ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4-156/2022 от 03.10.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Халкина Е.Н. № 33-2780/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-4-156/2022

3 октября 2022 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Романовой В.В.,

судей Ватолиной Ю.А., Тимохиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Соболевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе Кононовой Валентины Васильевны на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 31 мая 2022 года по иску Кононовой Валентины Васильевны к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛА:

23 марта 2022 года Кононова В.В. обратилась в суд с административным иском к Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации (ЦЖК ФСО РФ), в котором просила признать незаконным и отменить решение ЦЖК ФСО РФ от 9 декабря 2021 года (протокол № 9) в части отказа в выдаче ей социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, как лицу, подлежащему отселению из закрытого военного городка Федеральной службы охраны Российской Федерации, и исключении ее из сводного списка граждан – участников ведомственной целевой программы.

В обоснование иска указано, что истец с ноября 1989 года по настоящее время проживает на территории закрытого военного городка в г. Юхнов-1 Калужской области. В период с 13.11.1989 по 31.10.2001 истец работала в подсобном хозяйстве «Совхоз Калужский», расположенном в г. Юхнов-1, находившемся в ведении КГБ СССР, а впоследствии ФСБ РФ до передачи в ведение Калужской области. В период работы, на основании решения жилищной комиссии войсковой части 54985 от 21.03.1990 ей было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. В связи с желанием отселиться из закрытого военного городка истец в июне 2014 года обратилась с заявлением в войсковую часть 54985 о включении ее в число участников Федеральной целевой программы «Жилище». Решением от 17.06.2014 заявление было удовлетворено. Однако 09.12.2021 ЦЖК ФСО РФ было принято новое решение (протокол № 9) об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что истец не относиться к категории граждан, определенных пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, с чем истец не согласна.

Кононова В.В. и ее представитель Чвокин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель ЦЖК ФСО РФ Рубан М.С. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица – жилищной комиссии войсковой части 54985 Сазонов В.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - войсковой части 54985 Саура М.А. считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 31 мая 2022 года в удовлетворении требований Кононовой В.В. отказано.

В апелляционной жалобе Кононовой В.В поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 11 августа 2022 года постановлено перейти к рассмотрению дела по апелляционной жалобе Кононовой В.В. на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 31 мая 2022 года по правилам гражданского судопроизводства.

В связи с этим судебной коллегией по гражданским делам Калужского областного суда определено считать Кононову В.В. по делу истцом, Федеральную службу охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии – ответчиком, заинтересованных лиц – третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований.

Заслушав Кононову В.В. и ее представителя Чвокина В.В., поддержавших жалобу, представителя третьего лица войсковой части 54985 Сауру М.А., полагавшего решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из дела, Кононова В.В. с 13.11.1989 по 31.10.2001 работала в подсобном хозяйстве совхоз «Калужский», что подтверждается записями в ее трудовой книжке.

21.03.1990 Кононовой В.В. был выдан ордер № 475 на служебное жилое помещение, согласно которому Кононовой В.В., работающей в с-зе «Калужский», предоставляется служебное жилое помещение на семью из 1 человека по адресу: <адрес> доме войсковой части 54985.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 15.07.1999 № 1132-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 11.04.2005 № 378-р) Юхнов-1 (войсковая часть 54985) является закрытым военным городком Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В соответствии со справкой командира войсковой части 54985 от 11.08.2021 Кононова В.В. проживает в закрытом военном городке с 15.12.1989 и зарегистрирована по месту жительства 30.03.1990 по адресу: <адрес>.

Законность вселения истца в указанное служебное жилое помещение в ходе рассмотрения дела не оспаривалась.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении у войсковой части 54985.

Иного жилого помещения для постоянного проживания истец не имеет.

Из информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 09.09.2021, справки КП «БТИ» № 92 от 30.05.2014 следует, что сведения о правах Кононовой В.В. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости отсутствуют.

Согласно справке начальника группы кадров войсковой части 54985 от 09.08.2021 года Кононова В.В. в войсковой части 54985 не работает.

Кононова В.В. с 26.08.2019 является пенсионером по старости, что подтверждается справкой УПФР в Дзержинском районе Калужской области от 20.11.2019 № 326557/19.

17.06.2014 Кононова В.В. обратилась с заявлением к начальнику 7 отдела УР спецсвязи ФСО России, в котором просила признать ее подлежащей переселению с территории закрытого военного городка (ЗВГ) в 2015 году посредством получения государственного жилищного сертификата.

Согласно выписке из протокола № 6 от 25.06.2014 заседания жилищной комиссии 7 отдела Кононова В.В. признана подлежащей переселению с территории ЗВГ в 2015 году и включена в соответствующий список.

Аналогичным образом истец обращалась с заявлениями в 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годах, по которым принимались положительные решения.

24.02.2021 на заседании жилищной комиссии 7 отдела было рассмотрено представление Военной прокуратуры Калужского гарнизона об устранении нарушений закона. Повторно рассмотрели заявления граждан, включенных в списки участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Решили, что оснований для отказа в признании Кононовой В.В. участником указанного основного мероприятия не имеется (не выявлено).

11.08.2021 Кононова В.В. обратилась с заявлением к командиру войсковой части 54985 о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно протоколу № 9 заседания Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации от 09.12.2021 Кононовой В.В. отказано в выдаче социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в связи с тем, что она не относится к категории граждан, определенных подпунктом «б» пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Кононова В.В, исключена из сводного списка граждан – участников ведомственной целевой программы.

Полномочия принимать решения о признании либо от отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы возложены на ЦЖК ФСО России приказом ФСО России от 13.09.2021 года № 138.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила).

В силу п.п. «б» п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют в том числе граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Из буквального содержания приведенной федеральной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

Согласно п.п. «а» п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы: гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом, в сфере ведения которого находится закрытый военный городок или поселок (находился населенный пункт, исключенный из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков), из которого подлежат переселению указанные граждане.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что Кононова В.В. не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В служебных отношениях с каким-либо предприятием, учреждением, организацией, расположенными на территории закрытого военного городка, Кононова В.В. не состоит и не состояла; какого-либо решения о переселении граждан с территории закрытого военного городка Юхнов-1 не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось; проживание в закрытом военном городке само по себе таких обязательств не порождает. Соответственно, обязанность обеспечить истца жильем на ФСО России законодательством не возложена. Кононова В.В. на момент вселения в служебное жилое помещение и по настоящее время не являлась военнослужащей, не состояла в трудовых отношениях с войсковой частью 54985, связи с Федеральной службой охраны Российской Федерации или его организациями и (или) учреждениями не имела и не имеет.

Суд также указал, что к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, предусмотренной частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ранее действовавшей статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР Кононова В.В. не относится, так как сведения о том, что она состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в ФСО России суду не представлены, также она работала в подсобном хозяйстве совхоз «Калужский», которое не являлось подведомственным предприятием ФСО России.

Между тем судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пенсионеры по старости.

Статьей 94 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.

Согласно пункту 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца) без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

Кононова В.В. является пенсионером по старости, иного жилого помещения для постоянного проживания не имеет, жилищной комиссией 7 отдела ФСО России в 2014 году была признана подлежащей переселению из закрытого военного городка.

Иной возможности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Кононова В.В. не имеет, поскольку зарегистрирована по месту жительства на территории закрытого военного городка.

В связи с этим, по отношению к истцу подлежат применению положения пункта 2 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, Кононова В.В. более 10 лет проработала в совхозе «Калужский».

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.2.1997 № 1814-р, распоряжению Министерства государственного имущества Российской Федерации от 27.01.1998 № 68-р подсобное хозяйство ФСБ России – совхоз «Калужский», расположенный в г.Юхнов-1 Юхновского района Калужской области, передан в государственную собственность Калужской области.

Правопреемником Комитета государственной безопасности СССР на территории Российской Федерации являлся Комитет государственной безопасности РСФСР (Указ Президента РСФСР от 30.09.1991 № 135).

Указом Президента РСФСР от 26.11.1991 № 233 Комитет государственной безопасности РСФСР преобразован в Агентство федеральной безопасности РСФСР.

Указом Президента РФ от 24.01.1992 № 42 образовано Министерство безопасности Российской Федерации, Агентство федеральной безопасности РСФСР упразднено.

Указом Президента РФ от 21.12.1993 № 2233 Министерство безопасности Российской Федерации было упразднено, создана Федеральная служба контрразведки Российской Федерации, которая согласно Указу Президента РФ от 23.06.1995 № 633 переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ от 12.05.2022 в отношении войсковой части 54985, данная войсковая часть была зарегистрирована на основании приказа Председателя КГБ 28.03.1974.

Таким образом, совхоз «Калужский», как и войсковая часть 54985 на момент предоставления истцу жилого помещения относились к структуре КГБ СССР, в связи с чем по отношению к истцу полежат применению положения статьи 94, пункта 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.

Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения судом при разрешении спора норм материального права с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дзержинского районного суда Калужской области от 31 мая 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии Федеральной службы охраны Российской Федерации от 9 декабря 2021 года (протокол № 9) в части отказа в выдаче Кононовой Валентине Васильевне социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, как лицу, подлежащему отселению из закрытого военного городка Федеральной службы охраны Российской Федерации, и исключении ее из сводного списка граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи