Председательствующий по делу Дело № 33а-3572/2020
Судья Фёдорова Е.Г. (номер дела в суде первой инстанции 2а-389/2020)
УИД 75RS0029-01-2020-001850-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.
судей Жилинского А.Г., Каверина С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назарчук О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 28 октября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю к Кривошееву М. С. об установлении административного надзора
по апелляционному представлению помощника прокурора Нерчинского района Сандановой А.Ц.
на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия
установила:
26 августа 2020 года Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю (далее – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Кривошеева М.С., освобождаемого из мест лишения свободы 23 октября 2020 года, ссылаясь на следующее. Кривошеев М.С. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве. За период отбывания наказания имеет 2 дисциплинарных взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, 1 поощрение. Административный истец просил установить в отношении Кривошеева М.С. административный надзор на восемь лет и следующие ограничения его прав и свобод: запрещения пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 6 часов утра, за исключением времени нахождения на работе; обязательную явку два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы <адрес> без уведомления органа внутренних дел; запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера; запрещение посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений без разрешения органов внутренних дел (л.д. 3-4).
Решением Нерчинского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2020 года постановлено: административный иск администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Кривошееву М. С. об установлении административного надзора – удовлетворить частично.
Установить в отношении Кривошеева М. С., <Дата> года рождения, место рождения <адрес>, освобождаемого 23 октября 2020г. по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю административный надзор сроком на 8 (восемь) лет (срок погашения судимости) до 23 октября 2028 года.
Установить в отношении Кривошеева М. С. административные ограничения:
-запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время;
-обязательная явка один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
-запрещение выезда за пределы <адрес>;
-запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера.
В остальной части требований отказать.
Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.
Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Кривошеева М. С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (л.д. 41-45).
В апелляционном представлении помощник прокурора Нерчинского района Санданова А.Ц. выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим изменению, с вынесением нового судебного акта, которым, по мнению прокурора, должен быть установлен административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде: обязания являться 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания лица для регистрации; запрещения выезда без уведомления ОВД за пределы территории городского округа «<адрес>» и муниципального района «<адрес>» <адрес>. В обоснование своих доводов ссылается на характеристику Кривошеева М.С., учет обстоятельств совершенного преступления (л.д. 55-57).
В суд апелляционной инстанции представитель административного истца ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, административный ответчик Кривошеев М.С., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячковой Ж.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 1, 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (пункт 2 части 2 статьи 3 Закона).
На основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как следует из материалов дела, приговором Железнодорожного районного суда г. Читы от 23 октября 2015 года Кривошеев М.С. осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 131, частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 131 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Кривошееву М.С. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 8-14).
На основании пункта «г» части третьей статьи 86 УК РФ судимость Кривошеева М.С. за тяжкое преступление погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления).
Из характеристики учреждения ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю следует, что Кривошеев М.С. в период отбывания наказания допускал нарушения порядка отбывания наказания. Так, за весь период отбывания наказания имел 2 взыскания, 1 поощрение. Состоит на профилактическом учете с 21 января 2016 года как лицо, склонное к посягательствам на половую свободу и неприкосновенность, контактирует как с положительно, так и с отрицательно настроенной частью осужденных, зарекомендовал себя с отрицательной стороны (л.д.6).
Определяя виды административных ограничений, подлежащих применению в данном случае, суд первой инстанции обоснованно исходил из характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, с учетом данных о личности осужденного, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание, что Кривошеев М.С. приговором Железнодорожного районного суда г. Читы от 23 октября 2015 года осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 131, частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 131 УК РФ, отнесенные к категории тяжких преступлений при рецидиве преступлений, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1, 2 части 1 и пункта 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре пришел к выводу об установлении в отношении Кривошеева М.С. административного надзора сроком на восемь лет и административных ограничений в виде: запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 6 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время; обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы <адрес>; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера.
Установленные судом административные ограничения в отношении административного ответчика основаны на законе, и в полной мере соответствуют личности указанного лица и целям их применения. Следовательно, данные ограничения и запреты не могут нарушать конституционные права и свободы Кривошеева М.С.
Судебная коллегия принимает во внимание положения части 3 статьи 4 Закона об административном надзоре, предусматривающей право суда в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Закона об административном надзоре, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные указанным Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам в соответствии с правилами статьи 84 КАС РФ. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений конституционных прав, и прав, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, судом при рассмотрении дела не допущено.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления об изменении решения суда первой инстанции заслуживают внимания.
Так, на что верно обращено внимание прокурором, учитывая характеристику Кривошеева М.С., обстоятельства совершенного преступления в отношении Кривошеева М.С. должен быть установлен административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с административными ограничениями в виде: обязания являться 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания лица для регистрации; запрещения выезда без уведомления ОВД за пределы территории городского округа «<адрес>» и муниципального района «<адрес>» <адрес>.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в период его нахождения в исправительном учреждении освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания (п. 23).
На основании положений пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что согласно справке ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Кривошеев М.С. отбывал наказание с 25 апреля 2015 года по 23 октября 2020 года (л.д.18).
Таким образом, исходя из тяжести совершенного преступления, срок административного надзора исчисляется по истечении восьми лет после отбытия наказания, т.е. с 24 октября 2020 года до дня погашения судимости – по 23 октября 2028 года.
В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора (абзац 10 пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15), на что в резолютивной части решения не указано.
Необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Как установлено из анализа представленных материалов дела, после освобождения из мест лишения свободы Кривошеев М.С. намерен убыть по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 16), совершено преступление, относящееся к категории тяжких при опасном рецидиве (л.д. 12 оборот), в состоянии алкогольного опьянения (л.д. 13 оборот), согласно характеристике зарекомендовал себя с отрицательной стороны (л.д. 6).
С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного Кривошеевым М.С. преступления, поведение его в период отбывания наказания, характеристики, из которой следует, что административный ответчик не встал на путь исправления, с целью оказания на него профилактического воздействия и предупреждения совершения новых преступлений и правонарушений, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости частично изменить решение суда первой инстанции и установить Кривошееву М. С. административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до 23 октября 2028 года.
В части установления обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации решение изменить, установить в отношении Кривошеева М. С. административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В части запрета выезда за пределы территории решение уточнить, запретить выезд за пределы территории городского округа «<адрес>» и муниципального района «<адрес>» <адрес>.
В части запрета пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера решение изменить, установить Кривошееву М. С. административное ограничение в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, в соответствии с формулировкой, содержащейся в абзаце пятом пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В остальном решение суда изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление помощника прокурора Нерчинского района Забайкальского края Сандановой А.Ц. удовлетворить.
Решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 8 сентября 2020 года в части исчисления срока административного надзора изменить и дополнить.
Установить Кривошееву М. С., <Дата> года рождения, административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до 23 октября 2028 года.
В части установления обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации решение изменить, установить в отношении Кривошеева М. С. административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В части запрета выезда за пределы территории решение уточнить, запретить выезд за пределы территории городского округа «<адрес>» и муниципального района «<адрес>» <адрес>.
В части запрета пребывания в местах распития спиртных напитков, таких как бары, кафе, клубы, рестораны в период с 19 часов до 22 часов вечера решение изменить, установить Кривошееву М. С. административное ограничение в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: