ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-4095/2027-2021 от 21.09.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Токмакова Е.В. Дело № 33а-2971-2021

46RS0030-01-2021-007576-28

№ 2а-4095/27-2021г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 21 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей Мигущенко Н.А., Ягерь Е.А.,

с участием прокурора Белых В.А.,

при секретаре Сухих Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области к Агаеву Дамиру Магомедсеидовичу об установлении административного надзора, поступившее с апелляционной жалобой Агаева Д.М. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 12 июля 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области об установлении административного надзора в отношении Агаева Дамира Магомедсеидовича удовлетворить.

Установить в отношении Агаева Дамира Магомедсеидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Геленджик, Краснодарского края, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному Агаевым Дамиром Магомедсеидовичем месту жительства, пребывания или фактического нахождения по 06.10.2024 года.

В период административного надзора установить Агаеву Дамиру Магомедсеидовичу следующие административные ограничения:

обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

запрет пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 22.00 час. до 06.00 час.;

запрет выезда за пределы Курской области».

Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., объяснения административного ответчика Агаева Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Белых Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Агаеву Д.М. об установлении административного надзора на срок 3 года со следующими ограничениями: обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запрет выезда за пределы Курской области; запрет пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 22.00 час. до 06.00 час., мотивируя требования тем, что решением Ленинского районного суда г. Курска от 30.11.2017 года в отношении Агаева Д.М. был установлен административный надзор до 21.12.2025 года. 08.04.2021 года Агаев Д.М. осужден мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского судебного района Курской области по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Осужденный освобождается 07.10.2021 года по отбытии срока наказания.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Агаев Д.М. выражает несогласие с решением суда, считая его незаконным.

В суд апелляционной инстанции не явился представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области, извещался надлежащим образом о слушании дела, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положением статьи 310 КАС Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.

Устанавливая административный надзор в отношении Агаева Д.М., суд первой инстанции руководствовался пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", согласно которому административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 данной статьи).

Однако с данным выводом судебная коллегия согласиться не может.

Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ, Закон).

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что 17.12.2009 года Агаев Д.М. был осужден Промышленным районным судом г. Курска по ч. 4 ст. 111, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст.69, ч. 5 ст.74, ст. 70 УК РФ (с учетом постановления Ленинского районного суда г. Курска от 29.12.2011 года) к 8 годам 11 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Решением Ленинского районного суда г. Курска от 30.11.2017 года в отношении Агаева Д.М. был установлен административный надзор сроком на два года в пределах срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости, т.е. в пределах срока до 21.12.2025 года, начиная со дня постановки на учет в ОВД, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета выезда за пределы Курской области, пребывания или фактического нахождения и запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время с 22.00 час. до 06.00 час. Решение вступило в законную силу 12.12.2017 года. Административный надзор был установлен на основании п. 1. ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ.

Приговором Ленинского районного суда г. Курска от 06.02.2018 года Агаев Д.М. осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 2 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима, исчисляя срок отбывания наказания с 06.02.2018 года. Зачтено в срок отбывания наказания, время содержания под стражей с 07.12.2017 года по 06.02.2018 г. Оснований для назначения наказания по правилам ст. 70 ч. 1 УК РФ суд не усмотрел.

06.12.2019 года Агаев Д.М. освобожден из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области по отбытии срока наказания и поставлен на учет в ОМВД России по Курскому району в качестве поднадзорного лица.

08.04.2021 года Агаев Д.М. осужден мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского судебного района Курской области по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор прекращается в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона).

Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.

С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.

При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 части 1 статьи 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил механизм установления административного надзора за лицами, совершившими преступления определенных категорий, в случае прекращения административного надзора в связи с направлением в места лишения свободы. А именно, выносится новое решение суда, при этом установление административного надзора не является повторным.

Учитывая указанные выше обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленный решением Ленинского районного суда г. Курска от 30.11.2017 года административный надзор на момент совершения Агаевым Д.М. преступления, за которое он осужден приговором мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского судебного района Курской области 08.04.2021 года и который послужил основанием для обращения с настоящим иском,прекращен, по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ, в связи с осуждением поднадзорного лица приговором Ленинского районного суда г. Курска от 06.02.2018 года к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания, что исключает установление в отношении него административного надзора по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 2, ст. 3 Закона.

В соответствии с положениями статей 1, 3, 5, 6, 9 и 10 Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается только судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, а, следовательно, поднадзорным является лицо, в отношении которого принято вступившее в законную силу решение суда об установлении административного надзора, которое поднадзорное лицо вправе обжаловать в установленном законом порядке.

Исполнение поднадзорным обязанности по постановке на учет в органе внутренних дел не влечет установление административного надзора при наличии вступившего в законную силу решения суда, а имеет значение лишь для исчисления срока административного надзора, и направлено на достижение цели осуществления органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений.

Таким образом, на момент рассмотрения дела у суда отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы", для установления Агаеву Д.М. административного надзора,

Иных оснований, предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре", для отнесения административного ответчика к лицам, в отношении которых может быть установлен административный надзор, в материалах административного дела нет и судебной коллегией не установлено.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Верховный Суд в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 названного ФКЗ Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Таким образом, суды обязаны руководствоваться разъяснениями судебной практики, данными Верховным Судом Российской Федерации в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь п.2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

жалобу Агаева Д.М. удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 12 июля 2021 года отменить.

Постановить новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курской области к Агаеву Дамиру Магомедсеидовичу об установлении административного надзора отказать.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи