ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3952/20 от 12.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №2а-3952/2020,

33а-8980/2020

судья Евдокимова Т.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 12 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,

судей: Овчинниковой Н.А., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Ленинского районного суда города Перми от 22 июля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Пермского края о признании решения административного ответчика в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, в том числе для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков – незаконным, признании письма Министерства образования и науки Пермского края от 25.04.2020 года № СЭД-26-01-43-142 недействующим в части – отказать».

Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось с административным иском к Министерству образования и науки Пермского края, заявив требование о признании незаконным решения принятого по обращению истца изложенного в письме от 25.04.2020 года № СЭД-26-01-43-142, признании письма недействующим в части автономии образовательных учреждений в самостоятельном выборе благотворительных мероприятий организатора добровольческой деятельности не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

В обоснование указано на то, что организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, к числу которых относится и истец, имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями. Решение принятое административным ответчиком на обращение административного истца относительно организации взаимодействия в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, полагает неправомерным. Полагает, что оспариваемое решение, изложенное в письме от 25.04.2020 года № СЭД-26-01-43-142, не соответствует требования законодательства, так как образовательные организации обладают автономией, в связи с чем, свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Поскольку благотворительная и добровольческая деятельность к образовательной деятельности не относится, отказ административного ответчика в представлении запрошенных сведений в целях организации добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945» с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, в том числе для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков – полагает неправомерным, нарушающим положения статей 39, 45, 46 и 53 Конституции РФ.

Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит административный истец.

Полагает, что судом были нарушены нормы процессуального права, в том числе положений ч.1 ст. 135 КАС РФ, так как в адрес административного истца не были направлены письменные возражения ответчика, что нарушило право на представление доказательств в обоснование своей позиции. Также полагает, что судом не были применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, в том числе положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями». Вывод суда о том, что рассмотрение обращения истца в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ полагает неосновательным, нарушающим права как административного истца на реализацию уставных целей деятельности, так и неопределенного круга лиц.

Представители участников дела в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы уведомлены путем направления извещения заказной почтовой корреспонденцией.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, изменения.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Установлено, что 10.03.2020 года Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в адрес Министерства образования и науки Пермского края с письмом № 05931. Из содержания обращения добровольческого движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 10.03.2020 года № 05931 следует, что его организатор К. обратился в адрес Министерства образования и науки Пермского края с просьбой обеспечить участие не менее 100 человек из целевых групп населения, указанных в распоряжении Правительства РФ от 25.09.2017 года № 2039-р, в одноименной платформе патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942-1945», проводимого добровольческим движением административного истца.

Министерством образования и науки Пермского края обращение рассмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». 25.04.2020 года в адрес Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», направлен ответ № ССЭД-26-01-43-132, из содержания которого следует, что для принятия решения о возможности участия обучающихся образовательных организаций Пермского края в заявленном мероприятии необходимо предоставление дополнительной информации, также разъяснено, что при предоставлении утвержденного положения о проведении мероприятия с указанием целей, задач, сроков проведения, целевой группы, подробных условий и порядка участия в мероприятии, награждения – Министерство образования и науки Пермского края готово довести информацию о его проведении до образовательных организаций края.

Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение истца правомерно разрешено ответчиком в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для иного суждения.

Как установлено Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013 № 1460-п - Министерство образования и науки Пермского края (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по формированию и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сферах образования, патриотического воспитания граждан, научно-технической и инновационной деятельности, а также переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Пунктами 3.1,20, 3.1.21, 3.14 Положения о Министерстве образования и науки Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2013 № 1460-п установлены следующие функции Министерстве образования и науки Пермского края:

3.1.20. содействие проведению научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и иных мероприятий, проводимых в целях развития образования;

3.1.21. поддержка инновационной деятельности в образовании, установление порядка признания региональными инновационными площадками организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования;

3.14. Организация и осуществление приема граждан, обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения устных, письменных или в форме электронного документа обращений граждан и юридических лиц; принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.

Таким образом, поступившее в Министерство образования и науки Пермского края обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», рассмотрено в соответствии с имеющимися полномочиями.

Судебная коллегия не усматривает правовых оснований для его рассмотрения в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 утвержден Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, к ним отнесены: 1. Содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; 2. Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; 3. Содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 623); 4. Содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Поскольку указанные в обращении Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Пермского края цели, не соответствуют вышеуказанному перечню, касаются вопроса – повышения финансовой грамотности отдельных групп населения, в связи с чем обращение подлежало рассмотрению в соответствии с положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Как установлено положениями Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).

Установлено, что обращение рассмотрено по существу в течение установленного срока, в адрес заявителя направлен ответ, получение которого административным истцом не оспаривается.

Как обоснованно указано судом первой инстанции оспариваемое письмо, не являясь отказом в проведении мероприятия, содержит предложение о предоставлении дополнительной информации, необходимой для разрешения заявленного в обращении вопроса об организации мероприятия и определения круга лиц и образовательных учреждений (организаций), которые могли бы принять в нем участие, в связи с чем доводы административного истца о нарушении прав правомерно отклонены.

Также судебная коллегия учитывает, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» в соответствии с пунктом 1.8 Устава осуществляет деятельность в пределах города Москвы, в связи с чем оснований полагать, что ответ Министерства образования и науки Пермского края, каким-либо образом нарушил, каким-либо образом повлиял на реализацию административным истцом его прав либо необоснованно возложил на истца какую-либо обязанность, не имеется.

Поскольку ответ на обращение дан в установленном порядке, не нарушает права и законные интересы административного истца, в силу положений Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не содержат норм, предусматривающих право на обращение благотворительных или молодежных общественных объединений с заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц, суд обоснованно принял решение об отказе в удовлетворении иска.

Оснований для отмены судебного акта в связи с существенным нарушением норм процессуального законодательства, судебной коллегией не установлено, также материалами дела не подтверждается невыполнение судом требований ст. 135 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, суд первой инстанции при принятии иска к рассмотрению в определении от 04.06.2020 года указал на обязанность административного ответчика представить в письменном виде возражение относительно заявленных требований.

Административным ответчиком в день судебного заседания было подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, письменные возражения в суд первой инстанции представлены не были.

Таким образом, доводы истца о неправомерном ограничении возможности ознакомиться с позицией участника спора, представленными доказательствами, в связи с не направлением возражений административного ответчика для ознакомления, неосновательны.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Перми от 22 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи