ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-382/2022 от 08.09.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Певнева О.В. Дело № 33а-6709/2022 (№2а-382/2022)

64RS0018-01-2022-000562-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 сентября 2022 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Закарян И.В.,

судей Домниной А.В., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Мухиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абугалиева И.К., Сержанова Э.И., Сарсенгалиев А.С. к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области о признании незаконными и отмене протоколов заседания комиссии, экспертного заключения, постановления по апелляционной жалобе Абугалиева И.К., Сержанова Э.И., Сарсенгалиев А.С. на решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 27 мая 2022 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., объяснении административного истца Сарсенгалиева А.С., представителей административных истцов Альжевой А.И., Калякиной Н.И., поддержавших доводы жалобы и дополнение к ней, возражения представителя административного ответчика Потаповой А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, возражения на нее, исследовав материалы дела,

установила:

Абугалиева И.К., Сержанова З.И., Сарсенгалиев А.С. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными и отменить протокол заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области путем присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области от 30 декабря 2021 года; протокол заседания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области путем присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области от 30 декабря 2021 года; экспертное заключение по оценке последствий принятия решения о реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области путем присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области от 30 декабря 2021 года; экспертное заключение но оценке последствий принятия решения о реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области путем присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области от 30 декабря 2021 года; признать недействующим со дня принятия постановление администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района» от 30 декабря 2021 года № 924 в части реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области в форме присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области, в части реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области в форме присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области.

В обоснование доводов административного искового заявления административные истцы ссылаются на то, что постановление администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района» от 30 декабря 2021 года № 924 в части реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области в форме присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области, в части реорганизации МОУ-СОШ с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области в форме присоединения к нему филиала МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области принято с нарушениями порядка принятия решения о реорганизации образовательного учреждения, что повлекло нарушение прав как самих административных истцов, так и их несовершеннолетних детей.

При вынесении решения Комиссией не принято во внимание отрицательное мнение жителей с. Первомайское и с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области, тогда как жители сел считают, что в конечном счете, реорганизация школ в форму филиалов приведет к их закрытию.

Жители муниципального образования не были уведомлены об опросе за 10 дней до его проведения. В данном случае 22 декабря 2021 года Советом депутатов Интернационального муниципального образования приняты решения «О проведении опроса граждан в с. Рекорд Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района по вопросу реорганизации МОУ - СОШ с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области» № 214 и «О проведении опроса граждан в с. Интернациональное Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района по вопросу реорганизации МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области» № 215, которыми поставлено провести опрос граждан в селах Рекорд и Интернациональное 28 декабря 2021 года.

Распоряжением администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области № 371р от 30 декабря 2021 года создана Комиссия по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Краснокутского муниципального района Саратовской области. Однако сведения об извещении члена комиссии - консультанта отдела государственного надзора в сфере образования комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования Министерства образования Саратовской области (представителя органа исполнительной власти Саратовской области, осуществляющего переданные РФ полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования) о заседании Комиссии на 30 декабря 2021 года отсутствует, тогда как, его участие в данном случае является обязательным.

При этом отсутствуют документы, на основании которых была проведена оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации. Комиссия при составлении экспертных заключений не рассмотрела вопрос о состоянии дороги, по которой каждый день учащимся придется добираться до школы в с. Первомайское, тем самым создав угрозу жизни и здоровью детей. Критерий общедоступности также не учтен, дорога находится в плохом транспортно-эксплуатационном состоянии, уровень аварийности высокий. Учащимся в зимний период практически невозможно будет доехать до школы. Неясно на каком транспорте будут ездить дети, соответствует ли он требованиям действующего законодательства. Таким образом, по мнению административных истцов, работа комиссии была проведена с нарушениями процедуры составления экспертного заключения по школе с. Рекорд и экспертного заключения по школе с. Интернациональное, протоколов заседания комиссии.

Вместе с тем, оспариваемое постановление администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района» от 30 декабря 2021 года № 924 является нормативным правовым актом, которое не было официально опубликовано.

Решением Краснокутского районного суда Саратовской области от 27 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Абугалиева И.К., Сержанова З.И., Сарсенгалиев А.С. просят решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов жалобы, приводя обстоятельства административного искового заявления, административные истцы выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, полагая их необоснованными; указывают на неправильное определение судом первой инстанции состава лиц, участвующих в деле.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

На основании статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (часть 10); принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ), устанавливая в главе 5 формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, перечень которых не является исчерпывающим, и определяя какие вопросы подлежат разрешению на местном референдуме (статья 22), сходе граждан (статьи 25, 25.1), собрании граждан (статья 29), прямо регламентировал в части 1 статьи 31, что мнение населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти выявляется путем опроса граждан, проводимого на всей территории муниципального образования или на части его территории.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 31 Федерального закона № 131-ФЗ результаты опроса носят рекомендательный характер.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Постановлением Правительства Саратовской области от 9 января 2014 года № 2-П было утверждено Положение о порядке проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей в сфере образования, являющихся государственной собственностью Саратовской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Саратовской области муниципальной образовательной организации в Саратовской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядке создания комиссии по оценке последствий, а также перечень необходимых документов.

Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела, администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области 15 июня 2015 года принято постановление № 836, которым утверждено Положение о комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Краснокутского муниципального района Саратовской области (л.д. 134-141).

20 декабря 2021 года Советом Первомайского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области принято решение № 207, которым решено провести опрос граждан в с. Первомайское Первомайского муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области по вопросу реорганизации МОУ – СОШ с. Первомайское Краснокутского муниципального района Саратовской области 30 декабря 2021 года с 08.00 часов до 21.00 часов (л.д. 99-103).

22 декабря 2021 года Совет депутатов Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района Саратовской области вынес решение «О проведении опроса граждан в с. Рекорд Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района по вопросу реорганизации МОУ - СОШ с. Рекорд Краснокутского района Саратовской области» № 214, «О проведении опроса граждан в с. Интернациональное Интернационального муниципального образования Краснокутского муниципального района по вопросу реорганизации МОУ-СОШ с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области» № 215, 28 декабря 2021 года с 08.00 часов до 21.00 часов.

23 декабря 2021 года Советом депутатов Краснокутского муниципального района Саратовской области принято решение № 248, которым дано разрешение на реорганизацию муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района в форме присоединения согласно приложению к настоящему решению, куда входят МОУ – СОШ с. Рекорд Краснокутского района, МОУ – СОШ с. Интернациональное (присоединяемые образовательные учреждения), МОУ – СОШ с. Первомайское Краснокутского района (образовательное учреждение, к которому осуществляется присоединение).

Судом первой инстанции установлено, что 28 декабря 2021 года проведен опрос граждан с. Рекорд и с. Интернациональное Краснокутского района Саратовской области в период с 08.00 часов до 21.00 часов по вопросу реорганизации МОУ – СОШ с. Рекорд и МОУ – СОШ с. Интернациональное в форме присоединения в филиал МОУ – СОШ с. Первомайское. Согласно результатам опроса граждане проголосовали отрицательно.

30 декабря 2021 года проведен опрос граждан с. Первомайское Краснокутского района Саратовской области по указанному выше вопросу в период с 08.00 часов до 21.00 часов, по результатам которого жители с. Первомайское проголосовали за реорганизацию образовательных учреждений.

Распоряжением администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области от 30 декабря 2021 года № 371р решено создать комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Краснокутского муниципального района (далее по тексту Комиссия).

30 декабря 2021 года в 14.00 состоялось заседание Комиссии, по результатам которого принято решение о возможности в целях эффективного функционирования образовательных учреждений реорганизовать МОУ – СОШ с. Первомайское путем присоединения к нему в форме филиалов МОУ – СОШ с. Рекорд и МОУ – СОШ с. Интернациональное (л.д. 86-95, 112-115).

30 декабря 2021 года администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области принято постановление № 924 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района, в том числе МОУ – СОШ с. Рекорд Краснокутского района, МОУ – СОШ с. Интернациональное (присоединяемые образовательные учреждения), МОУ – СОШ с. Первомайское Краснокутского района (образовательное учреждение, к которому осуществляется присоединение).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при решении вопроса о реорганизации образовательных учреждений, административным ответчиком не было допущено нарушений порядка реорганизации образовательных организаций путем присоединения, а следовательно, не повлекло нарушение прав и законных интересов административных истцов.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, суд правильно определил характер правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Вопреки доводам жалобы нарушение прав и законных интересов административных истцов в результате принятия решения о реорганизации школьных учреждений не установлено.

Не нашли своего подтверждения доводы жалобы административных истцов о нарушении их прав в результате порядка проведения опроса (менее чем за 10 дней) и принятия решения о реорганизации без учета мнения жителей с. Рекорд и с. Интернациональное, так как материалы настоящего дела таких доказательств не содержат. Напротив установлено, что в данном случае мнение граждан относительно реорганизации было учтено. И как верно отмечено судом первой инстанции, результаты опроса носят рекомендационный характер.

При этом нарушений порядка принятия решения о реорганизации образовательного учреждения не установлено.

Доводы жалобы об обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им по делу фактических обстоятельствах.

Ссылка в жалобе на незаконность постановления администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области № 924 «О реорганизации муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района, в том числе МОУ – СОШ с. Рекорд Краснокутского района, МОУ – СОШ с. Интернациональное (присоединяемые образовательные учреждения), МОУ – СОШ с. Первомайское Краснокутского района (образовательное учреждение, к которому осуществляется присоединение), являющегося, по мнению административных истцов, нормативным актом, подлежащим обязательному опубликованию, а также на нарушение прав и законных интересов административных истцов, основана на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, что не может служить основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Вместе с тем, в судебном заседании суда апелляционной инстанции было установлено, что принятие решения о реорганизация муниципальных образовательных учреждений Краснокутского муниципального района, в том числе МОУ – СОШ с. Рекорд Краснокутского района, МОУ – СОШ с. Интернациональное (присоединяемые образовательные учреждения), МОУ – СОШ с. Первомайское Краснокутского района (образовательное учреждение, к которому осуществляется присоединение) не повлекло ликвидации МОУ – СОШ с. Рекорд Краснокутского района, МОУ – СОШ с. Интернациональное. Общеобразовательный процесс на 2022 год в приведенных учреждениях продолжается, педагогический коллектив сокращению не подлежал, также продолжает свою педагогическую деятельность. Процесс реорганизации на объем реализуемых школьных программ в данном случае не повлиял.

Доводы жалобы о том, что к участию в деле не были привлечены МОУ – СОШ с. Рекорд Краснокутского района, МОУ – СОШ с. Интернациональное, Краснокутского района МОУ – СОШ с. Первомайское Краснокутского района. судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, влекущего отмену решения суда.

В силу пункта 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.

Исходя из предмета требований, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции верно определен круг лиц, участвующих в деле.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств и правового регулирования, нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснокутского районного суда Саратовской области от 27 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: