ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3913/19 от 22.01.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0021-01-2019-004303-90

судья Богданова И.Ю., дело № 2а-3913/2019

дело № 33а-5357/2019 пост. ...

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Улан-Удэ 22 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Ихисеевой М.В.,

судей коллегии Раднаевой Т.Н., Назимовой П.С.,

при секретаре Мархаевой С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о признании незаконным предписания по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 октября 2019 года, которым административный иск удовлетворен и постановлено:

Признать незаконным и отменить предписание № 08-3В/2018 от 24 июня 2019 года Управления Росреестра по Республике Бурятия об устранении выявленного нарушения требований, установленных в области геодезии и картографии.

Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

обращаясь в суд, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (далее также – ФКУ Упрдор «Южный Байкал») просило признать незаконным предписание Управления Росреестра по Республике Бурятия № 08-3В/2018 от 24 июня 2019 года.

Требования основаны на том, что 24 июня 2019 года ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО1 в адрес ФКУ Упрдор «Южный Байкал» вынесено предписание об устранении нарушения требований, установленных законодательством в области геодезии и картографии, которым на ФКУ Упрдор «Южный Байкал» возложена обязанность в срок до 24 октября 2019 года:

1) устранить употребление искаженных и произвольно замененных наименований географических объектов на дорожных указателях на автомобильных дорогах федерального значения;

2) представить в Управление Росреестра по Республике Бурятия лично или почтовым отправлением документы, свидетельствующие об устранении употребления искаженных и произвольно замененных наименований географических объектов на дорожных указателях на автомобильных дорогах федерального значения.

По мнению административного истца, данное предписание является неисполнимым; из него не следует, какие конкретные действия необходимо выполнить для устранения нарушений; в предписании не указаны наименования объектов, которые подлежали бы исправлению. Кроме того, нанесенные на дорожных указателях наименования водных объектов соответствуют требованиям ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», допускающим сокращение часто употребляемых служебных слов в именах собственных. Наличие на дорожных указателях наименований объектов «с. <...>», «<...>» (на автомобильной дороге <...>) обусловлено фактическим существованием этих населенных пунктов.

В суде первой инстанции представитель ФКУ Упрдор «Южный Байкал» ФИО2 административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО3, заинтересованное лицо - ведущий специалист-эксперт отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО1 возражали против удовлетворения административного иска.

Районный суд постановил решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО3 просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением судом норм материального и процессуального права. Указывает, что суд пришел к неправильному выводу о невозможности установления из содержания оспариваемого предписания конкретных нарушений, допущенных в написании наименований географических объектов на дорожных указателях на автомобильных дорогах. Вопреки доводам административного истца требования оспариваемого предписания являются понятными и исполнимыми. При рассмотрении спора суд не проверил и не дал оценку наиболее значимому вопросу о законности требований предписания в части указания сокращенных слов в наименованиях объектов на дорожных указателях, а также указания на дорожных знаках наименований тех населенных пунктов, которые отсутствуют в соответствующих реестрах.

В заседании судебной коллегии представители Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО3 и ФИО4 доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

Представитель ФКУ Упрдор «Южный Байкал» ФИО5 в суд не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.

Заинтересованное лицо ведущий специалист-эксперт отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО1 в суд не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 5.1.21 и 5.1.31 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет выполнение работ по созданию Государственного каталога географических названий и его ведение, а также регистрацию и учет наименований географических объектов Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и географических объектов, открытых или выделенных российскими исследователями в пределах открытого моря и Антарктики.

Управление Росреестра по Республике Бурятия является территориальным органом Росреестра, осуществляющим в том числе функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии.

Подпунктом «г» пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 октября 2016 года № 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии» (далее - Положение), определено, что государственный геодезический надзор осуществляется за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о наименованиях географических объектов правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях, на дорожных и иных указателях.

Согласно пункту 5 Положения государственный геодезический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении геодезической и картографической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Как следует из подпункта 10 пункта 7 Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 года № 3, должностные лица при проведении проверок обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 11 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее - Закон о наименованиях географических объектов) наименования географических объектов как составная часть исторического и культурного наследия народов Российской Федерации охраняются государством. Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искаженных наименований географических объектов не допускаются. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 29 ноября 2018 года начальником отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО14. ФКУ Упрдор «Южный Байкал» выдано предписание № 08-3/2018, обязывающее данное учреждение в срок до 28 февраля 2019 года устранить указанные органом государственного контроля (надзора) в акте проверки от 29 ноября 2018 года нарушения требований в области геодезии и картографии.

Определением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 13 февраля 2019 года срок исполнения предписания продлен до 10 мая 2019 года по ходатайству ФКУ Упрдор «Южный Байкал».

13 мая 2019 года ФКУ Упрдор «Южный Байкал» направило в адрес Управления Росреестра по Республике Бурятия письмо об исполнении предписания от 29 ноября 2018 года, из которого следует, что информационные знаки наименований объектов на автомобильных дорогах общего пользования федерального назначения: <...> на участке км <...> - км <...>; <...> на участке км <...> - км <...> и <...> на участке км <...> - км <...> приведены в соответствие с Государственным каталогом географических названий.

На основании распоряжения Управления Росреестра по Республике Бурятия от 16 мая 2019 года № Р/0788 проведена плановая документарная выездная проверка выполнения ФКУ Упрдор «Южный Байкал» требований ранее выданного предписания.

Как следует из акта проверки № 08-3В/2018 от 24 июня 2019 года, в ходе обследования дорожных и иных указателей было выявлено, что требования предписания от 29 ноября 2018 года в полном объеме не исполнены, а именно наименования некоторых объектов на дорожных указателях не приведены в соответствие с наименованиями, закрепленными в Реестре зарегистрированных в АГКГН географических названий, Реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия, утвержденном постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 ноября 2009 года № 431, Государственном каталоге географических названий:

1) на автомобильной дороге <...>;

2) на автомобильной дороге <...>;

3) на автомобильной дороге <...>.

С целью устранения выявленных нарушений 24 июня 2019 года ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия ФИО1 ФКУ Упрдор «Южный Байкал» вновь выдано предписание, которое обязывало учреждение в срок до 24 октября 2019 года:

1) устранить употребление искаженных и произвольно замененных наименований географических объектов на дорожных указателях на автомобильных дорогах федерального значения;

2) представить в Управление Росреестра по Республике Бурятия лично или почтовым отправлением документы, свидетельствующие об устранении употребления искаженных и произвольно замененных наименований географических объектов на дорожных указателях на автомобильных дорогах федерального значения.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным и отмене оспариваемого предписания по тем основаниям, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства, не конкретизировано и является неисполнимым, поскольку в нем не содержится указания на нормы и требования законодательства, нарушенные истцом, на совершение им действий в целях устранения выявленных нарушений.

Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может.

Как следует из содержания приведенных выше правовых актов, Управление Росреестра по Республике Бурятия уполномочено на осуществление государственного геодезического надзора за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации о наименованиях географических объектов правил употребления наименований географических объектов в документах, картографических и иных изданиях, на дорожных и иных указателях, и в случае выявления нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов обязано при проведении проверок обязано выдать им предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Оспариваемое административным истцом предписание принято уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями закона и нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, с изложением выявленных в ходе государственного надзора нарушений, а также сроков их исполнения.

Вывод суда первой инстанции об отсутствии в оспариваемом предписании указания на совершение ФКУ Упрдор «Южный Байкал» конкретных действий в целях устранения выявленных нарушений, не соответствует обстоятельствам дела.

Все выявленные нарушения, подлежащие устранению, отражены в предписании в табличной форме:

в первом столбце указаны наименования объектов в соответствии с реестром зарегистрированных в АГКГН географических названий, Реестром административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия, Государственным каталогом географических названий и Дежурной справочной картой;

во втором столбце – наименования объектов на дорожном указателе в соответствии с актом проверки от 29 ноября 2018 года № 08-3/2018,

в третьем столбце – наименования объектов на дорожном указателе в соответствии с результатами проведенного обследования.

Анализ содержания приведенной таблицы позволяет определить наименования географических объектов, которые не соответствуют сведениям указанных выше реестров и, следовательно, подлежащих исправлению:

1) на автомобильной дороге <...> вместо верного наименования «поселок <...>» на дорожном указателе по-прежнему указано наименование «<...>»;

2) на автомобильной дороге <...> вместо верного наименования «река <...>» на дорожном указателе указано наименование «р. <...>», вместо «река <...>» - «р. <...>», вместо «река <...>» - «р. Б. <...>», вместо «река <...>» - «р. <...>», вместо «река <...>» - «р. Б. <...>», вместо «река <...>» - «р. М. <...>». Кроме того, не демонтированы дорожные указатели с наименованиями объектов «с. <...>» и «<...>»;

3) на автомобильной дороге <...> вместо верного наименования «река Малый Ибогай» на дорожном указателе указано наименование «р. М. Ибогай», вместо «река Большой Ибогай» - «р. Б. Ибогай», вместо «река Харибяты» - «р. <...>», вместо «река <...>» - «р. М. <...>», вместо «река <...> - «р. Б. <...>», вместо «река <...>» - «р. Б. <...>», вместо «река <...>» - «р. М. <...>», вместо «река <...>» - «р. М. <...>», вместо «река <...>» - «р. Б. <...>», вместо «река <...>» - «р. Б. <...>».

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание должностного лица Управления Росреестра, возлагающее на ФКУ Упрдор «Южный Байкал», в ведении которого находятся автомобильные дороги общего пользования федерального назначения, обязанности по устранению выявленных нарушений, требованиям действующего законодательства соответствует.

Ранее выданное учреждению предписание от 29 ноября 2018 года № 08-3/2018 также содержало табличный материал при описании конкретных нарушений. Данное предписание в установленном порядке обжаловано не было и частично исполнено административным истцом без каких-либо замечаний относительно его содержания.

Как указано выше, оспариваемое предписание вынесено в связи с неисполнением учреждением первоначального предписания в полном объеме, а потому оснований утверждать, что оно обладает признаками неопределенности, не имеется.

При разрешении настоящего спора судом первой инстанции оставлены без внимания и правовой оценки доводы ФКУ Упрдор «Южный Байкал» о правомерности сокращения на дорожных указателях наименований водных объектов – рек (например, «р. М. <...>»; «р. Б. <...>», «р. М. <...>»).

Административный истец полагает, что такое сокращение допускается в соответствии с пунктом 4.9 ГОСТ Р 52290-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Указанную позицию нельзя признать верной.

В соответствии с пунктом 4.9 названного ГОСТ Р 52290-2004 для надписи, содержащей более 10 элементов (за элемент принимают букву, цифру, стрелку, символ, изображение какого-либо знака), допускается применять сокращение часто употребляемых служебных слов в именах собственных.

Между тем, слова «большой», «малый» в наименованиях объектов не являются служебными словами, часто употребляемыми, а потому не могут быть сокращены при написании на дорожных указателях.

В противном случае допускаемые ФКУ Упрдор «Южный Байкал» сокращения могут ввести в заблуждение, затруднить или сделать невозможным распознавание географических объектов, поскольку, например, наименование «р. Б. <...>» можно прочитать не только как «река Большая <...>», но и как «река Быстрая <...>».

Довод ФКУ Упрдор «Южный Байкал» о возможности сокращения слов «река», «село» при их написании на дорожных указателей на законность оспариваемого предписания не влияет, поскольку указанные слова в силу статьи 1 Закона о наименованиях географических объектов не являются частью наименования географического объекта и правильность написания этих слов не была предметом проверки административного органа.

Утверждение ФКУ Упрдор «Южный Байкал» о том, что дорожные указатели с наименованиями населенных пунктов «с. <...>» и «<...>» способствуют соблюдению допустимого скоростного режима, обеспечивая безопасность дорожного движения, не может быть принято во внимание. Проверка соблюдения требований к дорожным знакам, обеспечивающим безопасность движения, в полномочия Росреестра не входит. Оспариваемое предписание в этой части незаконным не является, поскольку в реестре административно-территориальных единиц и населенных пунктов Республики Бурятия таких населенных пунктов не имеется.

Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 октября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» к Управлению Росреестра по Республике Бурятия о признании незаконным предписания отказать.

Председательствующий: М.В. Ихисеева

Судьи: Т.Н. Раднаева

П.С. Назимова