БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0003-01-2023-000543-73 33а-844/2024
(2а-408/2023 ~ М-399/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Белгород 1 февраля 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе
председательствующего Фомина И.Н.,
судей Колмыковой Е.А., Маликовой М.А.
при секретаре Гайворонской Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Г.М. к Министерству юстиции Российской Федерации, ФСИН России, УВМ УМВД России по Белгородской области о признании незаконным решения, возложении обязанности
по апелляционной жалобе А.Г.М.
на решение Борисовского районного суда Белгородской области от 20 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Колмыковой Е.А., объяснения А.Г.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФСИН России по Белгородской области М.Е.В. (по доверенности), УВМ УМВД России по Белгородской области Д.Е.И. (по доверенности), просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
А.Г.М. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений (л.д. 100-102) просил:
- признать незаконным решение Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июля 2023 года об отказе в отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации;
- обязать Министерство юстиции Российской Федерации отменить распоряжения о нежелательности пребывания А.Г.М. в Российской Федерации от 12 июля 2016 года № и документировать его паспортом гражданина Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приговором судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 25 мая 1999 года он осужден за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2016 года № его пребывание в Российской Федерации признано нежелательным.
22 ноября 2017 года он освобожден по отбытии срока наказания.
Постановлением Грайворонского районного суда Белгородской области от 15 июля 2021 года, вступившим в законную силу 27 июля 2021 года, судимость в отношении А.Г.К., осужденного приговором судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 25 мая 1999 года, снята.
26 февраля 2019 года УВМ УМВД России по Белгородской области вынесено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, которым личность А.Г.М. установлена и он признан лицом без гражданства.
16 августа 2022 года А.Г.М. выдано временное удостоверение личности лица без гражданства, 18 августа 2022 года УВМ УМВД России по Белгородской области приняло решение об отмене решения о депортации А.Г.М. из Российской Федерации.
Обратившись в Министерство юстиции Российской Федерации об отмене распоряжения от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания А.Г.М. в Российской Федерации, административный истец получил ответ от 6 июля 2023 года, в котором разъяснено, что в соответствии с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года №10, Минюст России полномочиями по отмене (пересмотру) распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не наделен.
Административный истец указал, что на территории Российской Федерации проживает его мать, являющаяся гражданкой Российской Федерации, имеющая в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме А.Г.М. проживает и зарегистрирован по месту пребывания. Наличие решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации создает препятствия к получению гражданства Российской Федерации и паспорта.
Решением Борисовского районного суда Белгородской области от 20 ноября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе А.Г.М. просит решение суда отменить как незаконное, указывая на нарушение норм материального права, неверную оценку собранных по делу доказательств, вынести новое решение, которым удовлетворить административные исковые требования.
Относительно доводов апелляционной жалобы со стороны УВМ УМВД России по Белгородской области поданы письменные возражения, в которых просило решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции не явился уведомленный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом административный ответчик Министерство юстиции Российской Федерации области (посредством размещения информации на сайте Белгородского областного суда, электронным письмом, врученным 19 января 2024 года)(л.д. 155, 160).
Административный ответчик ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, его явка не признана судом обязательной.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения административного дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
На основании части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в суд административного ответчика.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что А.Г.М., являясь лицом без гражданства, по приговору судебной коллегии по уголовным делам Белгородского областного суда от 25 мая 1999 года осужден за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
12 июля 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации в отношении А.Г.М., в период отбывания им наказания, принято распоряжение № о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
13 ноября 2017 года УВМ УМВД России по Белгородской области в отношении А.Г.М. принято решение о депортации из Российской Федерации.
В связи с тем, что А.Г.М. не имел действительных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство, необходимых ему для пересечения Государственной границы Российской Федерации, УВМ УМВД России по Белгородской области приняты меры по его документированию свидетельством на возвращение в государство исхода. Гражданская принадлежность А.Г.М. к <данные изъяты> не подтвердилась, наличие гражданства иного государства у А.Г.М. не установлено.
А.Г.М. обратился в УВМ УМВД России по Белгородской области с заявлением об установлении его личности. В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» УВМ УМВД России по Белгородской области проведена проверка личности А.Г.М.
26 февраля 2019 года УВМ УМВД России по Белгородской области по результатам проведенной проверки вынесено заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №, в соответствии с которым личность А.Г.М. установлена, он признан лицом без гражданства.
15 июля 2021 года на основании постановления Грайворонского районного суда Белгородской области судимость в отношении А.Г.М. была снята.
13 августа 2022 года А.Г.М. обратился в УВМ УМВД России по Белгородской области с заявлением о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
16 августа 2022 года УВМ УМВД России по Белгородской области принято решение о выдаче А.Г.М. временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Положениями пункта 12.1 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации решение о его депортации подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче данному лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
18 августа 2022 года УМВД России по Белгородской области принято решение об отмене решения о депортации в отношении лица без гражданства А.Г.М., получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 8 статьи 5.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший решение о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решение о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации лицу, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации или решения о замене временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации уведомляет об этом с приложением копии соответствующего решения федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, в целях приостановления действия соответствующего решения или продления приостановления действия соответствующего решения.
УМВД России по Белгородской области, выполняя положения абзаца 4 пункта 8 статьи 5.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направило в УФСИН России по Белгородской области решение от 18 августа 2022 года об отмене решения о депортации в отношении лица без гражданства А.Г.М. (исх. от 14 декабря 2022 года №).
9 февраля 2023 года ФСИН России направило в Министерство юстиции письмо (исх. 12-10-39) о выдаче А.Г.М. временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания оспариваемого административным истцом решения не имеется, поскольку оно принято уполномоченным органом, в установленном законом порядке, по основаниям, предусмотренным законом.
С такими выводами суда судебная коллегия не соглашается ввиду следующего.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения», действовавшего до принятия постановления Правительства Российской Федерации №1390 от 23 августа 2021 года, Министерство юстиции Российской Федерации до 1 января 2020 года входило в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года №1390 «О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» утверждены Правила принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее - Правила № 1390).
Пунктом 5 Правил № 1390 установлено, что в случае выдачи лицу без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации данное решение, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, подлежит отмене принявшим его уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления из территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации о выдаче данному лицу временного удостоверения.
Аналогичные положения содержатся в статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», части 8 статьи 5.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Таким образом, в силу действующего законодательства выдача временного удостоверения личности лица без гражданства влечет отмену решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года №1390 Министерство юстиции Российской Федерации не входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, который принимает решение о приостановлении или отмене решений о нежелательности пребывания.
При изложенных обстоятельствах, оснований возлагать на Министерство юстиции Российской Федерации обязанность принять решение об отмене решения от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания в Российской Федерации А.Г.М. не имеется.
Учитывая, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания в Российской Федерации А.Г.М. продолжает затрагивать его права и законные интересы, а орган, принявший оспариваемое решение лишен возможности отменить данное решение в связи с утратой соответствующих полномочий, оспариваемое решение подлежит отмене.
Судебная коллегия принимает во внимание, что ФСИН России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, который принимает решение о приостановлении или отмене решений о нежелательности пребывания. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 1390 «О порядке принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, а также приостановления действия и отмены такого решения в отношении лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
Приказом ФСИН России от 3 октября 2023 года № 611 «О вопросах представления и рассмотрения материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации» утвержден порядок отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ФСИН России в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, подтверждающих изменение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о нежелательности, подготавливает проект решения об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства, получившего временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации по форме, содержащейся в приложении № 3 к настоящему приказу.
При таких обстоятельствах на ФСИН России лежит обязанность отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации А.Г.М.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан (организаций), укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, что обеспечивается не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах пропуск срока обращения в суд сам по себе не может быть признан достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении заявленных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Более того, в рассматриваемом случае пропуск срока обращения за судебной защитой не может быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как действие оспариваемого решения носило длящийся характер.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права, вследствие чего является незаконным и подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении административного искового требования к ФСИН России о возложении обязанности отменить распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации А.Г.М., с вынесением в отмененной части нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Исходя из характера спорных правоотношений, приведенного ранее правового регулирования, административное требование о возложении обязанности выдать паспорт гражданина Российской Федерации в рассматриваемом случае не будет являться способом восстановления нарушенного права, не подлежит удовлетворению. Судебная коллегия учитывает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, ограничивающий судебный контроль, и препятствующий вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
В остальной части апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение - отмене, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении вышеприведенных норм процессуального права, при правильном установлении фактических обстоятельств по делу.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Борисовского районного суда Белгородской области от 20 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению А.Г.М. (СНИЛС №) к Министерству юстиции Российской Федерации (ИНН №), ФСИН России (ИНН №), УВМ УМВД России по Белгородской области (ИНН №) о признании незаконным решения, возложении обязанности отменить в части отказа в удовлетворении административного искового требования о возложении обязанности отменить распоряжение от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации А.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <данные изъяты>.
В указанной части принять по административному делу новое решение.
Возложить на ФСИН России обязанность отменить распоряжение от 12 июля 2016 года № о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации А.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <данные изъяты>.
В остальной части решение Борисовского районного суда Белгородской области от 20 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Г.М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через Борисовский районный суд Белгородской области.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи