ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3905/2022 от 17.05.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Кишенская Н.А. № 2а-3905/2022

Докладчик Певина Е.А. № 33а-5395/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 17 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.

судей Кошелевой А.П., Толстик Н.В.

с участием прокурора Юрченковой С.И.

при секретаре Давиденко Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Чэнь Лоцзяня – адвоката Сторожевых Евгения Валерьевич на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 26 апреля 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ГУ МВД России по Новосибирской области о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области в отношении Чэнь Лоцзяня.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения Чэнь Л. с участием переводчика Грязнова М.А., представителя административного ответчика Сторожевых Е.В., представителя административного истца Беляева М.Е., заключение прокурора Юрченковой С.И., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец ГУ МВД России по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о продлении срока содержания Чэнь Л. в центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области.

В обоснование заявленных требований указано, что приговором ОРС от 03.12.2019 Чэнь Л. осужден по <данные изъяты> УК РФ к 4 годам лишения свободы.

10.08.2021 Чэнь Л. условно-досрочно освобожден из ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области.

19.04.2021 Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации в отношении административного ответчика вынесено распоряжение № 2984-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», с которым он ознакомлен.

В настоящее время законные основания для пребывания на территории РФ гражданина Китайской Народной Республики Чэнь Л. отсутствуют.

10.08.2021 ГУ МВД России по Новосибирской области принято решение о депортации иностранного гражданина из РФ.

На основании решения Ленинского районного суда от 10.08.2021 Чэнь Лоцзянь помещен в центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области до 10.11.2021.

03.11.2021, 31.01.2022 срок содержания в ЦВСИГ продлевался Ленинским районным судом г. Новосибирска. 29.04.2022 истекает срок содержания Чэнь Л. в ЦВСИГ.

Исполнить решение о депортации в отношении вышеуказанного гражданина не представляется возможным в связи с временным прекращением авиасообщения из-за введенного карантина, вызванного коронавирусом.

С учетом изложенного административный истец просил суд продлить гражданину КНР Чэнь Лоцзяню, 27.08.1978 года рождения, срок содержания в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области по адресу: <адрес>, до трех месяце, до исполнения решения о депортации иностранного гражданина из Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 26.04.2022 административное исковое заявление удовлетворено, продлен срок содержания Чэнь Лоцзяня, 27.08.1978 в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, ул. Связистов, д. 12а, до исполнения решения ГУ МВД России по Новосибирской области от 10.08.2021 о депортации, но не свыше трех месяцев, то есть до 26.07.2022.

С указанным решением суда не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции не принято во внимание, что настоящее время возможно вылет в КНР возможен только из г. Москвы с обязательным прохождением ПЦР-теста в определенной КНР лаборатории, находящейся в г. Москве.

Судом первой инстанции не учтены пояснения административного ответчика, согласно которым Чэнь Л. дважды за время содержания в ЦВСИГ приобретал за свой счет авиабилеты, но не смог вылететь из-за отмены рейсов. Находясь в ЦВСИГ, Чэнь Л. лишен возможности работать, ухудшается состояние его здоровья, он испытывает трудности с питанием и условиями проживания.

Учитывая невозможность перевода административного ответчика в аналогичное учреждение в г. Москве, необходимость сдачи ПЦР-теста только в г. Москве, ситуацию с авиасообщением РФ с КНР, отсутствие рейсов, исполнить решения о депортации не представляется возможным. Указанные обстоятельства приводят к многократному продлению срока содержания административного ответчика в ЦВСИГ, что ограничивает его права и свободы.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

В силу части 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Удовлетворяя требования о продлении Чэнь Л. срока содержания в ЦВСИГ ГУ МВД России по Новосибирской области до исполнения решения о депортации, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, является иностранным гражданином, лицом, освобожденным из мест лишения свободы, в отношении которого принято распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также решение о депортации, которое не может быть исполнено ввиду отсутствия авиасообщения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, гражданином которой является Чэнь Л.

Судебная коллегия, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Как следует из обстоятельств дела, Чэнь Лоцзянь, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Китайской Народной Республики.

Приговором ОРС от 03.12.2019 Чэнь Л. осужден по <данные изъяты> УК РФ к 4 годам лишения свободы.

10.08.2021 Чэнь Л. условно-досрочно освобожден из ФКУ ИК- 3 ГУФСИН России по Новосибирской области.

Распоряжением ФСИН России от 19.04.2021 «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», пребывание (проживание) Чэнь Л. в Российской Федерации признано нежелательным.

10.08.2021 УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области принято решение о депортации гражданина КНР Чэнь Л. из Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10.08.2021 Чэнь Л. помещен в ЦВСИГ ГУ МВД России по Новосибирской области на срок до исполнения решения о депортации от 10.08.2021, но не свыше трех месяцев.

В дальнейшем срок содержания Чэнь Л. в ЦВСИГ продлевался решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 03.11.2021, решением этого же суда от 31.01.2022 срок продлен до 30.04.2022.

Частью 7 статьи 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

На основании с пункта 9 статьи 31 названного Федерального закона иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02.03.2006 N 55-О, исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.09.2014 N 1830-О указывал, что статья 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с пунктом 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче. Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.

При этом действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

Как следует из материалов дела Чэнь Лоцзяну на основании решения Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10.08.2021 помещен в ЦВСИГ, на сегодняшний момент срок его пребывания в указанном центре составляет более 8 месяцев.

Согласно представленным в материалы административного дела доказательствам, ГУ МВД России по Новосибирской области за указанный период времени направлены запросы в адрес Консула КНР в Екатеринбурге о выдаче свидетельства о возвращении в Чэнь Л. в КНР, а также об оказании содействия по внесению иностранного гражданина в список пассажиров на ближайшие авиарейсы. Срок действия сертификата на возращение, выданного Чэнь Л. Консулом КНР истек 21.04.2022. В период действия указанного сертификата Чэнь Л. за свой счет приобретались авиабилеты в Шанхай на 23.09.2021 и на 07.04.2022, однако, решение о депортации не было исполнено в связи с отменой рейсов. Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании следует, что вопрос о депортации Чэнь Л. через г. Благовещенских с последующем пересечением Российско-Китайской границы автомобильным транспортном не рассматривался, поскольку это будет являться сложной командировкой для сотрудника, депортация поездом требует обязательного сопровождения лица сотрудником УВМ ГУ МВД России по НСО.

Как следует из материалов дела, в обоснование требований о продлении срока содержания Чэнь Л. в ЦВСИГ, административный истец неоднократно ссылается на отсутствии авиасообщения РФ с КНР в связи с карантином, вызванном распространением коронавирусной инфекции. Вместе с тем, административным истцом не было представлено достаточных доказательств в подтверждение принятия иных мер (действий) или невозможности принятия таких иных мер по исполнению решения о депортации иностранного гражданина, кроме как приобретение авиабилета в КНР. Не представлено доказательств невозможности депортации гражданина иным транспортом, учитывая отсутствие авиасообщения. Доказательства, подтверждающие проведение иных мероприятий, направленных на исполнение решения о депортации Чэнь Л. в материалы административного дела не представлены.

Из представленных административным истцом доказательств следует, что в настоящее время официально граница между Россией и КНР открыта, однако регулярное авиасообщение не восстановлено, осуществляется продажа билетов на чартерные рейсы по цене от 250 000 рублей, однако даты вылета неоднократно переносятся, в последующем рейсы отменяются.

Таким образом, административным истцом не представлены доказательства, позволяющие судебной коллегии прийти к выводу о том, что имеется реальная возможность исполнитель решение о депортации Чэнь Л. в заявленный административным истцом срок.

Верховный Суд Российской Федерации в утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 справке по результатам изучения практики рассмотрения судами дел о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении обращает внимание на то, что в случае, когда из обстоятельств дела следует, что лицо пребывает в специальном учреждении длительное время, уполномоченный орган не представляет сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации, суд вправе отказать в удовлетворении административного искового заявления о продлении срока пребывания данного лица в специальном учреждении.

Продление срока пребывания Чэнь Л. в специальном учреждении не будет отвечать принципам справедливости и соразмерности, учитывая установленную судом длительность нахождения в ЦВСИГ ГУ МВД России по Новосибирской области, административный ответчик вынужден пребывать в состоянии неопределенности относительно возможных временных параметров ограничения его права на свободу и личную неприкосновенность, что порождает риски умаления этого права.

Оснований полагать, что Чэнь Л. имеет намерение уклониться или скрыться от исполнения решения суда у судебной коллегии не имеется, поскольку последним дважды за счет собственных средств приобретались авиабилеты с целью вылета в КНР, в материалы дела представлено нотариально удостоверенное согласие гражданина Тао Жуйфа, являющегося собственником жилого помещения по адресу: <адрес> проживание и регистрацию Чэнь Лоцзяня по указанному адресу по месту пребывания, что не лишает орган, обязанный на исполнение решение суда о депортации административного ответчика осуществлять контроль за местом нахождения административного ответчика.

При этом, из пояснений сторон в суде апелляционной инстанции следует, что Чэнь Л. не лишен возможности самостоятельно обратиться в Консульство КНР для получения сертификата на возвращение в КНР, который будет являться официальным документом для пересечения им границы между Россией и КНР.

Отсутствие регулярного авиасообщения между Россией и КНР не может быть основаниями, которое безусловно дает возможность суду продлевать на неопределенный срок время содержание административного ответчика в ЦВСИГ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.02.1998 N 6-П сформулировал правовую позицию, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 55 (части 2 и 3) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанные нарушения при принятии решения допущены судом первой инстанции.

На основании изложенного, учитывая отсутствие обоснованной необходимости продления срока содержания административного ответчика в Центре временного содержания иностранных граждан, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 26 апреля 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административные исковые требования УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области о продлении срока содержания Чэнь Лоцзяня, 27.08.1978 г.р., в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Новосибирской области на срок до трех месяцев, до исполнения решения о депортации иностранного гражданина из Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу адвоката Сторожевых Е.В. – удовлетворить.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи