Судья Розанова Т.В. № 2а-3997/2020
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2021 года № 33а-910/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Ширяевской Е.С., Мещеряковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермолиным А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 18 ноября 2020 года по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Ширяевской Е.С., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области (далее - МИФНС России № 12 по Вологодской области) обратилась в суд с административным иском о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 4515 рублей, пени по транспортному налогу за период с 04 декабря 2018 года по 03 февраля 2019 года в размере 71 рубля 86 копеек, пени по транспортному налогу за период с 02 февраля 2016 года по 24 июля 2018 года в размере 945 рублей 05 копеек, пеней по налогу на имущество за период с 02 февраля 2016 года по 24 июля 2018 года в размере 475 рублей 03 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) за периоды с 01 января 2017 года за 2018 год в размере 5840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за период с 10 января 2019 года по 03 февраля 2019 года в размере 37 рублей 72 копеек, за период с 25 марта 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 262 рублей 37 копеек, за период с 16 февраля 2018 года по 16 апреля 2018 года в размере 67 рублей 85 копеек, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за 2018 год в размере 26 545 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 10 января 2019 года по 03 февраля 2019 года в размере 171 рубля 44 копеек, за период с 17 апреля 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 1204 рублей 53 копеек, за период с 25 января 2018 года по 16 апреля 2018 года в размере 478 рублей 92 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за период с 18 июля 2017 года по 03 сентября 2017 года в размере 56 рублей 16 копеек, а всего 40 670 рублей 93 копеек, ссылаясь на неисполнение налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налоговых платежей.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 18 ноября 2020 года МИФНС России № 12 по Вологодской области восстановлен срок для обращения с административным исковым заявлением, с ФИО1 взыскана задолженность перед бюджетом в размере 39 250 рублей 85 копеек, а именно: транспортный налог за 2017 год в размере 4515 рублей, пени по транспортному налогу за с 04 декабря 2018 года по 03 февраля 2019 года в размере 71 рубля 86 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц за период с 18 июля 2017 года по 03 сентября 2017 года в размере 56 рублей 16 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды с 01 января 2017 года за 2018 год в размере 5840 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за период с 10 января 2019 года по 03 февраля 2019 года в размере 37 рублей 72 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за период с 25 марта 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 262 рублей 37 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за период с 16 февраля 2018 года по 16 апреля 2018 года в размере 67 рублей 85 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за 2018 год в размере 26 545 рублей, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 10 января 2019 года по 03 февраля 2019 года в размере 171 рубля 44 копеек, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период с 17 апреля 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 1204 рублей 53 копеек, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 25 января 2018 года по 16 апреля 2018 года в размере 478 рублей 92 копеек.
С ФИО1 взыскана государственная пошлина в доход бюджета в сумме 1377 рублей 53 копеек.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить вынесенный судебный акт, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Указывает, что уважительных причин для восстановления налоговому органу срока на обращение в суд не имелось, а оставление без движения и последующий возврат административного искового заявления таковыми причинами не являются.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356); налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (статья 357).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (применительно к налоговому периоду 2014 года – не позднее 01 октября).
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 в 2017 году являлся собственником транспортного средства – КИА СИД ED, государственный регистрационный знак №... (л.д. 33).
ФИО1 направлялось налоговое уведомление №... от 28 июля 2018 года о необходимости уплаты транспортного налога за 2017 год в размере 4515 рублей, не позднее 03 декабря 2018 года.
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно расчету, предоставленному административным истцом, размер пени, начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, составляет 71 рубль 86 копеек с 04 декабря 2018 года по 03 февраля 2019 года.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Выявив наличие у налогоплательщика задолженности по уплате транспортного налога, в его адрес было направлено требование №... по состоянию на 04 февраля 2019 года об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 4515 рублей, а также пеней в размере 71 рубля 82 копеек со сроком исполнения до 18 марта 2019 года.
Кроме того, как установлено материалами дела ФИО1 является плательщиков налога на доходы физических лиц.
Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц предусмотрена статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доход от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком.
В силу части 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 настоящего Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, которыми был получен в отчетном периоде доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, обязаны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно части 4 указанной статьи общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу части 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, 28 февраля 2018 года ФИО1 направил в МИФНС №12 по Вологодской области налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2016 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате, составила 3900 рублей.
Поскольку налог на доходы физических лиц за 2016 год уплачен ФИО1 с нарушением установленного законом срока, а именно 04 сентября 2019 года, то за период с 18 июля 2017 года по 03 сентября 2017 года были начислены пени в сумме 56 рублей 16 копеек.
О необходимости уплаты данной задолженности по налогу в адрес ФИО1 налоговым органом было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №... от 16 апреля 2018 года об уплате, в том числе пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 56 рублей 16 копеек (л.д. 29).
Данное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено.
Кроме того, ФИО1 является плательщиком страховых взносов, как адвокат, учредивший адвокатский кабинет.
Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу с 01 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», поэтому отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды регулирует глава 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 и подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты признаются плательщиками страховых взносов и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (в том числе адвокатами), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции, применяемой к недоимке за 2018 год) установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Как установлено материалами дела, ФИО1 не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 418 рублей 05 копеек, на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5815 рублей 10 копеек.
ФИО1 налоговым органом начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 171 рубля 44 копеек за период с 10 января 2019 года по 03 февраля 2019 года, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС в размере 37 рублей 72 копеек за период с 10 января 2019 года по 03 февраля 2019 года
О необходимости уплаты данной задолженности в адрес ФИО1 налоговым органом было выставлено требование №... от 04 февраля 2019 года об уплате данных страховых взносов и пени со сроком исполнения до 18 марта 2019 года (л.д. 15-16).
Требование в установленный срок не исполнено.
Кроме того, налоговым органом ФИО1 начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за 2017 год за период с 25 марта 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 262 рублей 37 копеек, за период с 16 февраля 2018 года по 16 апреля 2018 года в размере 67 рублей 85 копеек, на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за 2017 год за период с 25 января 2018 года по 16 апреля 2018 года в размере 478 рублей 92 копеек, с 17 апреля 2018 года по 13 ноября 2018 года в размере 1204 рублей 53 копеек.
О необходимости уплаты данной задолженности в адрес ФИО1 налоговым органом было выставлено требование №... от 13 ноября 2018 года об уплате пени со сроком исполнения до 04 декабря 2018 года (л.д. 26), требование №... от 16 апреля 2018 года об уплате пени со сроком исполнения до 10 мая 2018 года (л.д. 29).
Требования в установленный срок не исполнены.
При этом пенеобразующая недоимка на данные пени (задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за 2017 год, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год) взыскана судебным приказом мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 25 от 26 октября 2020 года № 2а-1214/2020.
Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что исковое заявление о взыскании налога может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
При этом налоговое законодательство устанавливает также специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности, взыскиваемой в рамках настоящего дела, было подано налоговым органом мировому судье 27 сентября 2019 года.
Судебный приказ мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 25 от 02 октября 2019 года отменен определением мирового судьи от 12 декабря 2019 года в связи с поступившими от должника возражениями.
С административным исковым заявлением в Череповецкий городской суд Вологодской области МИФНС России № 12 по Вологодской области обратилась 09 июня 2020 года, то есть в установленный законом срок.
Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 15 июня 2020 года административное исковое заявление было оставлено без движения для устранения недостатков до 03 июля 2020 года.
Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 07 июля 2020 года административное исковое заявление с приложенными документами возвращено. Копия определения получена инспекцией 24 июля 2020 года.
После устранения недостатков, инспекция повторно направила административное исковое заявление в суд.
Суд, оценив приведенные административным истцом в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока доводы и имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о пропуске налоговым органом процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением по уважительным причинам, в связи с чем, восстановил пропущенный срок.
Оснований для иной оценки названных обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом процессуального срока на обращение за судебным приказом к мировому судье, судебная коллегия отмечает следующее.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По смыслу положений глав 111 и 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено материалами дела, заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности, взыскиваемой в рамках настоящего дела, было подано налоговым органом мировому судье 27 сентября 2019 года.
Таким образом, материалами административного дела подтверждается, что судебный приказ о взыскании обязательных налоговых платежей вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропущенного процессуального срока (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный приказ мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 25 от 02 октября 2019 года отменен определением мирового судьи от 12 декабря 2019 года в связи с поступившими от должника возражениями.
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом действительно должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным. Судам также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного (городского) суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что с административным исковым заявлением налоговый орган первоначально обратился в суд до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, доводы административного ответчика о пропуске процессуальных сроков подлежат отклонению.
Суд первой инстанции, установив факт неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год и пени, пени по налогу на доходы физических лиц, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды с 01 января 2017 года за 2018 год и пени, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года за 2018 год и пени, пени по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени по страховым взносам за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в данной части в общем размере 39 250 рублей 85 копеек, с чем соглашается и судебная коллегия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании с ФИО1 задолженности по пеням по транспортному налогу за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 24 июля 2018 года в размере 945 рублей 05 копеек, по пеням по налогу на имущество за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 24 июля 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что пенеобразующая недоимка по транспортному налогу и налогу на имущество за 2015 год в установленный законом срок не взыскана и не уплачена.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенного, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование заявленных требований налоговый орган указывает, что недоимка по транспортному налогу за 2015 год и по налогу на имущество за 2015 год взыскана судебными приказами № 2а-3049/2018, №2а-1076/2017. Однако судебный приказ № 2а-3049/2018 отменен определением мирового судьи по судебному участку № 25 от 10 августа 2018 года, по административному делу № 2а-1076/2017 участниками являются другие стороны.
Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств взыскания в судебном порядке недоимки по транспортному налогу за 2015 год, по налогу на имущество за 2015 год, на который начислены пени, то требования МИФНС России № 12 по Вологодской области в данной части удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи: