Судья: Уварова О. А. Дело <данные изъяты>а-28877/2021(2а-4095/2021) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ <данные изъяты><данные изъяты> Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Редченко Е. В., судей Климовского Р. В., Вердияна Г. В., при секретере Кехтер А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по административному делу по административному иску Лукашева П. А. к администрации Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> о признании решения незаконным, заслушав доклад судьи Климовского Р.В., установила: Лукашев П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> (далее также – Администрация) о признании решения от <данные изъяты> № Р<данные изъяты>44451466 незаконным и возложении обязанности на Администрацию совершить действия по принятию решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0090350:1, расположенного по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Селковское, в районе д. Малинки, СНТ "Дубравы-1" к категории «земли сельскохозяйственного назначения». В обоснование заявленных требований Лукашев П.А. пояснил, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:05:0090350:1, общей площадью 1200 кв.м., расположенный по указанному выше адресу. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН), границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, однако категория земель не установлена, вид разрешенного использования не определен. Поскольку земельный участок входит в массив СНТ Лукашев А.П. обратился в администрацию Сергиево-Посадского городского округа с заявлением об отнесении земельного участка к категории «земли сельскохозяйственного назначения, однако оспариваемым решением ему отказано по причине того, что данный земельный участок попадает в природно-рекреационную зону «Р-2», а также частично на территории леса. Административный истец полагает указанное решение незаконным, т.к. он лишен иным способом устранить имеющиеся противоречия. Ранее ему было отказано в отнесении данного земельного участка в правилах землепользования и застройки к зоне, предназначенной для ведения садоводства, а также в приведении в соответствие сведений государственного лесного реестра и сведений ЕГРН относительно данного земельного участка по причине отсутствия установленной категории земель. Решением Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен в полном объеме. В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в заявленных требованиях В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на официальном сайте Московского областного суда. С учетом ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам. На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 6, 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ), ст.ст. 1, 7, 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 14 Федерального закона от <данные изъяты> № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее также – Федеральный закон № 172-ФЗ) пришел к выводам о том, что поскольку на органы местного самоуправления возложена обязанность принять решение об отнесении земельного участка к землям определенной категории, то оспариваемый отказ является незаконным. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда в этой части, полагает необходимым указать следующее. В силу подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда (ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (ч. 12 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ). В силу ч. 14. ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ отнесение земельного участка к определенной категории земель в случаях, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном статьями 2, 3, 4, 5 и 15 настоящего Федерального закона. Так, согласно ч. 4. ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до <данные изъяты>: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка. Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после <данные изъяты>. Распоряжением Минмособлимущества от <данные изъяты> N 15ВР-1502 утверждена типовая форма административного регламента предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», которая подлежит применению к правоотношениям, возникающим с <данные изъяты> (далее также – Типовой регламент). В силу п. 5.1. Типового регламента органом местного самоуправления муниципального образования <данные изъяты>, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Администрация, на территории которой расположен земельный участок. Согласно постановлению главы Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ПГ оказание муниципальной услуги по отнесению земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории, входит в полномочия Администрации. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги указан в п. 13.2 Типового регламента, в частности, п. 13.2.6 - наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда, за исключением случаев отнесения к категории земель, предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ). Согласно подп. 5 п. 1 ст. 7, ст. 101 ЗК РФ земли лесного фонда представляют собой одну из категорий земель, устанавливаемых в соответствии с требованиями земельного законодательства. В силу ст.ст. 6, 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться на землях лесного фонда, а также на землях, не относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Из материалов дела усматривается, что Лукашеву П.А. с <данные изъяты> принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:05:0090350:1, общей площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Селковское, в районе д. Малинки, СНТ «Дубравы-1». По сведениям ЕГРН, земельный участок поставлен на кадастровый учет <данные изъяты>, категория земель не установлена, вид разрешенного использования не установлен. Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Селковское, утвержденными решением Совета депутатов Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-МЗ (далее также – ПЗЗ <данные изъяты>-МЗ) земельный участок с кадастровым номером 50:05:0090350:1 расположен в природно-рекреационной зоне «Р-2», а также частично на территории леса. Административный истец обратился в Администрацию с заявлением об установлении категории земель в отношении названного земельного участка, которое зарегистрировано под номером Р<данные изъяты>44451466. Основанием для принятия оспариваемого отказа послужил п. 13.2.6 Типового регламента, а именно наложение границ земельного участка на земельные участки государственного лесного фонда и отсутствие оснований для применения положений Федерального закона № 280-ФЗ. В частности, в примечании к указанному решению Администрация указала на возможность повторного рассмотрения обращения Лукашева П.А. в случае подтверждения предоставления земельного участка либо образования земельного участка из предоставленного СНТ массива земель до <данные изъяты>. Согласно п.п. 11.1, 11.1.1. Типового регламента Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении органов власти, органов местного самоуправления или организаций, запрашивает: выписку из ЕГРН о правах на испрашиваемый земельный участок (в случае размещения на земельном участке объекта недвижимости выписка запрашивается и на земельный участок, и на объект недвижимости) в целях определения правообладателя, кадастровой стоимости земельного участка, а также для определения факта нахождения земельного участка (объекта недвижимости) в залоге - из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>. В данном случае отсутствуют сведения о том, что Администрация в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивала сведения относительно земельного участка с кадастровым номером 50:05:0090350:1 и достоверно установила его нахождение именно в границах государственного лесного фонда. Как усматривается из оспариваемого отказа, административный ответчик руководствовался положениями ПЗЗ <данные изъяты>-МЗ. Вместе с тем из указанного документа градостроительного зонирования следует только, что данный земельный участок находится на территории леса, однако не указано относятся ли данные леса к лесному фонду. При указанных обстоятельствах выводы суда относительно признания незаконным оспариваемого решения являются верными. В то же время судебная коллегия не может согласиться с возложением обязанности на Администрацию установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0090350:1 категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения». В силу ст.ст. 10 и 118 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой иные органы власти и выполнять их функции. Иное означало бы вмешательство в компетенцию, в частности, Администрации к полномочиям которой, как было установлено, отнесено оказание муниципальной услуги по отнесению земельного участка к определенной категории земель. Таким образом, с учетом положений ст. 227 КАС РФ надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца является возложение обязанности на администрацию Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> повторно рассмотреть заявление Лукашева П. А. № Р<данные изъяты>44451466 о предоставлении муниципальной услуги «отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации к определенной категории». В этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения. Оснований для отмены либо изменения решения суда в остальной части, в том числе по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено. Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Сергиево-Посадского городского суда от <данные изъяты> отменить в части возложения обязанности на администрацию Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> совершить действия по принятию решения об отнесении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0090350:1, расположенного по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>, Сергиево-Посадский муниципальный район, сельское поселение Селковское, в районе д. Малинки, СНТ "Дубравы-1" к категории «земли сельскохозяйственного назначения». Принять в этой части новое решение. Возложить обязанность на администрацию Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> повторно рассмотреть заявление Лукашева П. А. № Р<данные изъяты>44451466 о предоставлении муниципальной услуги «отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации к определенной категории». В остальной части решение суда оставить без изменения. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |