судья Асламбекова Г.А. дело № 2а-4054/2023
№ 33а-5099/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 20 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Степина А.Б.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Вилисовой Л.А.,
при помощнике судьи Шнейдмиллер Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционному представлению прокуратуры Ленинского района г. Астрахани на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 14 ноября 2023 года по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении ФИО1, встречному административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора,
установила:
начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО1, указав, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> районным судом <данные изъяты> по ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 290, ч. 3 ст. 69, ч.5 ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к <данные изъяты> годам лишения свободы в ИК строго режима, со штрафом <данные изъяты> рублей и лишением права занимать определенные должности. Начало срока ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отбывает наказание за умышленное тяжкое преступление, при опасном рецидиве преступлений, поскольку данное преступление он совершил, имея не погашенные и не снятые в установленном законном порядке судимости за умышленное преступление. В связи с чем, административный истец просит установить в отношении ФИО1 административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями: обязать явкой 3 раза в месяц в УМВД по месту жительства для регистрации; запретить посещение мест проведения массовых и культурно – массовых мероприятий, кафе, баров и иных питейных заведений в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запретить выезд за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства или месту пребывания.
Административный ответчик ФИО1 обратился в суд со встречным исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора, в котором просил суд при установлении административного надзора исключить административные ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запрета выезда за пределы субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства или месту пребывания.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области ФИО2, действующий по доверенности, поддержал административное исковое заявление, просил удовлетворить, в удовлетворении встречного административного иска просил отказать.
Административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения административного искового заявления, встречное административное исковое заявление поддержал, просил суд его удовлетворить.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 14 ноября 2023 года административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении ФИО1 удовлетворено частично. Встречное административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора удовлетворено частично. В отношении ФИО1 установлен административный надзор сроком на 8 лет.
В отношении ФИО1 установлены административные ограничения:
- обязать являться 3 (три) раза в месяц в УМВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за пределы территории Астраханской области, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства, за исключением выездов, связанных с трудовой деятельностью;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время суток с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., за исключением случаев, связанных с работой.
В остальной части административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении ФИО1 оставлено без удовлетворения. В остальной части встречное административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора оставлено без удовлетворения. Срок административного надзора, установленного в отношении ФИО1 исчислять со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства или пребывания до погашения судимости.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Ленинского района г. Астрахани ставит вопрос об изменении решения суда ввиду неверного определения срока административного надзора. Указывает, что судимость ФИО1 по приговору <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ погашается не по истечении 8 лет после отбытия наказания в виде лишения свободы, а по истечении 8 лет после отбытия осужденным дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях, установленного на 3 года, которое подлежит отбыванию после освобождения из мест лишения свободы. В связи с чем просят решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 14 ноября 2023 года об установлении административного надзора в отношении ФИО1 изменить в части срока административного надзора, установив его на срок до погашения судимости, то есть по 27.03.2037.
На заседание судебной коллегии представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставил. ФИО1, отбывающий наказание в местах лишения свободы, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения административного дела, правом личного участия в судебном заседании, уполномочить и направить представителя для участия в судебном заседании, не воспользовался. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, заключение прокурора ФИО12 поддержавшей требования апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В статье 2 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» определено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как установлено районным судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> по ч. 2 ст. 109, ч. 2 ст. 290, ч. 3 ст. 69, ч.5 ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание по ч. 2 ст. 109 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде <данные изъяты> лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях на срок два года; по ч. 2 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде трёх лет лишения свободы со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки, в сумме <данные изъяты> рублей, с лишением права заниматься деятельностью связанной с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях на срок ДД.ММ.ГГГГ. На основании ч.ч. 3 и 4 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации путем частичного сложения назначенных наказаний, по совокупности преступлений, ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> года со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки, в сумме <данные изъяты> рублей, с лишением права заниматься деятельностью связанной с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях на срок три года. На основании ч. 5 ст. 70, ч. 4 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров, путем частичного сложения наказаний, к назначенному дополнительному наказанию в виде штрафа частично присоединено не отбытое дополнительное наказание в виде штрафа, назначенное по приговору <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и окончательно к отбытию ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> года со штрафом в размере <данные изъяты> рублей, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях на срок <данные изъяты> года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока ДД.ММ.ГГГГ., конец срока – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно характеристике ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области ФИО1 характеризуется положительно.
В материалах дела имеется гарантийное письмо ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «<данные изъяты>» подтверждает свое намерение и готовность заключить трудовой договор с ФИО1 и трудоустроить его в организации в должности столяр строительный, так как ООО «<данные изъяты>» имеет несколько обособленных подразделений в различных регионах Российской Федерации, работа носит разъездной характер.
Из материалов дела следует, что ФИО1 совершил преступление, предусмотренное частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, относящееся к категории тяжких преступлений, в период непогашенной судимости за тяжкое преступление, предусмотренное частью 3 статьи 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое ФИО1 был осужден приговором <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к реальному лишению свободы. В связи с чем в действиях ФИО1 в силу пункта «б» части 2 статьи 18 Уголовного кодекса Российской Федерации установлен опасный рецидив преступлений. При наличии указанных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в силу установленных законом требований в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор на срок до погашения судимости.
Таким образом, совокупность исследованных в суде доказательств, свидетельствует о наличии оснований для установления в отношении ФИО1 административного надзора.
Административные ограничения ФИО1 установлены судом в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с учетом личности административного ответчика, нахождения на иждивении двоих несовершеннолетних детей, обстоятельств совершения им преступления, характера и степени общественной опасности преступлений, поведения ФИО1 Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленные ограничения являются достаточными и будут способствовать обеспечению предупреждения совершения ФИО1 новых преступлений и других правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Вместе с тем, признавая правильность выводов суда об установлении в отношении ФИО1 административного надзора и административных ограничений, судебная коллегия не может согласиться с определенным судом сроком административного надзора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исключений из этого императивного правила не имеется; срок административного надзора для данной категории поднадзорных лиц равен сроку погашения соответствующей судимости, уменьшение указанного срока законом не предусмотрено.
Согласно пункту "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Согласно части 4 статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2022 года N 14 "О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости" если осужденному помимо основного наказания назначено также дополнительное наказание, то судимость погашается только при условии отбытия или исполнения как основного, так и дополнительного наказания либо досрочного освобождения от их отбывания. При этом течение срока погашения судимости начинается со следующего дня после отбытия или исполнения либо со дня досрочного освобождения от отбывания последнего из исполняемых наказаний.
Положениями пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2022 года N 14 "О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости" предусмотрено в случае назначения наказания по совокупности преступлений или совокупности приговоров сроки погашения судимости, установленные статьями 86 и 95 Уголовного кодекса Российской Федерации, исчисляются после отбытия (исполнения) окончательного наказания (основного и дополнительного) самостоятельно за каждое преступление, входящее в совокупность, исходя из соответствующего пункта части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации и не прерываются при совершении нового преступления.
Таким образом, по смыслу закона, если лицу назначено помимо основного дополнительное наказание, срок погашения судимости начинает течь с момента отбытия не основного, а дополнительного наказания.
Районный суд, устанавливая ФИО1 административный надзор сроком на 8 лет, исходил из срока погашения судимости, установленного пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления.
Указанный вывод районного суда был сделан без учета положений пунктов 13 и 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2022 года N 14 "О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости", содержащих указание, что сроки погашения судимости исчисляются после отбытия как основного, так и дополнительного наказания (в настоящем деле - лишение права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях на срок три года).
Течение срока погашения судимости за совершение преступления начнется только после отбытия дополнительного наказания - лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных и муниципальных учреждениях и организациях сроком на <данные изъяты> года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом положений пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость будет погашена ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в части установления срока окончания административного надзора, установив в отношении ФИО1 административный надзор сроком до 27 марта 2037 года.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 14 ноября 2023 года в части установления срока окончания административного надзора изменить, установить административный надзор в отношении ФИО1 сроком до 27 марта 2037 года.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 14 ноября 2023 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий А.Б. Степин
Судьи областного суда Д.Р. Хаирова
Л.А. Вилисова