ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3778/2021 от 23.12.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Фоменко С.В. Дело № 33а-2106/2021

Дело № 2а-3778/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

судей Гончаровой Н.В. и Горна В.Ф.,

при секретаре Шипиловой Я.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 23 декабря 2021 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаглоевой Е.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 сентября 2021 года, которым постановлено:

«удовлетворить частично административное исковое заявление Уткевича Сергея Петровича, Уткевич Светланы Владимировны о признании недействующим постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1320 от 26 июня 2019 года "Об утверждении проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе" и утвержденный указанным постановлением проект межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе", выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО20., шифр <данные изъяты>, возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа при подготовке нового проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе рассмотреть возможность установления проезда и прохода к земельным участкам с кадастровыми номерами , по схеме, расположенной в заключении от 04 марта 2020 года, подготовленной ООО "Геокадастр", с учетом обязательного рассмотрения данного вопроса на публичных слушаниях.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения постановление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1320 от 26 июня 2019 года "Об утверждении проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе" и утвержденный указанным постановлением проект межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе", выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО21., шифр <данные изъяты>.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты администрации Петропавловск-Камчатского городского округа».

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаглоевой Е.В. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Уткевича С.В., представителей административного истца Колбы В.В. и Рыбацкой Т.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Курбанова Ш.М., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Уткевич С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1320 от 26 июня 2019 года «Об утверждении проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе» и утвержденный указанным постановлением проект межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе», выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО22., шифр <данные изъяты>, возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа при подготовке нового проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе рассмотреть возможность установления проезда и прохода к земельным участкам с кадастровыми номерами , по схеме, расположенной в заключении от 04 марта 2020 года, подготовленной ООО «Геокадастр», с учетом обязательного рассмотрения данного вопроса на публичных слушаниях.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на котором расположено здания материального склада «<данные изъяты>» с пристройкой с кадастровым номером , и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, на котором расположено здание «<данные изъяты>» с кадастровым номером

Проектом межевания территории не предусмотрен доступ от дороги общего пользования к вкрапленным земельным участкам с кадастровыми номерами , не предусмотрен проезд к спорной части земельного участка и зданию на земельном участке. Проезд к спорной территории осуществляется через земельные участки , , в том числе и пожарный проезд. Еще до покупки земельных участков с кадастровыми номерами , , они являлись вкрапленными и доступ от дороги общего пользования к ним осуществлялся всегда через земельные участки муниципальной собственности с кадастровыми номерами , , , . Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловска-Камчатского городского округа выдано разрешение на реконструкцию здания расположенного на земельном участке с кадастровым номером . Согласно проекту межевания территории земельные участки с кадастровыми номерами , являются сохраняемыми и остаются по проекту межевания территории вкрапленными, однако проект межевания территории является нормативным правовым актом, который адресован неопределенному кругу лиц, рассчитан на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения. Земельный участок с кадастровым номером является вкрапленным, не имеет доступа к дороге общего пользования, со всех сторон его окружают смежные земельные участки с кадастровыми номерами , , , . Земельный участок без кадастрового номера является единственным источником доступа от дороги общего пользования к земельному участку с кадастровым номером , но его месторасположение не позволяет проехать транспортным средствам, так как он упирается в лестничный проем предназначенный для пешеходов, а в связи с тем, что административные истцы осуществляют предпринимательскую деятельность на земельных участках с кадастровыми номерами , , то наличие полноценного проезда является жизненно необходимым элементом по доставки товаров и подъезду клиентов. Проектом межевания территории, ни другими какими-либо документами не доказано, что имелась чересполосица земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец также указал, что нарушена процедура принятия оспариваемых нормативно-правовых актов, так как организатор публичных слушаний, в нарушение пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 4 статьи 9 решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 апреля 2014 года № 211-нд «О публичных слушаниях в Петропавловск-Камчатском городском округе», при начале публичных слушаний не распространил информацию в местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен проект межевания территории, а ограничился местами массового скопления граждан по адресу Ленинградская, д.74/1. Нарушены сроки утверждения проекта межевания территории, процедура публичных слушаний, проект межевания территории после доработок не обсуждался на публичных слушаниях повторно. Утвержденный проект межевания территории не содержит информации о том, каким образом административный истец будет осуществлять свои права по доступу от дороги общего пользования к своим земельным участкам и расположенных на них зданиям. О проведении публичных слушаний Уткевич С.П. осведомлен не был, так как проживает в г. Москве, в связи с чем он не мог реализовать свое право на участие в публичных слушаниях и внести свои замечания и предложения. Газета «Град Петра и Павла» печатается тиражом в 1000 экземпляров и распространяется в здании администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, информация, размещенная в сети «Интернет», о подготовке проекта межевания территории, о проведении публичных слушаний не позволяет обычному пользователю понять о какой территории и к каким земельным участкам это относится, название «северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» вводит в заблуждение о месторасположении территории.

Определениями Петропавловск-Камчатского городского суда к участию в деле в качестве административного соистца привлечена Уткевич С.В., в качестве заинтересованных лиц – ООО «Шамса-Холдинг», АО «КамчатТурРегион», в связи с реорганизацией заинтересованное лицо Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заменено на Управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

В судебном заседании административный истец Уткевич С.П. и представитель административных истцов Колба В.В. административный иск поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного истца Уткевич С.П. Рыбацкая Т.А. поддержала административное исковое заявление.

Заинтересованные лица Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ООО «Шамса-Холдинг», АО «КамчатТурРегион» участия в судебном заседании не принимали.

Старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Ляховенко В.В. в судебном заседании при даче заключения полагала иск подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд вынес указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаглоева Е.В., не соглашаясь с решением суда первой инстанции, полагает его подлежащим отмене, а административный иск оставлению без удовлетворения. Указывает, что материалами дела подтверждается размещение оповещения о публичных слушаниях по проекту межевания в местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен данный проект. Постановление о подготовке проекта межевания было принято в целях устранения изломанности красных линий и увеличения земельных участков, в границах которых они располагаются, поскольку в с связи с увеличением транспортного потока пропускная способность существующей транспортной инфраструктуры себя исчерпала. Согласно картографическим материалам в земельный участок с кадастровым номером вклинивается территория кадастрового квартала . Принимая решение о возможности перераспределения земельного участка с кадастровым номером уполномоченный орган учел тот факт, что данный земельный участок не может быть предоставлен кому-либо в общем порядке в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, поскольку самостоятельное использование данной территории невозможно ввиду наличия ограничений. Также указывает, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены исковые требования в части возложения на административного ответчика обязанности при подготовке нового проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе рассмотреть возможность установления проезда и прохода к земельным участкам с кадастровыми номерами , по схеме, расположенной в заключении от 4 марта 2020 года, подготовленной ООО "Геокадастр", с учетом обязательного рассмотрения данного вопроса на публичных слушаниях, чем нарушены установленные Градостроительным кодексом РФ требования в части проведения публичных слушаний по принимаемым проектам межевания.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Уткевич С.П. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В отзыве по административному делу заинтересованное лицо АО «Камчаттуррегион» просит удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 6 сентября 2021 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно статье 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

В соответствии с положениями статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам межевания территории, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно части 1 статьи 5 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28 апреля 2014 года № 211-нд «О публичных слушаниях в Петропавловск-Камчатском городском округе" постановление главы городского округа о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию в газете "Град Петра и Павла».

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Уткевич С.П. является собственником земельных участков с кадастровым номером , расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, с кадастровым номером 41:01:0010112:8, расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. <адрес>.

Административный истец Уткевич С.В. является собственником здания материального склада с пристройкой с кадастровым номером , расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 39 от 11 апреля 2019 года назначены публичные слушания по проекту межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе, с порядком учета предложений и замечаний.

Проект межевания прошел процедуру публичных слушаний, о проведении которых было опубликовано в газете «Град Петра и Павла» № 14 (704) от 2 апреля 2019 года и размещено на официальном сайте Городской Думы и администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Публичные слушания были проведены 29 апреля 2019 года, по результатам которых был составлен протокол публичных слушаний № 18, с учетом замечаний участников, а также составлено заключение по результатам слушаний от 29 апреля 2019 года о рекомендации Главе Петропавловск-Камчатского городского округа принять решение об утверждении проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе.

Заключение опубликовано на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в газете «Град Петра и Павла» № 20 (710) 8 мая 2019 года.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1320 от 26 июня 2019 года утвержден проект межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе.

Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и в газете «Град Петра и Павла» № 27 (717) 28 июня 2019 года.

Исследовав представленные в материалах дела доказательства, установив, что, в нарушение положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, административным ответчиком не соблюдены обязательные требования в части размещения оповещения о публичных слушаниях по проекту межевания в местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлен данный проект, приняв во внимание отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ООО «Шамса-Холдинг», с целью исключения которых осуществляется перераспределение за счет публичных земель, что, в соответствии с положениями статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, является необходимым условием для такого перераспределения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и признании недействующим постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 1320 от 26 июня 2019 года и утвержденный указанным постановлением проект межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел «Авачинский» Северного городского панировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе, как несоответствующего требованиям пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.

При этом судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, применены и истолкованы в соответствии с их содержанием правильно, выводы суда в решении являются мотивированными, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции обоснованно указано, что фотографии информационного стенда группы компаний «Шамса» не отвечают признакам достаточности информирования населения, учитывая значительность территории, предполагаемой к перераспределению, и наличия на ней иных мест массового скопления граждан (т. 3 л.д. 243-245, т.4 л.д. 180-185).

Также, в соответствии с протоколом публичных слушаний № 18 от 29 апреля 2019 года, оповещение о проведении публичных слушаний размещалось только на сайтах городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и дополнительно на информационных стендах по ул. Советской, д. 22, Ленинградской, д. 74/1 (т. 3 л.д. 215-218).

Вопреки доводам апелляционной жалобы решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Администрацию ПКГО при подготовке нового проекта межевания территории квартала № 6 планировочного подрайона 3.3.2. Северный коммунально-промышленный узел "Авачинский" Северного городского планировочного района в Петропавловск-Камчатском городском округе рассмотреть возможность установления проезда и прохода к земельным участкам с кадастровыми номерами , по схеме, расположенной в заключении от 04 марта 2020 года, подготовленной ООО "Геокадастр", с учетом обязательного рассмотрения данного вопроса на публичных слушаниях, отказано, что следует из описательно-мотивировочной и резолютивной части оспариваемого решения, поскольку удовлетворение административного иска в указанной части означало бы вмешательство в нормотворческую деятельность представительного органа власти по осуществлению градостроительной деятельности.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения направлены на переоценку обстоятельств, верно установленных судом первой инстанции, и не содержат в себе объективных данных, которые могли бы поставить под сомнение правильность выводов суда, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене постановленного решения.

Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность постановленного решения, судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского суда Камчатского края от 6 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Гаглоевой Е.В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи