящему делу подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, которым судебная коллегия полагает возможным административные исковые требования удовлетворить частично: признать незаконным распоряжение Правительства Нижегородской области № 53-р от 25.01.2023 «Об отказе в переводе земельных участков из категории |
земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения». При этом коллегия отмечает, что принять иные меры по восстановлению нарушенных прав административного истца, как-то: обязать Правительство Нижегородской области повторно рассмотреть ходатайства Толстова Д.В. не представляется возможным, поскольку в настоящее время принятие решений об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую отнесено к полномочиям министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (п.3.5.47. Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2018 №183, в ред. от 16.08.2023), которое к участию в данном деле не привлекалось, соответственно, на него не могут быть возложены данные обязанности. Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда определила: решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 12 мая 2023 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение, которым административный иск Толстова Дмитрия Вячеславовича удовлетворить частично. Признать незаконным распоряжение Правительства Нижегородской области № 53-р от 25.01.2023 «Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения». В удовлетворении остальной части иска Толстова Д.В. отказать. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции. Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 09 ноября 2023 г. |