Дело № 11а-3663/2020 Судья Мещерякова К.Н.
Дело 2а-3877/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.,
судей Ишимова И.А., Турковой Г.Л.,
при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска к Масленниковой Лиане Евгеньевне о взыскании задолженности по пеням и штрафа,
по апелляционной жалобе Масленниковой Лианы Евгеньевны на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска – Чернявской Е.В., поддержавшей частичный отказ от административного иска, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска с учетом уточнения обратилась в суд с административным исковым заявлением к Масленниковой Л.Е. о взыскании:
- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года), в размере 6 056,25 руб.;
- задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года в размере 1 191,02 руб.;
- штрафа по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в размере 666,67 руб. (л.д. 3-5, 135).
Требования мотивированы тем, что Масленникова Л.Е., являясь индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, не выполнила обязательства по уплате страховых взносов, а также по своевременной подаче в налоговый орган налоговых деклараций за 2013, 2014, 2016 годы, в связи с чем ей были начислены пени и штраф.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2019 года административные исковые требования ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворены: с Масленниковой Л.Е. в пользу ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска взысканы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года), в размере 6 056,25 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года в размере 1 191,02 руб., штраф по НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой, в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 666,67 руб. Также с Масленниковой Л.Е. в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе Масленникова Л.Е. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что решение нельзя признать законным и обоснованным, поскольку у судьи, вынесшего решение, отсутствует обязательное гражданство РФ, а Курчатовский районный суд г. Челябинска и ФНС России не созданы на основании закона, что является нарушением ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Территория Челябинской области не входит в юрисдикцию РФ, а потому деятельность судов, которые выносят судебные акты «Именем Российской Федерации» на территории Челябинской области незаконны. Также утверждает, что Российская Федерация – частная фирма, «управляющая компания». Суд в решение необоснованно ссылается на Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые не были опубликованы. Указывает на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Кроме того, в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) в административном иске налоговым органом отсутствуют сведения о том, в чем состоит нарушение прав, свобод и законных интересов группы лиц, в чью защиту был подан настоящий административный иск. Дополнительно указывает, что в материалах дела нет ни одного оригинала документа, в расчете пени отсутствуют подписи должностных лиц. Светокопия доверенности представителя налогового органа не содержит реквизитов организации, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия начальника налоговой инспекции. Согласно выписке из ЕГРЮЛ только руководитель ФИО2. может действовать без доверенности, а остальные лица могут представлять интересы налогового органа только при подписи доверенности начальником налогового органа ФИО3. Судом первой инстанции не применен Федеральный закон от 12 июня 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому все взносы добровольные. Она, как живой человек и гражданка <данные изъяты>, не является физическим лицом. Решение суда первой инстанции оформлено с нарушением инструкции делопроизводства в судах, а именно не имеет герба, адреса и печати суда, не указано, чья подпись стоит в решении.
Представитель административного истца ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска Чернявская Е.В. в суде апелляционной инстанции заявила об отказе от административного иска в части требований о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 056,25 руб. и задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 529,97 руб., поддержав требования административного искового заявления в остальной части, а именно о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 661,05 руб., штрафа по НДФЛ от осуществления деятельности физ. лицами, ИП, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой, по ст. 227 НК РФ в размере 666,67 руб.
Административный ответчик Масленникова Л.Е., представитель заинтересованного лица УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. В письменном ходатайстве представитель УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Масленникова Л.Е. направила заявление, в котором просила отложить рассмотрение дела до прекращения всех мер ограничений и нормализации санитарно-эпидемиологической обстановки в РФ, ссылаясь на угрозу распространения на территории РФ коронавирусной инфекции, а также, что данное дело не относится к категории дел безотлагательного характера.
Принимая во внимание заявленные ходатайства, а также, что 12 мая 2020 года истек срок действия постановления Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 08 апреля 2020 года № 821, а в соответствии с распоряжением правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года № 146-рп «О введении режима повышенной готовности» на граждан не накладываются ограничения по передвижению на случай деятельности органов государственной власти в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод человека, к которым относится деятельность судебных органов, судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, частичный отказ от административного иска, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Согласно ч. 1 ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Исходя из ч. 2 ст. 304 КАС РФ, порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Принимая во внимание, что заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 056,25 руб. и задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 529,97 руб. подписано заместителем начальника ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска, действующим на основании доверенности со специальными полномочиями, в поданном заявлении указано на осведомленность данного лица о последствиях принятия судом отказа от административного иска, предусмотренных ст.ст. 194-195 КАС РФ, отказ от административного иска закону не противоречит и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия считает возможным принять его.
Пункт 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ предусматривает, что, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Поскольку судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу принят отказ от административного иска в части требований о взыскании задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 056,25 руб. и задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 529,97 руб., решение суда первой инстанции в части удовлетворении указанных требований подлежит отмене, а производство по делу в указанной части – прекращению.
Проверяя решение суда в остальной части, а именно в части требования инспекции о взыскании с Масленниковой Л.Е. задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 661,05 руб. и штрафа в сумме 666,67 руб., судебная коллегия соглашается с ним только в части взыскания задолженности по пеням.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРИП Масленникова Л.Е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (т. 1 л.д. 36).
17 февраля 2016 года УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска в адрес Масленниковой Л.Е. почтой было направлено требование № <данные изъяты> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 16 февраля 2016 года, в котором Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 09 марта 2016 года произвести оплату, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2015 год в бюджет ФОМС в размере 3 650,58 руб. (т. 1 л.д. 100, 101).
Также УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска Масленниковой Л.Е. было выставлено требование № <данные изъяты> об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 18 июля 2016 года, в котором Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 05 августа 2016 года произвести оплату, в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2016 год в бюджет ФОМС в размере 589,17 руб. (т. 1 л.д. 102).
Таким образом, общая сумма недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2015-2016 годы в бюджет ФОМС составила 4 239,75 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Курчатовского района г. Челябинска от 13 января 2017 года отменен судебный приказ от 16 декабря 2016 года о взыскании с Масленниковой Л.Е. в пользу УПФР по Курчатовскому району г. Челябинска помимо прочего задолженности за 2015-2016 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 4 239,75 руб. (т. 1 л.д. 103).
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 09 октября 2017 года с Масленниковой Л.Е. в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска взыскана в числе прочих недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 239,75 руб. Данное решение вступило в законную силу 14 ноября 2017 года (т. 1 л.д. 137).
Также 12 июля 2018 года ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска в адрес Масленниковой Л.Е. почтой было направлено требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 05 июля 2018 года, в котором Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 30 июля 2018 года произвести оплату:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, в размере 9 951,76 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 1 168,78 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года в размере 2 792,04 руб. (т. 1 л.д. 7, 9-10).
Кроме того, решениями ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска №№ <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> от 12 сентября 2016 года Масленникова Л.Е. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ в связи с непредставлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций за 2013, 2014, 2016 годы в виде штрафа в размере 250 руб., 250 руб., 166,67 руб. соответственно, в общей сумме 666,67 руб. (т. 1 л.д. 33, 34, 35).
07 ноября 2016 года ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска в адрес Масленниковой Л.Е. почтой были направлены требования № <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 02 ноября 2016 года, в которых Масленниковой Л.Е. указывалось на необходимость в срок до 28 ноября 2016 года произвести оплату штрафа на общую сумму 666,67 руб. (т. 1 л.д. 11, 12, 13, 14).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Курчатовского района г. Челябинска от 28 января 2019 года отменен судебный приказ от 14 декабря 2018 года о взыскании с Масленниковой Л.Е. в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска задолженности по налогу и пени в размере 14 579,25 руб. (т.1 л.д. 38).
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу п. 2 ст. 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного закона.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до 01 января 2017 года, поэтому суд первой инстанции правильно руководствовался нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года.
На основании ч. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В силу ч. 8 ст. 16 Закона о страховых взносах в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы Масленниковой Л.Е. в 2015 году превысили 300 000 руб., страховые взносы за указанный период подлежали оплате не позднее 11 января 2016 года (с учетом праздничных дней). Учитывая дату прекращения Масленникой Л.Е. статуса индивидуального предпринимателя – ДД.ММ.ГГГГ года, она обязана была уплатить страховые взносы за 2016 год не позднее 11 марта 2016 года.
Однако, как указывалось выше, Масленникова Л.Е. не исполнила своевременно обязанность по уплате страховых взносов, в связи с чем решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 09 октября 2017 года с нее в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска была взыскана в числе прочих недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4 239,75 руб.
Согласно карточке расчетов с бюджетом за период с 01 января 2017 года по 22 октября 2019 года Масленникова Л.Е. не производила оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствии со ст. 25 Закона о страховых взносах за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Согласно ч.ч. 3, 5 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
В соответствии с п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года № 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Из анализа приведенных выше положений следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании основного платежа, поскольку только при наличии недоимки по страховым взносам плательщику страховых взносов могут быть начислены пени. При этом отсутствие основного обязательства уплаты страховых взносов влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
Согласно представленному суду апелляционной инстанции уточненному расчету пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование пени в сумме 661,05 руб. рассчитаны за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2018 года от пенеобразующих недоимок за 2015 год в размере 3 650,58 руб. и за 2016 год в размере 589,17 руб., взысканных с Масленниковой Л.Е. решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 09 октября 2017 года. Данный расчет проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным и соответствующим требованиям ст. 25 Закона о страховых взносах, в связи с чем принимается для определения суммы задолженности по пеням.
В порядке чч. 2, 3 ст. 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая дату истечения срока исполнения требования № <данные изъяты> – 30 января 2019 года (30 июля 2018 года + 6 мес.), дату вынесения судебного приказа о взыскании задолженности – 14 декабря 2018 года, дату вынесения определения об отмене судебного приказа – 28 января 2019 года и дату обращения в суд с настоящим административным иском 23 июля 2019 года, судебная коллегия признает, что налоговым органом были соблюдены сроки, предусмотренные чч. 2, 3 ст. 21 Закона о страховых взносах, для обращения в суд.
При указанных обстоятельствах с Масленниковой Л.Е. в пользу налоговой инспекции подлежала взысканию задолженность по пеням, начисленным на недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, в сумме 661,05 руб.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2.1 ст. 21 Закона о страховых взносов, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока (ч. 2.2 ст. 21 Закона о страховых взносах).
Таким образом, принимая во внимание, что общая сумма штрафов по требованиям № <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> превысила 500 руб., органу контроля за уплатой страховых взносов необходимо было обратиться в суд с заявлением о взыскании не позднее 28 мая 2017 года (28 ноября 2016 года + 6 мес.). Однако заявление о вынесении судебного приказа, в котором заявлялось требование о взыскании с Масленниковой Л.Е. штрафов на сумму 666,67 руб., было подано в суд только 14 декабря 2018 года (т. 1 л.д. 45), т.е. с существенным пропуском установленного законом шестимесячного срока.
В связи с тем, что по настоящему делу установлено нарушение административным истцом срока обращения в суд с заявлением о взыскании, административное исковое заявление в части требования о взыскании штрафов удовлетворению не подлежало.
Судебной коллегией отклоняются, как надуманные, доводы апелляционной жалобы о том, что у судьи, вынесшего решение, отсутствует обязательное гражданство РФ, Курчатовский районный суд г. Челябинска и ФНС России не созданы на основании закона, территория Челябинской области не входит в юрисдикцию РФ, которая является частной фирмой, «управляющей компанией».
Также судебная коллегия полагает несостоятельной ссылку в апелляционной жалобе на то, что суд в решение необоснованно ссылается на Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которые не были опубликованы. Данные нормативные правовые акты правомерно применены судом по настоящему делу, были в установленном законом порядке опубликованы.
Также вопреки указанию апелляционной жалобы административное исковое заявление и приложенные к нему документы отвечают требованиям, предъявляемым ст. 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций. Так, в материалах дела имеются заверенные копии документов, расчеты пеней, подписанные должностным лицом налоговой инспекции, надлежащим образом оформленная доверенность, подписанная начальником инспекции ФИО1
Поскольку Федеральный закон от 12 июня 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не регламентирует правоотношения, возникающие по поводу уплаты индивидуальными предпринимателями страховых взносов, он не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела.
Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение по делу, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
принять отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска от административного иска в части требований о взыскании с Масленниковой Лиане Евгеньевне задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, в размере 6 056,25 руб. и задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФОМС за периоды до 01 января 2017 года, в размере 529,97 руб.
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2019 года в части взыскания с Масленниковой Лианы Евгеньевны в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года), в размере 6 056,25 руб. и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01 января 2017 года в размере 529,97 руб. отменить, производство по административному делу в данной части прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Это же решение суда в остальной части отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворить частично.
Взыскать с Масленниковой Лианы Евгеньевны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска задолженность по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2018 года, в размере 661,05 руб.
Взыскать с Масленниковой Лианы Евгеньевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи