Дело № 33а-25/2022
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-398/2020)
УИД 27RS0012-01-2020-000707-29
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.,
судей Старкова Ю.Г., Яготинского С.И.
при секретаре Безуглой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 февраля 2022 года в г. Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю к Мосикяну Г.С. о взыскании недоимки по налогам и пени,
по апелляционной жалобе Мосикяна Г.С. на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 28 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, объяснения административного ответчика Мосикяна Г.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю обратилась в суд с административным иском к Мосикяну Г.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 года в размере 69 426 рублей и пени – 412,51 рублей, а также по транспортному налогу за 2018 год в размере 3 560 рублей и пени – 21,15 рублей, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик, являясь собственником недвижимого имущества и транспортных средств, добровольно обязанность по уплате налогов не исполнил.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 28 сентября 2020 года административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Мосикян Г.С. просит решение суда отменить, административный иск оставить без удовлетворения, поскольку судом не учтено, что налоговое требование было им получено только 04.08.2020, а направление налогового документа через личный кабинет налогоплательщика не является надлежащим уведомлением. Указывает, что в деле отсутствует решение руководителя налогового органа, принятое после истечения срока, установленного налоговым требованием.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку налоговое требование было направлено административному ответчику установленным порядком. Указывает, что срок на обращение в суд с административным иском не пропущен, так как составляет 6 месяцев с момента отмены судебного приказа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Мосикян Г.С. апелляционную жалобу поддержал по доводам и основаниям в ней изложенным. Дополнительно пояснил, что налог на имущество за 2016 и 2017 годы с него ранее уже был взыскан на основании судебного приказа от 21.02.2019 № 2а-316/2019, который в настоящее время исполнен, исполнительное производство окончено. Кроме того, в 2021 году КГБУ «Хабкрайкадастр» были уточнены характеристики объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, в связи с чем, в отношении данных объектов была установлена новая кадастровая стоимость, данная стоимость уменьшилась. Налоговый орган сделал перерасчет налога на имущество только за 2019-2020 годы, хотя должен был сделать перерасчет за три налоговых периода, то есть за 2016-2018 годы. Полагает, что сумма налога по указанным объектам недвижимости за 2018 год должна быть уменьшена до 7 641,49; 4 907,95; 1780,33 и 1 980,00 рублей соответственно.
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю, будучи заблаговременно и надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав пояснения Мосикяна С.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение (часть 1).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ).
Главой 28 Налогового кодекса РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 362, пунктам 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В Хабаровском крае обязательные к уплате на территории края региональные налоги установлены и введены в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», который также определяет основания, порядок и условия применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, отдельные элементы налогообложения по федеральным налогам и специальным налоговым режимам, а также устанавливает иные положения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мосикян Г.С. является собственником недвижимого имущества:
административного здания с кадастровым номером № (<адрес>, дата регистрации права 27.11.2007);
птичника на 900 голов с кадастровым номером № (<адрес>, дата регистрации права 23.03.2012);
линии электропередач с кадастровым номером № (рабочий <адрес>, дата регистрации права 23.03.2012);
котельной с кадастровым номером № (<адрес>, дата регистрации права 23.03.2012г.);
свинарника с кадастровым номером № (<адрес>, дата регистрации права 10.11.2003);
а также транспортных средств:
легкового автомобиля марки Ниссан Серена, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права 31.03.2018;
легкового автомобиля марки Тойота Камри, 1983 года выпуска, государственный регистрационный знак: №, дата регистрации права 04.08.2016.
Удовлетворяя административные исковые требования, районный суд исходил из правильности исчисления размера недоимки по налогам и пени, соблюдения налоговым органом порядка и сроков направления налоговых уведомления и требования, сроков обращения в суд; неисполнения Мосикяном Г.С. обязанности по уплате налога и пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о наличии оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год, а также суммы доплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 4 560 рублей (перерасчет по налоговому уведомлению № 19157128) и начисленных на них пеней.
Вместе с тем, при взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы в отношении объектов налогообложения с кадастровыми номерами № (11 037,00 и 26 рублей соответственно) и № (6 301,00 рублей и 4 824,00 рублей соответственно) районным судом не учтено следующее.
В силу положений статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 23.11.2020 № 374) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи (пункт 1).
По общему правилу заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Судебной коллегией установлено, что налоговым органом в адрес Мосикяна Г.С. были направлены:
налоговое уведомление от 06.09.2017 № 35473627 об уплате до 01.12.2017 транспортного налога за 2016 год в размере 767,84 рублей и налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 48 637,00 рублей;
налоговое уведомление от 13.09.2018 № 19157128 об уплате до 03.12.2018 транспортного налога за 2017 год в размере 3 416,00 рублей и налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 90 146,00 рублей;
налоговое уведомление от 10.07.2019 № 22779932 об уплате до 02.12.2019 транспортного налога за 2017 год в размере 3 560,00 рублей и налога на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы в размере 69 426,00 рублей.
В связи с неуплатой налогов в установленные в налоговых уведомлениях сроки Инспекцией в адрес Мосикяна Г.С. были направлены:
требование № 11381 об уплате в срок до 19.12.2018 транспортного налога за 2016 год в размере 767,84 рублей и пени – 2,32 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 49 404,84 рублей и пени 147,13 рублей;
требование № 36499 об уплате в срок до 22.01.2019 транспортного налога за 2017 год в размере 3 416,00 рублей и пени – 12,86 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 90 146,00 рублей и пени 339,55 рублей;
требование № 47696 об уплате в срок до 06.02.2020 транспортного налога за 2018 год в размере 3 560,00 рублей и пени – 21,15 рублей, налога на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы в размере 69 426,00 рублей и пени 412,51 рублей.
Требования налогоплательщиком оставлены без исполнения.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 52 судебного района «Верхнебуреинского района Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за 2016 год по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы, а также пени (требование № 11381), по которому 30.03.2018 мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика указанных недоимок по налогам и пени.
Определением мирового судьи названного судебного участка от 27.04.2018 вышеуказанный судебный приказ отменен (дело № 2а-403/2018).
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 52 судебного района «Верхнебуреинского района Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за 2017 год по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы (требование № 36499), а также пени, по которому 21.02.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика указанных недоимок по налогам и пени (дело № 2а-316/2019).
25.08.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнебуреинскому району на основании указанного выше судебного приказа было возбуждено исполнительное производство, которое окончено 16.12.2021 в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 52 судебного района «Верхнебуреинского района Хабаровского края» с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за 2018 год по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы, а также пени (требование № 47696), по которому 17.04.2020 мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика указанных недоимок по налогам и пени.
Определением мирового судьи названного судебного участка от 28.05.2020 вышеуказанный судебный приказ отменен (дело № 2а-1097/2020).
Таким образом, как на момент обращения с заявлением о вынесении судебного приказа (дело № 2а-1097/2020), так и на момент обращения с настоящим административным иском имелся вступивший в законную силу судебный акт (судебный приказ от 21.02.2019 № 2а-316/2019), которым с Мосикяна С.Г. уже была взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы и пени по объектам налогообложения с кадастровыми номерами №.
Повторное взыскание в судебном порядке одной и той же недоимки недопустимо. Уменьшение размера недоимки за указанные годы, произошедшее в результате сделанного налоговым органом перерасчета, и включение в требование № 47696 задолженности в новом размере не могут повлечь удовлетворение заявленных требований в данной части, поскольку не свидетельствуют о наличии у Мосикяна С.Г. какой-либо ранее не взысканной в принудительном порядке недоимки.
С учетом того, что на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы по объектам налогообложения с кадастровыми номерами № взыскана с Мосикяна С.Г. принудительно в ранее исчисленном размере, за указанный период у него образовалась переплата.
В связи с изложенным в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с Мосикяна С.Г. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 и 2017 годы по объекту налогообложения с кадастровым номером № в размере 11 037 рублей и 26 рублей соответственно и по объекту налогообложения с кадастровым номером № в размере 6 301 рубль и 4 824 рубля соответственно, а также начисленной на них пени следует отказать.
Требования о взыскании с Мосикяна С.Г. доначисленной суммы налога на имущество физических лиц за 2017 год (4 560 рублей) и пени в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 27:05:0601097:93 удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.07.2021) перерасчет суммы ранее исчисленного налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом; при этом перерасчет не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанного налога.
Как установлено в судебном заседании, ранее налог был исчислен неверно в связи с некорректным применением понижающего коэффициента 0,2, при этом на момент направления налогового уведомления от 10.07.2019 № 22779932 налог в ранее исчисленном размере (8 121 рубль) Мосикяном Г.С. уплачен не был.
Таким образом, решение суда в части взыскания налога на имущество физических лиц и пени подлежит изменению, с административного ответчика подлежат взысканию налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 47 238,00 рублей (12 681 + 3 306 + 21 841 + 26 + 4 824 + 4 560); пени, начисленные на указанную недоимку за период со 02.12.2019 по 30.12.2019, в размере 280,67 рублей.
Расчет недоимки и пени по транспортному налогу за 2018 год является верным.
Установленные статьей 46 Налогового кодекса РФ сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Довод апелляционной жалобы о том, что направление налогового требования через личный кабинет налогоплательщика не является надлежащим и не свидетельствует о его прочтении налогоплательщиком, является несостоятельным.
В соответствии со статьей 11.2 Налогового кодекса РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Из материалов дела следует, что у налогоплательщика Мосикяна Г.С. открыт личный кабинет.
Сведения о том, что административный ответчик направлял в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе, отсутствуют, в связи с чем, налоговый орган был правомочен направить требование об уплате налога административному ответчику только через личный кабинет налогоплательщика, что согласуется с положениями статьи 11.2 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 23 Приказа ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно скриншоту с интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в отношении личного кабинета налогоплательщика Мосикяна Г.С. (л.д. 26) требование об уплате налога и пени № 47696 было направлено ему налоговым органом 31.12.2019, и в силу указанных выше норм считается полученным на следующий день.
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как в деле отсутствует решение руководителя налогового органа, принятое после истечения срока, установленного налоговым требованием, в порядке пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, является несостоятельным, поскольку данная статья регулирует порядок принудительного взыскания налогов и сборов с налогоплательщиков - организаций или индивидуальных предпринимателей, в то время как Мосикян Г.С. в спорных налоговых правоотношениях выступает как физическое лицо.
Довод административного ответчика о том, что сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год подлежит перерасчету и уменьшению, так как в отношении четырех объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами № в октябре 2021 года была изменена в сторону уменьшения их кадастровая стоимость, является несостоятельным, так как основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам, к которым относится налог на имущество физических лиц, устанавливаются Налоговым кодексом РФ (статья 53).
В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54).
В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2021) налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (пункт 1).
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (пункт 2).
Судебной коллегией установлено, что кадастровая стоимость принадлежащих Мосикяну Г.С. объектов недвижимости первоначально была определена на основании постановления Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 № 467-пр по состоянию на 29.06.2012 и составляла в отношении:
- объекта с кадастровым номером № – 10 920 327 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 5 072 599 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 964 878 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 1 653 061 рубль.
В Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости внесены 08.02.2013 и на 1 января 2018 года не менялись.
Именно указанные сведения использовались налоговым органом для определения налоговой базы при исчислении Мосикяну Г.С. налога на имущество физических лиц за 2018 год.
Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 № 103 по состоянию на 01 января 2019 года была утверждена новая кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости, которая составила в отношении:
- объекта с кадастровым номером № – 2 702 618,38 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 7 971 628,02 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 678 428,52 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 953 213,42 рублей.
На основании заявлений Мосикяна Г.С. 29.10.2021 КГБУ «Хабкрайкадастр» в связи с выявлением факта наличия единичной ошибки приняты решения об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости:
- объекта с кадастровым номером № в размере 981 590,63 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 3 056 596,51 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 356 066,37 рублей;
- объекта с кадастровым номером № – 396 005,35 рублей.
Исходя из новой кадастровой стоимости объектов налогообложения Инспекцией на основании заявления Мосикяна Г.С. произведен в сторону уменьшения перерасчет налога на указанное выше имущество за 2019-2020 годы.
Из пояснений, данных административным ответчиком в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что он с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости, установленной на основании постановления Правительства Хабаровского края от 26.12.2012 № 467-пр, являющейся в настоящее время архивной, в порядке, предусмотренном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» или статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», не обращался; соответствующее решение уполномоченным органом не принималось, кадастровая стоимость объектов по состоянию на 1 января 2018 года не менялась.
В связи с изложенным, ни у налогового органа, ни у судебной коллегии в настоящее время нет оснований для перерасчета налога на имущество физических лиц за 2018 год, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной с 1 января 2019 года.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Мосикяна Г.С. удовлетворить частично, решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 28 сентября 2020 года изменить, изложив:
первый абзац решения в следующей редакции: «Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Хабаровскому краю к Мосикяну Г.С. удовлетворить частично»;
третий абзац решения в следующей редакции: «– налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2018 год в размере 47 238,00 рублей, пени за период со 02.12.2019 года по 30.12.2019 года в размере 280,67 рублей».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи:
.