ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4026/2021 от 30.08.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

дело № 33а-32505/2021 (№ 2а-4026/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.

судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.

по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.

с участием прокурора Стукова Д.Г.

при ведении протокола секретарем с/з Шепиловым А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игнатова Д. Н. к Территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» об отмене постановления об отказе в регистрации кандидата в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3,

с апелляционной жалобой Игнатова Д. Н. на решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года.

Заслушав доклад судьи Морозовой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Постановлением территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» от 14 июня 2021 года № 9/51-1, опубликованном в газете «Новости Сочи» № 83 (3655) - № 84 (3656) от 15 июня 2021 года, назначены выборы членов Совета федеральной территории «Сириус» первого созыва на 19 сентября 2021 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» от 31 июля 2021 года № 23/142-1 «Об отказе в регистрации кандидата в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3 Игнатова Д. Н.» Игнатову Д.Н. отказано в регистрации кандидатом в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3 на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д. 10-11).

Игнатов Дмитрий Николаевич обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус», в котором просил отменить постановление территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» от 31.07.2021 № 23/142-1 «Об отказе в регистрации кандидата в члены Совета федеральной территории «Сириус» первого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 Игнатова Д. Н.», обязать территориальную избирательную комиссию федеральной территории «Сириус» зарегистрировать кандидата в члены Совета федеральной территории «Сириус» первого созыва по многомандатному избирательному округу № 3 Игнатова Д. Н., обратить решение суда к немедленному исполнению.

Считает, что основания, приведенные в оспариваемом постановлении ТИК, не соответствуют избирательному законодательству.

Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года в удовлетворении требований Игнатова Д. Н. отказано (л.д. 155-159).

В апелляционной жалобе Игнатов Д.Н. просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по административному делу новое решение, которым административный иск удовлетворить в полном объеме.

В возражениях, поданных представителем Территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» Зацарининой А.Е. содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, жалобы Игнатова Д.Н. без удовлетворения.

В возражениях, поданных прокурором, участвующим в деле, Хорошиловой Н.Ю. – ст.прокурором отдела ГУ Генеральной прокуратуры РФ, также содержится просьба об оставлении решения Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года без изменения, жалобы Игнатова Д.Н. без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель территориальной избирательной комиссии федеральной территории «Сириус» на основании доверенности Лоскутова Е.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Прокурор прокуратуры Краснодарского края Стуков Д.Г. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Игнатов Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством телеграммы, телефонограммы, а также посредством размещения информации о дате, времени и месте проведения судебного заседания на сайте суда.

В ходе передачи телефонограммы Игнатов Д.Н. пояснил о невозможности явки в суд апелляционной инстанции, ходатайствовал о рассмотрении административного дела с апелляционной жалобой в его отсутствие.

Судебная коллегия, принимая во внимание сокращенные сроки разбирательства по настоящему делу, учитывая положение статьи 10 КАС РФ, руководствуясь статьями 150 и 307 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (часть 5 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Согласно требованиям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции таких нарушений не установлено.

Так, из системного анализа положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ следует, что законодателем установлен ряд требований, соблюдение которых является обязательным условием для реализации гражданином пассивного избирательного права, при этом несоблюдение указанных требований влечет возникновение для кандидата негативных правовых последствий в виде отказа в его регистрации или отмены регистрации.

К числу таких положений отнесены требования по соблюдению порядка представления кандидатом в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его выдвижения и регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

В силу части 1 статьи 27 Федерального закона от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» для уведомления о выдвижении по одномандатному (многомандатному) избирательному округу кандидат в течение 25 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов членов Совета до 18 часов по местному времени (за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 26 Федерального закона № 437-ФЗ) представляет в территориальную комиссию избирательные документы, указанные в подпунктах 1-4 части 1, части 3 данной статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 437-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в территориальную комиссию избирательные документы, указанные в подпунктах 1-5 части 1, части 3, 4 данной статьи.

Так, 18.06.2021 в 14 час. 38 мин. Игнатов Д.Н. представил в Комиссию документы, необходимые для уведомления Комиссии о выдвижении кандидата, а 22.07.2021 в 14 час. 49 мин. документы, необходимые для регистрации кандидата, предусмотренные вышеуказанными нормами Федерального закона № 437-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона № 437-ФЗ количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3, составляет 32 (тридцать две) подписи избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.

Для регистрации кандидата в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3 Игнатовым Д.Н. было представлено 36 (тридцать шесть) подписей избирателей, что соответствует требованиям Федерального закона № 437-ФЗ и Федерального закона № 67-ФЗ.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Так, в соответствии с требованиями статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ Территориальной избирательной комиссией федеральной территории «Сириус» осуществлена проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, по итогам которой 7 (семь) подписей избирателей признаны недействительными:

1 (одна) подпись по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности). Данная подпись признана недействительной на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (письмо ОМВД России по федеральной территории «Сириус» от 27.07.2021 № 99/2815);

6 (шесть) подписей по основанию, предусмотренному подпунктом «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (подписи избирателей, даты внесения которых проставлены несобственноручно). Данные подписи признаны недействительными на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (Заключение специалиста по проверке подписных листов № И/23 от 26.07.2021).

Письменные заключения (справки) экспертов являются основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах подписей избирателей.

Проверка подписей избирателей избирательными комиссиями осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о выборах, а не в ином порядке, предусмотренном для проведения судебной экспертизы по гражданскому или уголовному судопроизводству.

Положения ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» не могут применяться при проведении проверки подписных листов избирательными комиссиями, что предусмотрено иными указанными законодательными актами и являлось предметом разъяснения в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Законодательством РФ о выборах не предусмотрена также и возможность проверки достоверности подписей избирателей путем опроса избирателей, представления в избирательную комиссию заявлений избирателей или копий их паспортов, избирательное законодательство также не содержит требований о необходимости проведения в ходе проверки подписных листов судебных экспертиз.

Таким образом, поскольку указанные подписи, содержащиеся в подписных листах, на основании подпунктов «в», «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ правильно признаны недействительными, то остальное количество подписей избирателей, представленных кандидатом в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3 Игнатовым Д.Н., являлось недостаточным для регистрации кандидата.

В этой связи Территориальная избирательная комиссия федеральной территории «Сириус» постановлением от 31 июля 2021 года № 23/142-1 законно отказала Игнатову Д.Н. в регистрации кандидатом в члены Совета федеральной территории «Сириус» по многомандатному избирательному округу № 3 ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Игнатова Д.Н.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку ходатайства о вызове эксперта, назначении судебной почерковедческой экспертизы разрешены судом первой инстанции в соответствии с нормами процессуального права, мотивы отказа в удовлетворении которых приведены в решении суда, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.

Учитывая специфику выборов, значительное число кандидатов, порядок представления документов, административному истцу надлежало подойти к реализации своего права с большим участием и осмотрительностью, проявить должную заботу и заинтересованность относительно полноты и соответствия установленным формам представленных им документов.

Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Игнатова Д. Н. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в установленные законом сроки.

Председательствующий Е.С.Иваненко

Судья Н.А.Морозова

Судья К.К.Суслов