ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4058/16 от 03.12.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-8094/2019

№2а-4058/2016

Строка 193а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 декабря 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Дёминой О.В., Сухова Ю.П.,

при секретаре Жуковской И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронежской таможни к Фонову Александру Алексеевичу о взыскании утилизационного сбора

по апелляционной жалобе Фонова Александра Алексеевича на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20 июня 2019 года.

(судья районного суда Оробинская О.В.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя ФТС ЦТУ «Воронежская таможня» по доверенности Болдарева И.Л., представителя Фонова А.А. по доверенности Шмигирилова Р.Л., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Воронежская таможня обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование требований административный истец указал, что 17 мая 2016 года Фоновым А.А. задекларирован ввезенный им на территорию Российской Федерации товар - «трактор колесный для сельскохозяйственных работ «<данные изъяты>», 1959 года выпуска, заводской номер 2754, цвет красный, двигатель дизельный, мощность 18 кВт/24 л.с., бывший в эксплуатации» (далее по тексту – Трактор), по декларации на товары №10104070/170516/0003181. Код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС - 8701 90 5000.

Товар помещен под процедуру «выпуск для внутреннего потребления», выпущен 18 мая 2016 года. Утилизационный сбор Фоновым А.А. не уплачен.

Письмом №1-39/382 от 29 октября 2018 года Правобережного таможенного поста Воронежской таможни Фонов А.А. был уведомлен о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление таможенного органа получено Фоновым А.А. 10 ноября 2018 года.

Таким образом, срок для добровольной уплаты задолженности истек 01 декабря 2018 года. На момент подачи настоящего административного иска утилизационный сбор в размере 270 000 рублей ответчиком не уплачен.

В этой связи административный истец просил суд взыскать с Фонова А.А. в пользу Воронежской таможни утилизационный сбор в размере 270 000 рублей.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20 июня 2019 года заявленные Воронежской таможней требования удовлетворены (л.д. 46,47-52).

В апелляционной жалобе Фонов А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, прекращении производства по делу (л.д. 59-60).

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу судебная коллегия приходит к следующему.

В преамбуле Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отмечено, что данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, в том числе, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Согласно п.4 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, в также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – Правила).

На основании п.5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Пунктом 11 Правил установлено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

Согласно п.17 Правил в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 мая 2016 года Фоновым А.А. задекларирован ввезенный им на территорию Российской Федерации товар - «трактор колесный для сельскохозяйственных работ «<данные изъяты>», 1959 года выпуска, заводской номер 2754, цвет красный, двигатель дизельный, мощность 18 кВт/24 л.с., бывший в эксплуатации, по декларации на товары №10104070/170516/0003181». Код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) - 8701 90 5000 (л.д. 11-14).

В соответствии с примечанием 4 к вышеназванному Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним на момент ввоза Фоновым А.А. трактора составляла 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, составляет 1,8.

В соответствии с разделом XIV Перечня, трактор, задекларированный Фоновым А.А., относится к тракторам сельскохозяйственным колесным М01, классифицируемым на момент ввоза по коду 8701 90, мощностью силовой установки не более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет.

Таким образом, Фонову А.А. за ввезенный трактор следовало уплатить утилизационный сбор в размере 150 000*1,8=270 000 рублей.

Данная обязанность административным ответчиком не исполнена.

Правобережный таможенный пост Воронежской таможни письмом от 29 октября 2018 года № 1-39/382 уведомил Фонова А.А. о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 270 000 рублей в срок не позднее 20 календарных ей со дня получения указанного уведомления (л.д. 9).

Уведомление таможенного органа получено Фоновым А.А. 10 ноября 2018 года (л.д. 10). Следовательно, срок для добровольной уплаты задолженности истек 01 декабря 2018 года. До настоящего времени сумма утилизационного сбора ответчиком не уплачена. Факт неуплаты утилизационного сбора ответчиком не оспаривается.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя требования Воронежской таможни о взыскании с Фонова А.А. утилизационного сбора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установил, что таможенным органом был соблюден предусмотренный федеральным законодательством порядок взыскания утилизационного сбора, сроки обращения в суд за взысканием задолженности истцом не пропущены, пришел к выводу об удовлетворении заявленных таможенным органом требований при наличии правовых оснований для взыскания с ответчика утилизационного сбора в размере, заявленном в иске.

При этом суд первой инстанции указал, что ввезенный Фоновым А.А. трактор не относится к транспортным средствам категории N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т), следовательно, не подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» от 09 декабря 2011 года №018/2011, распространяющего свое действие на колесные транспортные средства категории L, М, N, О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, в связи с чем, Фонов А.А. не может быть освобожден от уплаты утилизационного сбора.

Кроме того, районным судом отмечено, что действие п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291"Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", также не распространяется на ввезенный сельскохозяйственный колесный трактор, поскольку он не относится к категории колесных транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, в отношении которых утилизационной сбор не уплачивается. Каких-либо иных оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора лиц, ввозящих на территорию Российской Федерации трактора, действующим законодательством не предусмотрено.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.

Соответственно, доводы административного ответчика о том, что ввезенное транспортное средство не эксплуатируется и не может эксплуатироваться, так как на нее не выдавался паспорт самоходной машины, правового значения не имеют, поскольку данные обстоятельства не освобождают Фонова А.А. как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российской Федерации, от обязанности уплатить утилизационный сбор.

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Ввезенный административным ответчиком трактор включен в названный Перечень. Размер утилизационного сбора определен таможенным органом исходя из действовавших базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора согласно Перечню, утвержденному названным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291), и ответчиком не оспаривается.

По существу доводы апелляционной жалобы являются аналогичными позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, которые были предметом судебного разбирательства и судом отклонены по мотивам, изложенным в судебном акте, оснований не согласиться с которыми не имеется.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонова Александра Алексеевича - без удовлетворения.

Председательствующий:

судьи коллегии: