ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4024/19 от 07.01.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Сафронов М.М. Дело № 33а-474/2020

2а-4024/2019

55RS0007-01-2019-005365-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.

при секретаре Малых А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Омска Полубоярова А.А. к департаменту транспорта Администрации г. Омска об оспаривании пункта 2.2 Положения об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, утвержденного приказом департамента транспорта Администрации г. Омска от 24 апреля 2015 года № 34,

по апелляционному представлению прокурора г. Омска Полубоярова А.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 30 октября 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г. Омска Полубояров А.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту транспорта Администрации г. Омска об оспаривании постановления.

В обоснование указал, что приказом директора департамента транспорта Администрации г. Омска от 24.04.2015 № 34 утверждено Положение об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте (далее – Положение об использовании и пополнении ЭПБ).

Пунктом 2.2 названного Положения установлено, что транспортная карта выдается оператором пользователю в пунктах реализации электронных проездных билетов (ЭПБ) или в центре обслуживания пользователей при условии оплаты последними стоимости услуг оператора по подключению транспортной карты к автоматизированной системе оплаты проезда в г. Омске, в подтверждение которой пользователю выдается квитанция.

На основании пункта 2.5 Положения проезд в муниципальном пассажирском транспорте с использованием носителя ЭПБ возможен только после записи на него ЭПБ.

Таким образом, департаментом транспорта Администрации г. Омска установлена дополнительная платная услуга, в то время как Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещает приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) (часть 2 статьи 16).

Кроме того, в пункте 6 Постановления от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что требования перевозчика о взимании дополнительной платы являются неправомерными.

Заявителем обращено внимание на то, что в случае отказа льготной категории граждан в получении возмездной услуги оператора по подключению транспортной карты к автоматизированной системе оплаты проезда, карта не выдается, что, в свою очередь, ограничивает указанную категорию граждан в возможности реализовать свое право на льготный проезд.

Наряду с изложенным Положение об использовании и пополнении ЭПБ в оспариваемой части содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, а именно выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

Просил суд признать пункт 2.2 Положения об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, утвержденного приказом директора департамента транспорта Администрации г. Омска от 24.04.2015 № 34 (в ред. от 12.02.2018), противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор г. Омска Полубояров А.А. просит решение суда отменить, принять новое. Настаивает на том, что оказываемая муниципальным предприятием г. Омска «Пассажирсервис» возмездная услуга в виде подключения транспортной карты к автоматизированной системе оплаты проезда противоречит законодательству Российской Федерации. Ссылается на ошибочность выводов суда о том, что муниципальное предприятие г. Омска «Пассажирсервис» является агентом по договору. Полномочия данного муниципального предприятия по реализации ЭПБ установлены муниципальным правовым актом, оно без какого-либо вознаграждения от органов местного самоуправления г. Омска и перевозчиков осуществляет деятельность по реализации ЭПБ путем их записи на транспортные карты. По мнению прокурора, не соответствуют действительности выводы суда о том, что лица, пользующиеся транспортом, включая льготные категории граждан, не лишены возможности оплачивать проезд по льготной цене с использованием мобильного интернет - приложения «SIGMA» либо банковской картой ПАО «Сбербанк», поскольку согласно пунктам 3.4 и 4.8.1 оспариваемого Положения использование пенсионерами и школьниками таких носителей ЭПБ, как мобильное интернет-приложение «SIGMA», банковская транспортная карта ПАО «Сбербанк России», не предусмотрено.

Относительно доводов апелляционного представления департаментом транспорта Администрации г. Омска принесены возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, возражений, представителя административного истца Нефедова Е.С., представителей департамента транспорта Администрации г. Омска Кнырикова А.В., Баланов О.Ю., представителя заинтересованного лица МП г. Омска «Пассажирсервис» - Васильева А.И., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 1 решения Омского городского Совета от 27.10.2010 № 362 «О некоторых вопросах оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте города Омска и о внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета в сфере организации транспортного обслуживания населения» определен круг граждан, которым предоставляются льготы по оплате проезда в муниципальном пассажирском транспорте города Омска: граждане, которым назначена пенсия по старости или по выслуге лет; студенты образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, очной формы обучения; учащиеся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, очной формы обучения.

Названной статьей предусмотрено, что льготы по оплате проезда указанным гражданам предоставляются при использовании льготного электронного проездного билета длительного пользования.

Статья 3 этого решения Омского городского Совета определяет, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных статьями 1 и 2 настоящего Решения, осуществляется за счет средств бюджета города Омска.

Постановлением Администрации города Омска от 24.04.2015 N 596-п определены размер льгот по оплате проезда в муниципальном пассажирском транспорте: школьникам - 10 рублей; студентам и пенсионерам - 7 рублей (статья 2).

В соответствии с Положением о проездном билете длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте, утвержденным решением Омского городского Совета от 06.03.2002 N 470, проездной билет длительного пользования (далее - проездной билет) является средством оплаты услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, оказываемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, по установленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок, и в черте города Омска по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении в пределах базовой маршрутной сети, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере организации транспортного обслуживания населения. Проездной билет может приниматься в качестве средства оплаты проезда иными перевозчиками, осуществляющими перевозки по муниципальным маршрутам и в черте города Омска по маршрутам базовой маршрутной сети в соответствии с договором, заключенным с организатором пассажирских перевозок (пункт 1.2). Реализация электронных проездных билетов производится муниципальным предприятием города Омска, осуществляющим деятельность в качестве оператора автоматизированной системы оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте в городе Омске (пункт 2.1).

Как следует из материалов дела, оператором автоматизированной системы оплаты проезда на общественном пассажирском транспорте является муниципальное предприятие г. Омска «Пассажирсервис» (далее – МП г. Омска «Пассажирсервис»), владеющее указанной автоматизированной системой на основании договора лизинга с ООО «Промтехлизинг». Транспортные карты являются собственностью Оператора. Транспортные терминалы МП г. Омска «Пассажирсервис» имеют возможность обрабатывать информацию со всех носителей ЭПБ, в том числе считывать информацию с мобильных телефонов из приложений «SIGMA», «Apple Pay», «Google Pay».

Согласно пункту 3.4 Положения о проездном билете длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте структурное подразделение Администрации города Омска, осуществляющее функции по организации транспортного обслуживания населения города Омска, утверждает положение об использовании и пополнении электронного проездного билета, и публикует его в средствах массовой информации, а также размещает на официальном сайте Администрации города Омска в сети "Интернет".

Организация транспортного обслуживания населения на территории города Омска входит в функции департамента транспорта Администрации г. Омска (пункт 17 решения Омского городского Совета от 28.09.2011 N 442).

Приказом департамента транспорта Администрации г. Омска от 24.04.2015 N 34 утверждено Положение об использовании и пополнении электронного проездного билета длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте (Положение об использовании и пополнении ЭПБ).

Названный приказ опубликован в издании «Третья столица» N 18, 30.04.2015 (л.д. 16, 17), кроме того, размещен на официальном портале Администрации г. Омска в сети «Интернет».

Пунктом 4.8.1 Положения об использовании и пополнении ЭПБ установлено, что льготный ЭПБ записывается на следующие типы носителей ЭПБ: транспортная карта пенсионера; транспортная карта пенсионера "ОМКА"; транспортная карта студента; транспортная карта студента "ОМКА"; транспортная карта школьника; транспортная карта школьника "ОМКА"; мобильное интернет-приложение. В случае записи льготного ЭПБ на мобильное интернет-приложение льготный ЭПБ приобретается и используется только посредством мобильного интернет-приложения.

Из материалов дела следует, что оплата проезда может осуществляться посредством использования таких мобильных интернет-приложений, как «SIGMA», «Apple Pay» (для владельцев мобильных телефонов Apple с поддержкой технологии NFC (технология беспроводной передачи данных малого радиуса), «Google Pay» (для владельцев смартфонов под операционной системой Android с поддержкой технологии NFC).

Пункт 2.2 Положения об использовании и пополнении ЭПБ устанавливает, что транспортная карта выдается Оператором (организацией, обеспечивающей внедрение, эксплуатацию и сопровождение Системы) Пользователю (пассажиру, осуществляющему оплату проезда в муниципальном пассажирском транспорте) в пунктах реализации ЭПБ или в центре обслуживания Пользователей при условии оплаты последним стоимости услуг Оператора по подключению транспортной карты к Системе (автоматизированной система оплаты проезда в городе Омске), в подтверждение которой Пользователю выдается квитанция.

Тариф на услугу МП г. Омска "Пассажирсервис" «подключение к автоматизированной системе оплаты проезда при помощи транспортной карты "ОМКА" для школьников, студентов и пенсионеров» (разовое подключение) установлен постановлением Администрации г. Омска от 27.01.2014 N 77-п в размере 50 руб.

В рамках настоящего административного дела прокурор г. Омска оспаривает пункт 2.2 Положения в той мере, в какой он обуславливает реализацию права пенсионеров, студентов и школьников на льготный проезд в муниципальном пассажирском транспорте оплатой услуг оператора по подключению транспортной карты к автоматизированной системе оплаты проезда в городе Омске.

Заявителем не оспаривается, что пользователь осуществляет оплату за подключение транспортной карты к автоматизированной системе только один раз. Для записи на карту нового ЭПБ плата за подключение к Системе не взимается.

Пунктом 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в)процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащем порядке доведен до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Доводы прокурора о противоречии пункта 2.2 Положения об использовании и пополнении ЭПБ актам, имеющим большую юридическую силу, правомерно признаны судом несостоятельными.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Абзацем 2 части 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предоставление указанных льгот по оплате проезда законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется за счет средств бюджета города Омска. Решением Омского городского Совета от 26 декабря 2012 № 99 « О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска» 1 января 2019 года предусмотрен дифференцированный размер оплаты проезда для пассажиров транспорта общего пользования 25 рублей за разовую поездку при использовании электронных средств платежа или 30 рублей за разовую поездку за наличный денежный расчет.

Постановлением Администрации города Омска от 24.04.2015 N 596-п определены размер льгот по оплате проезда в муниципальном пассажирском транспорте: школьникам - 10 рублей; студентам и пенсионерам - 7 рублей (статья 2).

Таким образом, правовыми актами предусмотрена двухступенчатая система льготирования указанных категорий лиц.

Бюджет города Омска принял на себя обязательства, связанные с финансированием расходов, связанных с дополнительным льготированием определенных категорий лиц. Вышеуказанным решением не предусмотрена оплата подключения ЭПБ к автоматизированной системе за счет средств бюджета г. Омска.

Судебная коллегия полагает правильным суждение суда об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений противоречащими Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Как указано в преамбуле к названному закону, он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 1 названного закона, определяющей правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей, установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 ГК РФ).

Таким образом, Закон о защите прав потребителей применяется к отдельным видам гражданско-правовых договоров. Однако в данном случае отношения, регулируемые оспариваемым нормативным правовым актом вытекают из административных правоотношений, то есть из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Указанные выводы согласуются с позицией Верховного суда РФ, выраженной в определениях № 77-АПГ18-1 от14.03.2018, № 31-АПА19-7 от 07.08.2019.

Подключение транспортной карты к автоматизированной системе оплаты проезда для муниципального образования объективно необходимо для учета количества учета количества выданных носителей и поездок граждан в целях возмещения расходов перевозчикам.

Орган местного самоуправления, исходя из финансовых возможностей, вправе самостоятельно определить порядок возмещения Оператору расходов в связи с подключением носителей ЭПБ, к автоматизированной системе оплаты проезда.

Как верно замечено судом, требование пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» о недопустимости взимания дополнительной платы за оформление проездных документов относится к перевозчику, которым МП г. Омска «Пассажирсервис» не является.

Согласно размещенным на официальном сайте МП г. Омска «Пассажирсервис» Правилам участия в единой автоматизированной системе оплаты проезда Омской области для подключения к указанной системе перевозчик должен заключить договор с Министерством труда и социального развития Омской области на возмещение затрат на перевозку льготников либо агентский договор с МП г. Омска «Пассажирсервис» на реализацию ЭПБ.

Доводы прокурора о том, что положение в оспариваемой части содержит коррупциогенный фактор - выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц), также представляются несостоятельными.

Граждане, имеющие право на льготу, помимо оплаты проезда по тарифу РЭК Омской области (25 руб. при оплате безналичным способом, 30 руб. – наличным способом), вправе оплачивать проезд с учетом льгот посредством использования мобильных интернет-приложений, банковской транспортной картой ПАО Сбербанк.

Так, отчетом МП г. Омска «Пассажирсервис» подтверждается использование пассажирами при оплате проезда по 15 и 18 руб. мобильного интернет-приложения «SIGMA». Справка, представленная в суд апелляционной инстанции, не опровергает выводов суда первой инстанции.

Ссылка суда на то, что Положение об использовании и пополнении ЭПБ не является нормативным правовым актом, на существо обжалуемого решения суда не влияет, в связи с чем, не может быть признана основанием для удовлетворения апелляционного представления.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 30 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи