ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3815/20 от 31.08.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Курмаева А.Х. дело № 33а-9904/2020

(№ 2а-3815/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 августа 2020 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.

судей – Лазаревой М.А., Навроцкой Н.А.

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.

с участием прокурора- Галкиной А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мурсатова Д.А. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия

установила:

Алексеев В.А., Корабельников А.Н., Грошев Р.В., Кубрак В.С., Захваткин Я.В., Мурсатов Д.А., Борисенко Д.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии об оспаривании решений об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Мурсатова Д.А. об обжаловании решения избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата выделены в отдельное производство.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Мурсатов Д.А. передал ответчику документы, необходимые для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидатов в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона Самарской области № 142-ГД от 31.12.2019г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Однако, в регистрации кандидата Мурсатову Д.А. отказано на том основании, что кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. <адрес> в территориальную избирательную комиссию <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа (далее ТИК) по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> нарушены положения действующего законодательства в части представления для регистрации по одномандатному избирательному округу подписных листов не соответствующих утвержденному решением ТИК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ года» образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования – отсутствие в данных подписных листах указания наименования субъекта Российской Федерации – «<адрес>».

Мурсатов Д.А. считает решение ответчика нарушающим его права и законные интересы, поскольку наименование этого органа правильно им указано в подписных листах.

Кроме того, считает, что административный ответчик утвердил противоречащий закону и уставу образец заполнения подписного листа, что не влечёт отказ в регистрации кандидата, поскольку соблюдение данного образца не является обязательным. Таким образом, подписи были незаконно признаны недействительными, что делает также незаконными и подлежащими отмене оспариваемые решения об отказе в регистрации кандидатов - административных истцов.

Ссылаясь на изложенное, Мурсатов Д.А. просил суд признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать территориальную избирательную комиссию <адрес> принять решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Мурсатова Д.А. - по одномандатному избирательному округу .

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 20.08.2020 года в удовлетворении требований Мурсатову Д.А. отказано.

В апелляционной жалобе Мурсатов Д.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указывается на соответствие представленных им подписных листов Приложению 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку наименование представительного органа муниципального образования указано им в соответствии с п.1 ч.1 ст. 20 Устава Самарского внутригородского района г.о. <адрес>.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Мурсатов Д.А. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Председатель территориальной избирательной комиссии Октябрьского района города Самары Самарской области Терентьев С.А. возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.

Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

На основании пункта 6 статьи 76 этого же Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.

Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);

4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;

5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).

Согласно пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.

В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ избирательным объединением Самарское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «<данные изъяты>» были предоставлены документы на выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором по одномандатному избирательному округу значился Мурсатов Д.А.

В перечень документов входило заявление Мурсатова Д.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес>.

Пакет документов для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> представлен Мурсатовым Д.А. в территориальную избирательную комиссию <адрес> с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес>.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мурсатовым Д.А. в комиссию для регистрации представлены следующие документы:

1) Документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;

2) Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных для уведомления о своём выдвижении, либо уведомлении кандидата об отсутствии изменений в указанных данных;

3) Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок;

4) Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на бумажном носителе;

5) Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в машиночитаемом виде.

6) Копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ с участием Мурсатова Д.А. рабочая группа по приему и проверке документов, утвержденная решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 6 статьи 37 Закона Самарской области провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, и установила, что кандидатом Мурсатовым Д.А. было представлено 24 подписи на 8 листах в 1 папке.

Согласно итоговому протоколу, составленному по результатам проверки подписных листов кандидата Мурсатова Д.А., 0 подписей избирателей, содержащихся в представленных им подписных листах, признаны недостоверными, 24 подписи - недействительными.

Судом установлено, что в качестве оснований для признания подписей недостоверными и (или) недействительными указано следующее: форма подписного листа не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пп. «и», п. 6.4. ст. 38).

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.

Согласно пункту 8.1 указанного Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных данным Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона № 67-ФЗ ТИК <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ года» утвержден образец заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес>. Данное решение было опубликовано на сайте официального сетевого издания Избирательной комиссии <адрес> «<данные изъяты>».

Согласно утвержденному ТИК в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «<данные изъяты>».

Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, в подписных листах, представленных Мурсатовым Д.А., в наименовании представительного органа указано: «<данные изъяты>», что не соответствует утвержденному решением ТИК образцу заполнения в данной части подписного листа.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону, признаются недействительными.

Сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами, пришел к правильному выводу о том, что административным ответчиком правомерно принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. <адрес> второго созыва по одномандатному избирательному округу Мурсатова Д.А., поскольку все представленные Мурсатовым Д.А. в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку его выдвижения не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону.

Поскольку оспариваемое решение является законным, суд первой инстанции также правомерно отказал в удовлетворении требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по регистрации Мурсатова Д.А. в качестве кандидата в депутаты совета депутатов Октябрьского внутригородского района г.о. <адрес>.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД и Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.

Доводы апелляционной жалобы Мурсатова Д.А. о том, что соблюдение образца заполнения подписного листа в данном случае является необязательным, поскольку наименование представительного органа муниципального образования, утвержденного ТИК в образце подписного листа, не соответствует Уставу Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес>, тогда как в представленных им подписных листах – соответствуют, основаны на неверном толковании норм Федерального закона.

В данном случае, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 данного Федерального закона.

При этом судом первой инстанции не установлено, что наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного ТИК, не соответствует Уставу Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес>.

Вопреки доводам апелляционной жалобы указание в подписных листах полного наименования представительного органа муниципального образования (с указанием субъекта Российской Федерации, в котором проводятся выборы соответствующего представительного органа муниципального образования), направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ.

Данное истолкование вышеприведенных норм права соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2012 N 658-О.

Кроме того, решение территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Октябрьского внутригородского района городского округа <адрес> второго созыва ДД.ММ.ГГГГ года» не оспорено, незаконным не признано.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты Мурсатовым Д.А. формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона № 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных вышеуказанным кандидатом подписных листах.

Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы суда первой инстанции, а также указывающих на нарушение судом норм материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Октябрьского районного суда г. Самары от 20.08.2020 является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурсатова Д.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 4 сентября 2020 года.

Председательствующий

Судьи