Судья Таммпэрэ А.Ю. № 2а-3896/2021
Докладчик Певина Е.А. № 33а-3495/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 31 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Певиной Е.А.
судей Кошелевой А.П., Толстик Н.В.
при секретаре Шевцовой К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора Новосибирского района Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 12 ноября 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя административного истца Юрченковой С.И., представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области Терсковой Я.А., представителя Правительства Новосибирской области Пиотровской А.Е., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Новосибирского района Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
В ходе проверки установлено, что в 2015 году администрацией Новосибирского района Новосибирской области предоставлено 257 земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Ярковского сельсовета. Земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства.
04.06.2021 прокуратурой района совместно со специалистами администрации Новосибирского района и администрации Ярковского сельсовета осуществлены выездные проверки на земельные участки граждан, имеющих трех и более детей, расположенные на территории Ярковского сельсовета.
Администрацией Новосибирского района в 2015 году предоставлено 87 земельных участков для индивидуального жилищного строительства указанной категории граждан в с. Пайвино Ярковского сельсовета (за исключением земельного участка с кадастровым номером № – предоставлен в 2011 году), 30 земельных участков в с. Ярково, 54 – в с. Сенчанка, 86 – в с. Шилово (за исключением земельного участка с кадастровым номером № – предоставлен в 2013 году).
При этом предоставленные 257 земельных участков не обеспечены технической возможностью подключения к сети водоснабжения (водоснабжение отсутствует), межквартальные проезды не построены, автомобильные дороги общего пользования местного значения как объекты капитального строительства не сформированы, земельные участки, предназначенные для межквартальных проездов (дорог) на территории, в пределах которой осуществлено предоставление вышеуказанных земельных участков, не сформированы.
На момент предоставления земельных участков на указанные правоотношения распространялись нормы Закона Новосибирской области от 14.04.2003 №108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» и требования статей 28, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Новосибирской области № 495-п от 22.11.2011.
По смыслу пункта 13 данного Порядка земельный участок должен быть предоставлен заявителю в пригодном виде для его освоения.
Так как земельные участки предоставлялись для целей реализации и улучшения жилищных прав многодетных семей, соответственно, на правоотношения распространяются также нормы жилищного законодательства.
За длительный период с момента предоставления земельных участков с 2015 года мер по созданию инженерной инфраструктуры (водоснабжения) и строительству дорог не принято.
С момента предоставления земельных участков прошло около 6 лет, однако, администрацией Новосибирского района, предоставившей земельные участки, не осуществлены действия по организации инженерной инфраструктуры, чем созданы препятствия для подключения жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности, что привело к невозможности освоения земельных участков льготной категорией граждан.
Земельные участки не обеспечены системой водоснабжения, что не позволяет собственникам закончить строительство жилых домов и фактически утрачивает смысл данной меры социальной поддержки многодетным семьям, как первоочередное бесплатное предоставление земельных участков для жилищного строительства.
Кроме того, при предоставлении земельных участков не осуществлено строительство дорог, подъездных путей к ним.
С учетом изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района и строительству дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам.
Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района к сетям водоснабжения, а также организовать строительство дорог, подъездных путей к указанным земельным участкам.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Новосибирской области, администрация Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 21.11.2021 административное исковое заявление удовлетворено частично. Судом постановлено:
«Признать незаконным бездействие Администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выразившиеся в непринятии мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области, по организации строительства дорог и подъездных путей к земельным участкам, предоставленным льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области.
Обязать Администрацию Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать техническую возможность подключения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области, к сетям водоснабжения, организовать строительство дорог и подъездных путей к земельным участкам, предоставленным льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Новосибирской области, Администрации Новосибирского района Новосибирской области отказать».
С указанным решением суда не согласился прокурор Новосибирского района Новосибирской области. В апелляционном представлении изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований к администрации Новосибирского района Новосибирской области.
В обоснование апелляционного представления указано, что выводы суда об отказе в удовлетворении требований к администрации Новосибирского района ошибочны. Вопреки выводам суда, передача с 01.07.2017 в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ полномочий по решению вопросов местного значения в части организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом органам местного самоуправления Ярковского сельсовета Новосибирской области, не возлагает на последнего осуществление данных вопросов, поскольку в соответствии с условиями соглашений между администрацией Новосибирского района и администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района вопросы местного значения в части организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом в границах Ярковского сельсовета в нарушение требований абзаца 2 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» переданы без соответствующей финансовой поддержки - межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Отсутствие межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий Новосибирского района по решению вопросов местного значения в части организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом в границах Ярковского сельсовета лишает Ярковский сельсовет возможности обеспечить в том числе, граждан, имеющих трех и более детей и получивших в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства водоснабжением и водоотведением.
Данное обстоятельство указывает на то, что обязанность по организации технической возможности подключения вышеуказанных земельных участков к сетям водоснабжения должна быть возложена на администрацию Новосибирского района Новосибирской области, которая в течение 6 лет не принимала никаких действенных мер.
Судом также не учтено бездействие административного ответчика в лице администрации Новосибирского района, выразившееся в отсутствие заявок администрации Новосибирского района на участие в конкурсном отборе о предоставлении субсидии на инженерное обустройство земельных участков на территории Ярковского сельсовета в рамках государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы» действовавшей в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 21.06.2011 №265-п.
Отказывая в удовлетворении требований к администрации Новосибирского района в части организации строительства дорог и подъездных путей к земельным участкам, предоставленным льготной категории граждан в указанных населенных пунктах, суд первой инстанции руководствовался лишь положениями п.5 ч.1 ст.14, ч.З ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 №484-03, которые к вопросам местного значения сельского поселения относят дорожную деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Вместе с тем, оставлены без внимания положения Закона Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области», ст.ст. 28, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации №372 от 09.09.2013 и Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Судом первой инстанции не учтено, что административным ответчиком в лице администрации Новосибирского района до настоящего времени земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и на которых предполагается строительство дорог и сетей водоснабжения, не сформированы и в собственность Ярковского сельсовета Новосибирского района не переданы. В связи с чем, у администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района отсутствовала реальная возможность выполнять вопросы местного значения сельского поселения в сфере дорожной деятельности.
На апелляционное представление Правительством Новосибирской области, администрацией Новосибирского района Новосибирской области поданы возражения, администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района – отзыв.
Осуществив проверку законности судебного акта в соответствии с ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
При этом, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с п. 24 ст. 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации № 372 от 09.09.2013 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с которым рекомендовано в целях отбора земельных участков использовать критерии существующей обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, а также рекомендовано до предоставления земельных участков утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Новосибирского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении земельными участками многодетных семей бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в ходе которой установлено, что Администрацией Новосибирского района в 2015 году предоставлено 87 земельных участков для индивидуального жилищного строительства указанной категории граждан в с. Пайвино Ярковского сельсовета (за исключением земельного участка с кадастровым номером № – предоставлен в 2011 году), 30 земельных участков в <...> – в <...> – в с. Шилово (за исключением земельного участка с кадастровым номером № – предоставлен в 2013 году).
На основании п. 11.1 ч. 1 ст. 8 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 30.09.2010 № 533-ОСД), одной из мер социальной поддержки многодетным семьям является первоочередное бесплатное предоставление земельных участков, которое осуществляется в случаях и порядке, определенных Законом Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.
Как следует из ч. 1 ст. 15.2 Закона Новосибирской области от 14.04.2003 № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» (в редакции, действующей в период предоставления земельных участков), бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется в первоочередном порядке, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.
Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2011 № 495-п, исходя из смысла п. 13 которого, земельный участок должен быть предоставлен заявителю в виде, пригодном для его освоения.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент предоставления земельных участков) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент предоставления земельных участков) установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и ряд мероприятий, которые должны быть осуществлены органом местного самоуправления при предоставлении земельного участка и согласно которому, в том числе необходимо определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Передача многодетным семьям бесплатных земельных участков является формой господдержки материнства и детства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017 N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 257 земельных участков не обеспечены технической возможностью подключения к сети водоснабжения (водоснабжение отсутствует), межквартальные проезды не построены, автомобильные дороги общего пользования местного значения как объекты капитального строительства не сформированы, земельные участки, предназначенные для межквартальных проездов (дорог) на территории, в пределах которой осуществлено предоставление вышеуказанных земельных участков, не сформированы.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) железнодорожного проезда, составленным государственным инспектором дорожного надзора группы дорожного надзора отдельного батальона ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области капитаном полиции Т.М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также акту полевого исследования, составленного кадастровым инженером Ц.Д.Н., в населенных пунктах Ярковского сельсовета: с. Пайвино, с. Ярковой, с. Сенчанка, с. Шилово в Новосибирском районе отсутствуют сформированные подъездные пути к обследуемым местам размещения участков для многоквартирных семей, имеются только признаки самонакатанных грунтовых подъездов. Данные обстоятельства не оспаривались сторонам по делу.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом местного самоуправления не принимаются необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения - обеспечения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан, обустроенными дорогами и вдоснабжением. Бездействие, выраженное в невыполнении требований законодательства в области принятия мер по организации строительства дорог и обустройства улично-дорожной сети потенциально опасно, а также необеспечении населенных пунктов водоснабжением нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащие условия на безопасные условия движения по дорогам, в связи с чем признается недопустимым и подлежит устранению.
Оценивая доводы апелляционного представления прокурора Новосибирского района, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с частью 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 13 указанного Федерального закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, из вышеизложенных положений законодательства следует, что деятельность по строительству автомобильной дороги местного значения в границах населенного пункта поселения отнесена к полномочиям органа местного самоуправления соответствующего сельского поселения.
Ссылка в апелляционном представлении на то обстоятельство, что администрацией Новосибирского района Новосибирской области до настоящего времени земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и на которых предполагается строительство дорог и подъездных путей не сформированы и в собственность Ярковского сельсовета не переданы не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения в указанной части.
Так, согласно ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), а также требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Прокурором Новосибирского района Новосибирской области бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области в части непринятия мер к формированию земельных участков и их постановки на кадастровый учет с целью последующего строительства дороги в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района не оспаривалось, предметом рассмотрения в рамках указанного спора не являлось.
Вопреки апелляционному представлению обязанность администрации Новосибирского района Новосибирской области как органами местного самоуправления муниципального района по строительству дороги местного значения сельского поселения не вытекает и из положений приказа Министерства Регионального развития Российской Федерации № 372 от 09.09.2013 и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». При этом Правительством Новосибирской области, администрацией Новосибирского района Новосибирской области какие-либо целевые программы (планы мероприятий) с возложением на орган местного самоуправления муниципального района обязанности по строительству дороги в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области не принимались.
С учетом приведенного нормативного регулирования суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органом местного самоуправления, ответственным за деятельность по строительству автомобильной дороги на территории с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района, является администрация Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, соответственно, является правомерным возложение на неё обязанности по организации строительства автомобильной дороги в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления в части признания незаконным бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области по не принятию мер по организации водоснабжения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области заслуживают внимания.
В силу положений пункта 4 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района, на территории которого такое сельское поселение расположено.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2015 году для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям предоставлены земельные участки на территории Ярковского сельсовета Новосибирского района, который не является вновь созданным поселением.
Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность которых не разграничена (далее – Порядок), утвержден Постановлением Правительства Новосибирской области №495-п от 22.11.2011.
Согласно пункту 12 Порядка предоставление земельных участков осуществляется по мере их формирования.
Пунктом 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент предоставления земельных участков) под формированием земельного участка предусмотрено:
1. выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
2. определение разрешенного использования земельного участка;
3. определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Вместе с тем, после получения решения о бесплатном предоставлении земельного участка и кадастрового паспорта земельного участка, заявитель самостоятельно за счет собственных средств осуществляет государственную регистрацию права собственности на земельный участок, вынос границ земельного участка на местности, а также самостоятельно совершает все необходимые действия по освоению земельного участка (абзац третий пункта 13 Порядка).
В соответствии с частями 9 и 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ), орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно- технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок I подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила).
Согласно части 5 Правил для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия решения о предоставлении земельного участка обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Таким образом, организация водоснабжения населения является вопросом местного значения Новосибирского района Новосибирской области.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления, что передача, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 484-ОЗ, на основании заключенного между администрацией Новосибирского района Новосибирской области и администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области соглашения полномочий по решению вопросов местного значения в части организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом от администрации муниципального района администрации сельского поселения, не возлагает на последнего безусловной обязанности по осуществлению данных вопросов, поскольку в нарушение требований абзаца 2 п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные полномочия переданы без соответствующей финансовой поддержки - межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Отсутствие межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий Новосибирского района по решению вопросов местного значения в части организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, снабжения населения топливом в границах Ярковского сельсовета лишает Ярковский сельсовет возможности обеспечить в том числе, граждан, имеющих трех и более детей и получивших в собственность бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства водоснабжением и водоотведением.
При данных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области в части непринятия мер по непринятию мер по организации водоснабжения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области является незаконным.
Согласно ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Данные нарушения допущены судом первой инстанции при принятии решения по административному иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области, в связи с чем постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене в части с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 12 ноября 2021 года отменить в части отказа в признании незаконным бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по организации водоснабжения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области.
Признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения земельных участков, предоставленных льготной категории граждан в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области.
Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области организовать техническую возможность подключения земельных участков в с. Пайвино, с. Ярково, с. Сенчанка, с. Шилово Новосибирского района Новосибирской области к сетям водоснабжения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное представление прокурора Новосибирского района Новосибирской области – удовлетворить частично.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи