ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-394/2023 от 28.09.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0038-03-2022-008745-94

Дело № 2а-394/2023 (№ 33а-3939/2023) судья Тутукина О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 сентября 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Васильевой Т.Н. и Каширской Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковым И.П. и помощником судьи Гридневым В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

по докладу судьи Васильевой Т.Н.

административное дело по апелляционной жалобе Гомулина А.А. на решение Московского районного суда города Твери от 18 мая 2023 года, которым постановлено:

«исковые требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области к Гомулину А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени удовлетворить.

Взыскать с Гомулина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 13447 рублей 13 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 48 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7396 рублей 16 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 19 рублей 91 копейки, а всего 20911 рублей 20 копеек.

Получатель УФК по Тульской области (Межрайонная ИФНС по управлению долгом), ИНН , КПП , банк получателя: Отделение Тула Банка России/УФК по Тульской области г. Тула, расчётный счёт: , казначейский счёт: , БИК: , КБК )»,

установила:

01 декабря 2022 года Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области обратилась в Московский районный суд города Твери с административным иском к Гомулину А.А., в котором, с учётом заявления, поданного в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила взыскать с административного ответчика задолженность по обязательным платежам на общую сумму 20911 рублей 20 копеек, а именно:

- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год – 13447 рублей 13 копеек, пени на указанную недоимку за период со 02 декабря 2020 год по 20 декабря 2020 года в размере 48 рублей;

- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год – 7396 рублей 16 копеек, пени на указанную недоимку за период со 02 декабря 2020 года по 20 декабря 2020 года в размере 19 рублей 91 копейки.

В обоснование административного иска налоговая инспекция указала, что досудебный порядок взыскания спорной задолженности соблюдён: налогоплательщику направлено требование от 21 декабря 2020 года , был вынесен судебный приказ о взыскании обязательных платежей от 09 апреля 2021 года, которые отменён 02 июня 2022 года (т. 1, л.д. 115-118).

Гомулин А.А. представил возражения на административный иск, просил отказать в его удовлетворении, ссылаясь на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

В обоснование возражений указал, что не мог получать требование об уплате задолженности в связи с нахождением под стражей. По этим же причинам не осуществлял предпринимательскую деятельность и был лишён возможности своевременно подать заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.

В ходе судебного разбирательства к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечён Московский РОСП УФССП России по Тверской области.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца – Берестенникова Т.А. административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Гомулин А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что уточнённый административный иск не мог быть принят к производству, поскольку налоговым органом одновременно изменены и предмет, и основание иска, предусмотренный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок на его подачу административным истцом пропущен без уважительных на то причин.

Заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания суда первой инстанции представителя не направило, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовало. В связи с чем судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, что соответствует положениям статей 150, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

По итогам рассмотрения дела судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Мотивированный судебный акт изготовлен 02 июня 2023 года.

19 июля 2023 года Гомулин А.А. подал в суд апелляционную жалобу, просил решение отменить, принять по делу новое об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы ссылался на то, что в нарушение норм материального и процессуального права суд принял к производству поданное с пропуском срока уточнённое административное исковое заявление, в котором одновременно изменены и предмет, и основание иска.

Настаивал на том, что налоговым органом не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, поскольку он не получал и не мог получать требование об уплате налога ввиду того, что с 2016 года находился под стражей.

В апелляционной жалобе Гомулина А.А. также содержалось ходатайство о восстановлении срока на её подачу.

Определением судьи Московского районного суда города Твери от 24 июля 2023 года ходатайство Гомулина А.А. удовлетворено, пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы ему восстановлен.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу Межрайонная ИФНС России № 10 по Тверской области представила возражения на апелляционную жалобу, просила оставить её без удовлетворения, решение суда – без изменения.

20 сентября 2023 года судебной коллегией по административным делам Тверского областного суда вынесено определение, которым произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области на УФНС России по Тверской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – Тихомиров Г.Л. апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.

Ссылаясь на пункт 5 Правил предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 409, дополнительно указал, что с Гомулина А.А. не подлежат взысканию пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Остальные лица, будучи извещённым о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. В связи с чем на основании положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав участника процесса, проверив решение суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

По общему правилу, закреплённому в абзаце 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если величина дохода плательщика за расчётный период не превышает 300000 рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в фиксированном размере 32448 рублей за расчётный период 2020 года.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчётный период 2020 года составляют 20318 рублей.

Согласно подпункту 2 пункта 1 названной статьи страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчётный период 2020 года также определяются в фиксированном размере, который составляет 8426 рублей.

На основании пункта 5 статьи 430 налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации являются пени. Порядок их начисления установлен в статье 75 того же кодекса, согласно которой пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, определяются в процентах от неуплаченной суммы налога и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для исчисления налоговым органом подлежащей уплате суммы страховых взносов и направления налогоплательщику требования об их уплате (абзац 3 пункта 2 статьи 432, пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом в 2020 году Гомулин А.А. являлся индивидуальным предпринимателем, прекратил свою деятельность в качестве такового 16 ноября 2020 года (т. 1, л.д. 26-28). В связи с чем в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации признаётся плательщиком страховых взносов.

Согласно выписке из ЕГРИП от 21 ноября 2022 года основным видом деятельности Гомулина А.А. являлись регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код по ОКВЭД 49.31.2). Данный вид деятельности включён в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 434.

Поскольку в установленный законом срок Гомулин А.А. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год, на основании приведённых выше норм налоговый орган исчислил сумму страховых взносов, подлежащих уплате за указанный налоговый период, и 28 декабря 2020 года направил в адрес налогоплательщика требование от 21 декабря 2020 года об уплате в срок до 27 января 2021 года обязательных платежей, в том числе:

- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 17834 рублей 69 копеек со сроком уплаты 01 декабря 2020 года и пеней в размере 48 рублей, начисленных на указанную недоимку за период со 02 декабря 2020 года по 20 декабря 2020 года;

- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7396 рублей 16 копеек со сроком уплаты 01 декабря 2020 года и пеней в размере 19 рублей 91 копейки, начисленных на указанную недоимку за период со 02 декабря 2020 года по 20 декабря 2020 года (т. 1, л.д. 57-58, 109-110).

В силу части 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации данное требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Спорная задолженность в составе другой была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка № 85 Тверской области от 09 апреля 2021 года по делу № 2а-503-75/2022. Определением того же мирового судьи от 02 июня 2022 года судебный приказ отменён (т. 1, л.д. 6).

Учитывая, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год частично уплачена (01 июля 2022 года и 21 июля 2022 года на общую сумму 4387 рублей 56 копеек) в рамках данного спора к взысканию предъявлена сумма задолженности по названным страховым взносам в размере 13447 рублей 13 копеек.

Установив указанные обстоятельства, суд, руководствуясь приведёнными выше нормами закона, пришёл к верному выводу о наличии оснований для взыскания с Гомулина А.А. спорной задолженности. При этом со ссылкой на положения действующего законодательства и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определениях от 12 апреля 2005 года № 164-О и от 12 мая 2005 года № 213-О, также обоснованно указал, что содержание административного ответчика под стражей, то, что в спорный период он фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял и доход от неё не получал, при отсутствии доказательств невозможности подачи заявления о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, основанием для освобождения от уплаты страховых взносов не является.

Представленный налоговым органом расчёт задолженности проверен судом и признан верным.

Сведения об уплате спорной задолженности в материалах дела отсутствуют. Имеющиеся данные о взыскании с Гомулина А.А. денежных средств в счёт уплаты задолженности по обязательным платежам в рамках исполнительных производств к предмету настоящего спора отношения не имеют, о чём свидетельствуют дополнительно представленные налоговым органом пояснения (т. 2, л.д. 52-54).

Утверждение представителя административного ответчика о том, что с Гомулина А.А. не подлежат взысканию пени в связи с предоставлением отсрочки на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 409, не может быть принято во внимание.

Согласно Правилам, утверждённым названным постановлением Правительства Российской Федерации, отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов могла быть предоставлена налоговым органом индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по заявлению плательщика таких взносов (пункты 1, 5-7), о чём Гомулину А.А. разъяснено в письме от 18 мая 2020 года (т. 2, л.д. 4).

Однако доказательств подачи такого заявления и его удовлетворения суду не представлено.

Доводам Гомулина А.А. о пропуске срока обращения административного истца в суд в решении дана надлежащая оценка со ссылкой на положения части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций установлен шестимесячный срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

В рассматриваемой ситуации судебный приказ отменён 02 июня 2022 года.

Административный иск подан в суд 01 декабря 2022 года, то есть в установленный законом срок.

Тот факт, что в ходе судебного разбирательства административный истец реализовал своё право на уточнение административного иска в части его предмета, изменив сумму задолженности, подлежащей взысканию, об обратном не свидетельствует.

Ссылка административного ответчика на одновременное изменение и предмета, и оснований административного иска не состоятельна, опровергается материалами дела.

Так, в изначально поданном заявлении административный истец привёл расчёт страховых взносов за 2020 год, указал, что спорная задолженность была взыскана в порядке приказного производств № 2а-503-75/2022. Однако ошибочно указал, что в порядке досудебного урегулирования спора налогоплательщику было направлено требование от 21 декабря 2021 года , о чём заявил в ходатайстве от 28 февраля 2023 года, и предъявил суду в качестве доказательства требование от 21 декабря 2020 года , относящееся к предмету спора (т. 1, л.д. 108).

При таких данных уточнённое административное исковое заявление, оформленное 07 февраля 2023 года, нельзя признать вновь поданным.

С учётом изложенного принятое судом при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведённых норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.

Нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, при его рассмотрении судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Московского районного суда города Твери от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гомулина А.А. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи