ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-38/2021 от 17.03.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело№ 33а-835/2022 (суд 2 инстанции) Докладчик Семёнов А.В.

Дело № 2а-38/2021 (суд 1 инстанции) Судья Язев И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Самылова Ю.В.,

судей Семёнова А.В. и Емельяновой О.И.

при секретаре Уваровой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17 марта 2022 года административное дело по административным жалобам административных ответчиков Департамента лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» на решение Петушинского районного суда Владимирской области от 31 марта 2021 года, которым удовлетворены административные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество».

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Владимирский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество». Просил признать незаконным бездействие по непринятию мер по своевременной организации работ по освобождению самовольно захваченного лесного участка и ликвидации размещенной на нем свалки отходов, а также возложении обязанности в срок до 01.10.2021 освободить лесной участок, имеющий месторасположение: лесной квартал 111, части лесотаксационных выделов 27,33,34,35,37, лесной квартал 112, части лесотаксационных выделов 10,12,13,14,15,16,18 Покровского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество» от размещенных на нем отходов.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации на территории Петушинского района выявлен факт самовольного занятия лесного участка площадью 2,4977 га под несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Обязанность по контролю санитарного состояния лесов лежит на ответчиках, которые незаконно бездействовали и допустили возникновение столь масштабной свалки.

Решением Петушинского районного суда Владимирской области от 31 марта 2021 года административные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 17 августа 2021 года решение Петушинского районного суда Владимирской области от 31 марта 2021 года отменено. Административные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц оставлены без удовлетворения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 17 августа 2021 года отменено. Административное дело направлено на новое рассмотрение во Владимирский областной суд.

В апелляционной жалобе административный ответчик Департамент лесного хозяйства Владимирской области просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на отсутствие у Департамента обязанности по уборке несанкционированной свалки ТБО, а также на отсутствие специальной техники и финансирования ликвидации свалки такого масштаба. Несанкционированное место складирования отходов образовалось в результате эксплуатации земельного участка с кадастровым номером ****, непосредственно граничащего с землями лесного фонда, и эксплуатируемого ООО «Экоальянс» под городскую свалку.

В апелляционной жалобе административный ответчик ГКУ ВО «Заречное лесничество» просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, указывая, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на виновное в образовании свалки лицо – ООО «Экоальянс».

Возражения на апелляционные жалобы представлены административным истцом.

Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей административного ответчика Департамента лесного хозяйства Владимирской области, заинтересованного лица администрации Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области, заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства, извещенных надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, заслушав объяснения представителя административного ответчика ГКУ ВО «Заречное лесничество» по доверенности Печенкиной Ю.Н., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, представителя административного истца Владимирской природоохранной прокуратуры Шигонцевой В.А., представителя заинтересованного лица администрации Петушинского района Владимирской области по доверенности Борисичева В.Н., представителя заинтересованного лица ООО «Экоальянс» Трофимова С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 КАС РФ.

Таких оснований судебная коллегия не усматривает.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 635767998 +/-441252 кв.м. поставлен на кадастровый учет 12 марта 2001 года, относится к землям лесного фонда, имеет разрешенное использование защитные леса, эксплуатационные леса, находится в собственности Российской Федерации. Лесные квартала № 1-114 расположены в ГКУ ВО «Заречное лесничество» Покровского участкового лесничества.

Смежный земельный участок с кадастровым номером ****, площадью 35500 +/-132 кв.м., расположенный по адресу: Владимирская область, р-н Петушинский, МО Нагорное (сельское поселение), Петушинский лесхоз, Покровское лесничество, квартал 125, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования – под городскую свалку, для прочих специальных целей.

По сообщению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям от 13 августа 2021 года на вышеуказанном земельном участке в 1968 года была введена в эксплуатацию Покровская городская свалка.

С 2003 года эксплуатацией свалки занималось МУП «ЖКУ» г.Покров на основании договора аренды, заключенного с АО «Полигон», срок действия которого истек 31 декабря 2014 года.

Решением Петушинского районного суда Владимирской области от 19 мая 2015 года на собственника земельного участка с кадастровым номером **** АО «Полигон» возложена обязанность разработать проект рекультивации земельного участка и провести рекультивацию свалки.

С 28 апреля 2016 года собственником данного земельного участка являлось ООО «Экопром», в соответствии с Выпиской из ЕГРН осуществляющее, в том числе деятельность по обработке и утилизации отходов.

Определением Петушинского районного суда Владимирской области от 13 ноября 2017 года о процессуальном правопреемстве обязанность по рекультивации возложена на ООО «Экопром».

На основании договора об отступном от 30 августа 2018 года право собственности на указанный земельный участок было передано ООО «Экоальянс», в соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ осуществляющего деятельность по сбору, обработке и утилизации неопасных отходов, утилизацию отсортированных материалов, а также имеющего лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности.

Заочным решением Октябрьского районного суда города Владимира от 15 января 2019 года признаны незаконными действия ООО «Экопром» по размещению отходов на территории земельного участка с кадастровым номером ****, на ООО «Экопром» возложена обязанность прекратить размещение отходов на территории указанного земельного участка.

В связи с отказом ООО «Экоальянс» от права собственности на данный земельный участок, с 13 августа 2020 года по настоящее время он находится в собственности МО Нагорное (сельское поселение) Петушинского района Владимирской области.

17 октября 2018 года должностными лицами ГКУ ВО «Заречное лесничество» была проведена проверка земель лесного фонда лесных кварталов № 111, № 112, примыкающих к территории бывшей Покровской городской свалки. В ходе проверки установлено, что при планировке ТБО бульдозером произошло заваливание минерализованной канавы, являющейся границей между свалкой и землями лесного фонда, а после проводимых в ночное время работ по завозу ТБО мусоровозами с последующей планировкой тяжелым бульдозером, произошло занятие (захламление) ТБО прилегающего лесного участка площадью 0, 4 га выдела 13 квартала № 112. При этом на момент проверки завоз свежих отходов продолжается, также осуществлялось сжигание ТБО на самовольно занятой территории (т.1 л.д. 16-18).

12-13 августа 2020 года в ходе проверки, проведённой должностными лицами ГКУ ВО «Заречное лесничество» по требованию прокуратуры Петушинского района и Владимирской природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Росреестра и использованием спутникового геодезического оборудования установлено, что с юго-восточной и южной сторон относительно земельного участка с кадастровым номером **** идет самовольное занятие лесного участка с кадастровым номером ****, а именно в лесных кварталах № 112 и № 111 общей площадью 2,4977 га.

Месторасположение лесного участка – лесной квартал 111 части лесотаксационных выделов 27,33,34,35,37, лесной квартал 112 части лесотаксационных выделов 10,12,13,14,15,16,18 Покровского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество». При этом на самовольно захваченном лесном участке допущено размещение отходов производства и потребления.

17.08.2020 Владимирской природоохранной прокуратурой совместно со специалистами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» проведено дополнительное обследование Покровской свалки ТБО, в рамках которого подтвержден факт размещения отходов на указанном выше лесном участке: объем размещенных отходов составляет 198027,5 куб.м, масса – 54913,03 т.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля, и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Статьей 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 42 ЗК РФ среди обязанностей собственника земельного участка (лиц, не являющихся собственниками лесных участков) названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ и Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).

В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Понятие отходов содержится в статье 1 данного Федерального закона отходы производства и потребления – вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно пункту 14 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, следует, что не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении права на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исполнительным органом государственной власти Владимирской области, осуществляющим полномочия Владимирской области в области лесных отношений, а также переданные государственные полномочия Российской Федерации в той же области, является Департамент лесного хозяйства Владимирской области.

Постановлением Губернатора № 898 от 20.12.2006 утверждено «Положение о департаменте лесного хозяйства администрации Владимирской области» (далее - Положение), пунктом 1.1. которого установлено, что Департамент лесного хозяйства Владимирской области (далее - Департамент) является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области. В силу пункта 2.1 указанного Положения к полномочиям Департамента лесного хозяйства Владимирской области относится, в том числе, решение вопросов владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Владимирской области.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения Департамент лесного хозяйства Владимирской области осуществляет на территории Владимирской области все названные в пункте 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.

С учетом вышеприведенных требований земельного, лесного и иного законодательства, а также распределения полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное хозяйственное использование, организация мероприятий по ликвидации обнаруженных в ходе проверки мест размещения несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах, охватывается полномочиями Департамента лесного хозяйства Владимирской области, именно на Департаменте лесного хозяйства Владимирской области лежит обязанность по ликвидации размещенных отходов с лесного участка, расположенного в лесном квартале 111 части лесотаксационных выделов 27,33,34,35,37, лесном квартале 112 части лесотаксационных выделов 10,12,13,14,15,16,18 Покровского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество».

Кроме того, введенная с 01.03.2017 норма пункта 3 статьи 60.12 ЛК РФ, согласно которой охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ и Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не исключает из системы охраны лесов специализированный государственный региональный орган власти – Департамент лесного хозяйства Владимирской области.

В силу требований пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен посредством возложения на причинителя вреда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

ГКУ ВО «Заречное лесничество» создано в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 13.10.2011 №1101 «О создании государственных казенных учреждений Владимирской области в сфере лесных отношений» согласно действующему законодательству для осуществления оказания услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях реализации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных в соответствии со статьями 82, 83 ЛК РФ, в границах земель лесного фонда Владимирской области.

Таким образом, система управления лесами осуществляется не только на федеральном и региональном, но и на территориальном уровне, где лесничества как территориальные единицы управления лесами выполняют управленческую функцию.

В данном случае непосредственное осуществление государственного контроля, представление интересов Российской Федерации, предотвращение и пресечение нарушений и причинения ущерба государственному лесному фонду, расположенному в границах Петушинского района лежит на должностных лицах ГКУ ВО «Заречное лесничество».

Предметом и целью деятельности ГКУ ВО «Заречное лесничество» согласно Уставу, утвержденному приказом директора Департамента лесного хозяйства Владимирской области от 05.12.2017 №970-П, является обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования на землях лесного фонда в интересах Российской Федерации и Владимирской области.

Положениями пунктов 2.2.1 – 2.2.3 Устава к полномочиям лесничества, в том числе, отнесена организация использования лесов, защиты и воспроизводства, осуществление мероприятий по контролю за исполнением условий договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Удовлетворяя административный иск прокурора и признавая незаконным бездействие ГКУ ВО «Заречное лесничество» Владимирской области и Департамента лесного хозяйства Владимирской области, выразившееся в непринятии мер по своевременной организации работ по освобождению самовольно захваченного лесного участка и возлагая на указанных лиц обязанность по ликвидации размещенной на землях лесного фонда несанкционированной свалки отходов, суд первой инстанции исходил из категории земельного участка, и его разрешенного использования, а также возложенных на административных ответчиков обязанностей по осуществлению полномочий по защите леса, осуществлению контроля, предотвращению, пресечению нарушений и причинения ущерба государственному лесному фонду.

Судом первой инстанции отмечено, что при патрулировании лесных участков, прилегающих к Покровской свалке ТБО (вплоть до 27.07.2020) фактов самовольного занятия лесного фонда, размещения отходов на землях лесного фонда не фиксировалось, в отчетах о работе указывалось на отсутствие нарушений лесного законодательства.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку материалами дела подтверждено и установлено наличие бездействия со стороны административных ответчиков.

В ходе проведенных мероприятий еще в 2018 году был установлен факт размещения отходов производства и потребления на земельном участке лесного фонда площадью 0,4 га. В отношении хозяйствующего субъекта, осуществляющего эксплуатацию Покровской городской свалки ТБО ООО «Экопром» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ. Однако действенных мер для пресечения незаконной деятельности и устранения выявленных нарушений ГКУ ВО «Заречное лесничество» не принято.

На протяжении двух лет согласно отчетам патрулирования лесов, составлявшихся государственными лесными инспекторами ГКУ ВО «Заречное лесничество» в 2018,2019 и до 27.07.2020 указывалось на отсутствие выявленных нарушений, в акте от 27.07.2020 указана площадь самовольно занятого отходами участка лесного фонда 0,4 га.

Однако уже 12-13 августа 2020 года в ходе проверки, проведённой должностными лицами ГКУ ВО «Заречное лесничество» по требованию прокуратуры Петушинского района и Владимирской природоохранной прокуратуры с привлечением специалистов Росреестра и использованием спутникового геодезического оборудования установлено самовольное занятие лесного участка общей площадью 2,4977 га.

В ходе дополнительного обследования 17.08.2020 подтвержден факт размещения отходов на указанном выше лесном участке: объем размещенных отходов составляет 198027,5 куб.м, масса – 54913,03 т.

Таким образом, с момента установления факта несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда в 2018 году до августа 2020 размер незаконной свалки отходов на землях лесного фонда увеличился в 6 раз.

В ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения утверждение административных ответчиков, что несанкционированное место размещения отходов организовано именно ООО «Экоальянс».

Суд первой инстанции обоснованно указал, что постановление от 25.09.2020 о привлечении к административной ответственности ООО «Экоальянс» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков, указанных в рассматриваемом иске) не является безусловным доказательством этого обстоятельства, поскольку отменено решением Петушинского районного суда от 22.01.2021. При вынесении решения суд руководствовался тем, что указание в постановлении на самовольное занятие Обществом спорных земельных участков не подтверждается какими-либо доказательствами.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что перечень доказательств, собранных при вынесении в отношении ООО «Экоальянс» постановления по ст. 7.9 КоАП РФ, аналогичен перечню, положенному в основу привлечения Общества к ответственности по ч.1 ст. 8.3 КоАП РФ, ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ.

Таким образом, достоверных доказательств, что вышеназванное несанкционированное место размещения отходов организовано именно ООО «Экоальянс», суду не представлено.

Само по себе обращение в арбитражный суд с иском к ООО «Экоальянс» не является достаточным подтверждением образования несанкционированной свалки на землях лесного фонда указанным юридическим лицом и принадлежности ему отходов. На сегодняшний день указанное исковое заявление не рассмотрено.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 КАС РФ судебной коллегией административным ответчикам было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие обоснованность доводов их апелляционных жалоб, однако таких доказательств не представлено.

Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ для его отмены или изменения, не имеется.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В данном случае, суд разрешая заявленные требования, обязал ГКУ ВО «Заречное лесничество» и Департамент лесного хозяйства Владимирской области в срок до 01.10.2021 обеспечить ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов путем очистки лесного участка, имеющего месторасположение: лесной квартал 111 части лесотаксационных выделов 27,33,34,35,37, лесной квартал 112 части лесотаксационных выделов 10,12,13,14,15,16,18 Покровского участкового лесничества ГКУ ВО «Заречное лесничество».

Судебная коллегия, учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, мнение участвующих в деле лиц, значительную площадь самовольно занятого свалкой лесного участка и объем требующего вывоза отходов, требования Бюджетного законодательства, а также, что срок исполнения решения суда прошел, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав административного истца необходимо определить новый срок исполнения решения суда до 31.12.2023.

Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петушинского районного суда Владимирской области от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административных ответчиков Департамента лесного хозяйства Владимирской области и ГКУ ВО «Заречное лесничество» – без удовлетворения.

Определить новый срок исполнения данного решения до 31.12.2023.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Петушинский районный суд Владимирской области.

Председательствующий: Ю.В. Самылов

Судьи: А.В. Семёнов

О.И. Емельянова