ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-378/2021 от 17.11.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Данченко А.Б. № 33а-10136

Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-378/2021)

(42RS0024-01-2021-000736-14)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«17» ноября 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Быковой С.В., Тройниной С.С.

при секретаре Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к главе администрации Прокопьевского муниципального округа о признании постановления незаконным

по апелляционной жалобе представителя истцов ФИО3 на решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 28 июля 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением к главе администрации Прокопьевского муниципального округа ФИО4 о признании постановления № 472-п от 17.03.2021 незаконным.

Требования мотивированы тем, что главой администрации Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области издано постановление № 472-п от 17.03.2021 «О проведении общественных обсуждений проектной документации: «Технический проект месторождения запасов угля открытым способом в лицензионных границах участка «Березовский Западный» ООО «Разрез «Березовский» (далее также – Постановление).

Пунктом 4 Постановления определено: «средство связи общего пользования, обеспечивающее участие граждан дистанционно в режиме реального времени, – сервис видеоконференции ZOOM. Участие граждан осуществляется путем перехода по ссылке https:/zoom.us/j/95385885601?pwd=azZqalNYZXJ4K1E3QmdOcmZSbHRLQT09; – дату проведения – 31.05.2021 г.; – время проведения – 10:00».

Административные истцы полагают, что Постановление нарушает права административных истцов на участие в общественных обсуждениях, устанавливая дополнительные ограничения в виде применения сервиса видеоконференции ZOOM, установления дистанционной формы проведения общественных слушаний.

Истцы считают, что в соответствии с действующим законодательством недопустимо устанавливать дополнительные ограничения в доступе общественности к участию в общественных слушаниях. В оспариваемом Постановлении установлена дистанционная форма проведения общественных слушаний, что не предусмотрено Федеральными нормативными актами.

Кроме того, средство связи общего пользования, обеспечивающее участие граждан дистанционно в режиме реального времени, – сервис видеоконференции ZООМ – не является допустимым. Данный сервис устанавливает дополнительные ограничения на участие в конференции до 500 человек, требует наличия технической возможности у желающего воспользоваться правом на участие в обсуждениях, что само по себе ухудшает положение административных истцов в сравнении с положениями, предусмотренными Федеральным Законодательством.

Истцы просили признать незаконным с момента издания постановление главы администрации Прокопьевского муниципального округа ФИО4 № 472-п от 17.03.2021 «О проведении общественных обсуждений проектной документации: «Технический проект месторождения запасов угля открытым способом в лицензионных границах участка «Березовский Западный» ООО «Разрез «Березовский».

Решением Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 28 июля 2021 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель истцов ФИО3 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Считает, что суд проигнорировал доводы истцов о нарушении их прав на участие в общественных обсуждениях. Также суд не дал оценку законности использования данной системы при общественном обсуждении проектной документации.

На апелляционную жалобу представителями администрации Прокопьевского муниципального округа и ООО «Разрез «Березовский» принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Разрез «Березовский» ФИО5 поддержал доводы возражений.

Другие участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, не явились, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Разрез «Березовский» ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением главы Прокопьевского муниципального округа от 17.03.2021 № 472-п «О проведении общественных обсуждений по проектной документации: «Технический проект разработки месторождения запасов угля открытым способом в лицензионных границах участка «Березовский Западный» ООО «Разрез «Березовский» организованы общественные обсуждения.

Согласно пункту 2 Постановления предложения и замечания по обсуждаемому вопросу принимаются в здании администрации Прокопьевского муниципального округа, в здании Калачевского территориального отдела администрации Прокопьевского муниципального округа, в здании ООО «Разрез «Березовский», установлены часы приема, также принимаются по электронной почте.

При этом в пункте 4 Постановления определено средство связи общего пользования, обеспечивающее участие граждан дистанционно в режиме реального времени, – сервис видеоконференции «ZOOM» путем перехода по ссылке:

https://zoom.us/j/95385885601?pwd=azZqalNYZXJ4K1E3QmdOcmZSbHRLQT09, установлены дата и время проведения.

Постановление опубликовано в газете Прокопьевского муниципального округа Кузбасса «Сельская новь» №21 от 25.03.2021.

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования (ч.2 этой же статьи).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте (ч.4 этой же статьи).

Решением Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 26.03.2020 N 74 принят Устав муниципального образования Прокопьевский муниципальный округ Кемеровской области – Кузбасса (далее – Устав).

В соответствии с ч.1 ст.17 Устава для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Прокопьевского муниципального округа Советом народных депутатов Прокопьевского муниципального округа, главой Прокопьевского муниципального округа могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа, главы Прокопьевского муниципального округа. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа, назначаются Советом народных депутатов Прокопьевского муниципального округа, а по инициативе главы Прокопьевского муниципального округа - главой Прокопьевского муниципального округа (ч.2 ст.17 Устава).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей Прокопьевского муниципального округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте администрации Прокопьевского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на официальном сайте Кемеровской области - Кузбасса с учетом положений Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - официальный сайт), возможность представления жителями Прокопьевского муниципального округа своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей Прокопьевского муниципального округа, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте (ч.4 ст.17 Устава).

В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

В силу ч.4 ст.25 этого же закона общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

Согласно решению Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа Кемеровской области – Кузбасса от 02 октября 2020 года №192 «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Прокопьевского муниципального округа от 19.06.2020 № 130 «Об утверждении Порядка организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности Прокопьевского муниципального округа» в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства в период введения на территории Кемеровской области – Кузбасса режима функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций «Повышенная готовность» и «Чрезвычайная ситуация» проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности проводятся в дистанционной форме с использованием средств связи общего пользования, обеспечивающих личное участие граждан в режиме реального времени (онлайн-трансляция).

Проанализировав положения приведенных нормативных актов и содержание оспариваемого Постановления, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности проведения общественных обсуждений, организованных посредством систем видеоконференции.

Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.

Так, оспариваемое Постановление было заблаговременно опубликовано. Всем заинтересованным лицам предоставлена возможность представить свои замечания на проектную документацию, а также непосредственно принять участие в общественных обсуждениях посредством использования информационно-телекоммуникационной сети и соответствующего сервиса, обеспечивающего возможность проведения видеоконференции.

Возможность проведения общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети прямо предусмотрена Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а также закреплена в нормативных актах муниципального образования.

Оспариваемое Постановление не имеет властно-обязывающего характера, не порождает непосредственно правовых последствий, содержит информационные сведения и с учетом изложенного выше не нарушает какие-либо права административных истцов.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «22» ноября 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: