В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-491/2022 (№ 33а-8040/2021)
(№ 2а-3855/2021)
Строка № 3.024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего – судьи Доровских И.А.,
судей Калугиной С.В., Сухова Ю.П.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мак Доналда П.Л. к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, ГУ МВД России по Воронежской области, МВД России о признании незаконным отказа в принятии к рассмотрению документов для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, возложении обязанности принять к рассмотрению и рассмотреть документы для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, по апелляционной жалобе Мак Доналд П.Л. и Мак Доналд В.А. на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Доровских И.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
(судья районного суда Михина Н.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
Мак Доналд П.Л. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, указав, что 02.09.2020 он прибыл на территорию Российской Федерации и зарегистрировался по адресу: <адрес>; состоит в браке с гражданкой РФ Мак Доналд В.А., правонарушений не свершал, намерен жить и работать в России, получить гражданство России. Срок его временного пребывания продлевался до 02.05.2021, затем до 15.06.2021. 08.10.2020 административный истец обратился в миграционный центр для получения разрешения на временное проживание, там потребовали справку ФБР об отсутствии у него судимости. Административный истец обратился в посольство США для получения справки, но ему было отказано в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. Имеющаяся у административного истца ранее выданная справка ФБР принята не была в связи с тем, что с момента её выдачи прошло более трех месяцев. 16.05.2021 административный истец обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области и в УФМС Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о продлении срока действия визы до 16.12.2021, принять документы для выдачи разрешения на временное проживание. 09.06.2021 был получен ответ о том, что справка об отсутствии судимости, выданная не ранее чем за три месяца до подачи заявления и при наличии апостиля, является одним из обязательных документов. 01.07.2021 административный истец обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области для получения разрешения на временное проживание по упрощенной процедуре, представив все необходимые документы, в том числе справку об отсутствии судимости. Однако документы не были приняты сотрудником УВМ ГУ МВД по Воронежской области с указанием на то, что справка об отсутствии судимости не соответствует п.30 Административного регламента. 07.07.2021 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о признании незаконным данные действия сотрудника, однако 03.08.2021 административный истец отказал в удовлетворении данного заявления, что послужило основанием для обращения в суд с данный административным иском.
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 14.09.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено ГУ МВД России по Воронежской области; в качестве заинтересованного лица должностное лицо ФИО1
Определением Центрального районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания от 04.10.2021 в качестве административного ответчика привлечено МВД России.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 28 октября 2021 года административное исковое заявление Мак Доналда П.Л. было оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административного истца Мак Доналда П.Л. и заинтересованного лица Мак Доналд В.А. ставится вопрос об отмене названного решения районного суда от 28 октября 2021 года, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке по доводам жалобы и изученным материалам административного дела, по мнению судебной коллегии, не имеется. При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.3 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой).
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.5 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии с ч.5 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ в случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
Приказом МВД России от 08.06.2020 № 407 был утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, которым установлен порядок подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, а также перечень необходимых документов, предоставляемых иностранным гражданином одновременно с заявлением.
Согласно п.п.30.4 п.33 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя.
Официальные документы и акты, выданные на территориях иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года, в случае, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ (п. 38).
Согласно п. 45 Административного регламента, основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: нарушение требований к форме и содержанию заявления, наличие фактических ошибок в указанных заявителем персональных данных, отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом, административный истец - <данные изъяты> Мак Доналд П.Л. 06.10.2012 заключил брак с гражданкой РФ ФИО2 (после заключения брака – Мак Доналд В.А.), что подтверждается копией свидетельства о браке.
17.05.2016 Мак Доналд П.Л. была выдана многократная туристическая виза № сроком действия с 19.06.2016 по 18.06.2019 на непрерывное пребывание в Российской Федерации в течение 6 месяцев.
07.07.2020 ему была выдана однократная частная виза 24 3053276 сроком действия с 08.08.2020 по 06.11.2020.
08.09.2020 Мак Доналд П.Л. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок действия визы.
05.11.2020 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области ему была оформлена виза № сроком действия с 07.11.2020 по 05.02.2021.
16.05.2021 административный истец обращался в ОУФМС Железнодорожного района г. Воронежа с заявлением о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации и 09.06.2021 УВМ ГУ МВД России по Воронежской области в его адрес было направлено сообщение, в котором административному истцу было разъяснено, что заявление установленной формы (приложение № 1 к Административному регламенту) предоставляется лично иностранным гражданином, законно находящимся на территории Российской Федерации в двух экземплярах. Одним их обязательных документов, прилагаемых иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получение визы, согласно п.п.30.3 п.30 Административного регламента, является документ о наличии (отсутствии) судимости, выданный органом государства постоянного проживания не ранее, чем за 3 месяца на день подачи заявления. Требованием п.38 Административного регламента установлено, что официальные документы и акты, выданные на территориях иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 в случае, если иное не установлено действующими международными договорами Российской Федерации с иностранными государствами, при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульский департамент МИД России. Составленные на иностранном языке документы, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.
Также в данном ответе административному истцу сообщено, что заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации будет принято к рассмотрению незамедлительно, в случае предоставления всех необходимых документов, оформленных должным образом, при условии отсутствия оснований для отказа в приеме документов, указанных в п.45 Административного регламента.
В административном исковом заявлении административный истец ссылается на то, что 08.10.2020 он обращался с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, но документы приняты не были в виду того, что представленная им справка ФБР об отсутствии судимости была выдана ранее, чем за три месяца до обращения с заявлением, однако доказательств обращения административного истца к административному ответчику 08.10.2020 с указанным заявлением представлено не было.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что 01.07.2021 он повторно обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, представив справку ФБР от 26.04.2021, имеющую перевод на русский язык и апостиль, однако 01.07.2021 ему было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в связи с тем, что не представлен документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее, чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя, предусмотренный п.п.30.4 п.30 Административного регламента, о чем представлена копия справки от 01.07.2021.
Вместе с тем, письменного заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации подано не было.
Из текста перевода справки, выданной отделом информационной службы криминальной юстиции Федерального Бюро Расследований Министерства юстиции США от 26.04.2021 (апостиль от 02.06.2021), в отношении административного истца следует, что поиск отпечатков пальцев предоставленных данным лицом, обнаружил у ФБР данные о ранее имевшем место аресте, что не исключает дальнейшего наличия судимости на государственном или местном уровне.
Таким образом, указанная справка не содержит однозначных сведений относительно наличия/отсутствия судимости административного ответчика в соответствии с пп.30.4 п. 33 Административного регламента.
Согласно представленным материалам, МВД России было рассмотрено обращение Мак Доналд В.А. (супруга административного истца) по вопросу выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации её супругу (административному истцу) по документам, указанным в административном иске, с истребованием необходимых сведений. По рассмотрении обращения Мак Доналд В.А., 03.08.2021 был дан ответ, что поскольку представленная справка не соответствовала предъявляемым требованиям, принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание от супруга (административного истца) в настоящее время не представляется возможным.
Разрешая заявленные административным истцом Мак Доналдом П.Л. административные исковые требования по существу, с учетом имеющихся доказательств, установив все обстоятельства по делу, применив действующее законодательство, и, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом документ не мог быть принят в качестве документа, подтверждающего наличие (отсутствие) у него судимости, в соответствии с требованиями п.п.30.4 п.33 Административного регламента, поскольку данный документ не содержал однозначных сведений о наличии или об отсутствии судимости у административного истца. На момент обращения административного истца 01.07.2021 в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области по вопросу о предоставлении разрешения на временное проживание документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания не ранее чем за 3 месяца на день подачи заявления, о наличии (отсутствии) судимости у заявителя в соответствии с требованиями Административного регламента, представлен не был.
В силу п.п.45.3 п. 45 Административного регламента основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Заявление в электронной форме с использованием Единого портала, как и на приеме, подано не было; доказательств обратного представлено не было.
Таким образом, отказ в приеме документов был в соответствии с требованиями Административного регламента, в пределах полномочий.
Кроме того, административный истец не лишен возможности при получении надлежащей справки обратиться с заявлением о разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне и тщательно исследованных доказательств и фактически установленных обстоятельств, которым суд дал надлежащую правовую оценку при верном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию незаконного определения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 28 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мак Доналда П.Л. и Мак Доналд В.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: