Докладчик Петрухина О.А. Апелляционное дело № 33а-129/2024
Судья Кушникова Н. Г. Административно дело № 2а-40/2023
УИД 21RS0004-01-2022-000438-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2024 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т. Н.,
судей Петрухиной О. А., Лушниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой К. Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Чувашской Республике Волго – Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Илем», Ильину А.М., Ильиной С.С., Яштайкину С.С. о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Илем», поступившее по апелляционной жалобе административного ответчика Ильиной С. С. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 12 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Петрухиной О. А., судебная коллегия
установила:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России) обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом последующего уточнения иска к Сельскохозяйственному потребительскому кредитному кооперативу «Илем», Ильину А.М., Ильиной С.С., Яштайкину С.С. о ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Илем» и возложении обязанности в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией СПКК «Илем», предусмотренные статьями 62-64 ГК РФ.
В обоснование административного иска указано, что кооператив нарушает требования федерального законодательства о сельскохозяйственной кооперации и о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка в части наличия обязательного членства в саморегулируемой организации (СРО) в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, поскольку кооператив не является членом ни одной СРО СКПК. В связи этим, за нарушение требований п. 1 ст. 40.3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» истец просит ликвидировать СПКК «Илем», обязать кооператив произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок, а также возложить на учредителей кооператива обязанности по осуществлению его ликвидации.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 12 января 2023 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Ильина С. С. просит изменить решение суда по мотивам его незаконности и необоснованности, возложив обязанность по ликвидации кооператива только на его ликвидатора Владимирова А. Б., указывая на то, что она, как и остальные ответчики (Яштайкин С. С. и Ильин А. М.) не являются учредителями кооператива, так как исключены из их числа 31 декабря 2021 года.
В возражении на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Ильина С. С. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель административного истца Федосина О. О., указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Владимиров А. Б. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исходя из положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
Согласно положениям пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иск государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 40.2 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения кредитным кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, которое установлено Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
Как установлено судом и следует из материалов дела, сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Илем» (<данные изъяты>, адрес местонахождения: <адрес>), являющийся некоммерческой организацией, в качестве юридического лица был зарегистрирован 06 мая 2006 года, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о создании юридического лица.
Согласно данных ЕГРЮЛ, основным видом деятельности кооператива является деятельность по предоставлению прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, одним из дополнительных видов деятельности – деятельность по предоставлению потребительского кредита, предоставление займов и прочих видов кредита.
В ходе осуществления надзора за кредитными финансовыми организациями ЦБ РФ в лице отделения по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ установлено, что в нарушение части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» СПКК «Илем» не состоит ни в одной саморегулируемой организации кредитных кооперативов, что является основанием для инициирования процедуры ликвидации юридического лица.
Обстоятельства нарушения кооперативом части 1 статьи 40.3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» были подтверждены письменным ответами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы. При этом согласно сообщения Ассоциации «Саморегулируемая организация сельскохозяйственных потребительских кооперативов «Выбор» СПКК «Илем» 4 июня 2021 года прекратил членство в Ассоциации в связи с добровольным выходом, в последующем заявлений о вступлении в Ассоциацию не направлял (л.д. 38-41).
Установив, что СПКК «Илем» не является кредитным кооперативом последующего уровня, то есть не образован двумя и более потребительскими кооперативами в соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона №193-Ф3, в связи с чем, обязан отвечать требованиям части 1 статьи 40.3 Федерального закона № 193-ФЗ о необходимом членстве в саморегулируемой организации кредитных потребительских сельскохозяйственных кооперативов, а также установив, что кооператив не является членом ни одной из существующих на настоящий момент саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, что является нарушением части 1 статьи 8 Закона № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», что в силу положений действующего законодательства является достаточным основанием для ликвидации юридического лица в судебном порядке, суд первой инстанции удовлетворил требования административного иска в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
В силу положений пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации) потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям.
Положениями п. 5 ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено, что сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы могут осуществлять услуги по выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы).
В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие определенные виды деятельности, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Как предусмотрено п. 1 ст. 40.3 Федерального закона № 193-Ф3, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов последующих уровней, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-Ф3 «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
- получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
- прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
- создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида. Финансовая организация может являться членом только одной саморегулируемой организации определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 292-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов применяются с 1 января 2020 года.
Частью 3 статьи 40.3 Закона о сельскохозяйственной кооперации предусмотрено, что саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, осуществляет контроль за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В соответствии с подпунктом 11 части 1 статьи 40.2 Закона о сельскохозяйственной кооперации, статьей 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива в случае нарушения им требований об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Ликвидация кооператива осуществляется по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, регламентирующим ликвидацию юридического лица.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
При этом в силу пункта 5 статьи 61 этого же кодекса решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (подпункты 2 и 5 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что СПКК «Илем» не отвечает требованиям части 1 статьи 40.3 Закона о сельскохозяйственной кооперации о необходимом членстве в саморегулируемой организации кредитных потребительских сельскохозяйственных кооперативов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о ликвидации СПКК «Илем» с возложением обязанности по ее осуществлению на учредителей.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями, предусмотренных ст.ст. 62-64 ГК РФ, включающей следующие этапы: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторам составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточными ликвидационным балансом, начиная со дня его учреждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
Согласно разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица; при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона).
Определяя состав лиц, обязанных осуществить ликвидацию кооператива, суд первой инстанции руководствовался сведениями Единого государственного реестра юридических лиц о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива, исходя из того, что сведения, опровергающие содержащиеся в реестре данные, в том числе и опровергающие участие административных ответчиков Ильиной С. С., Яштайкина С. С. и Ильина А.М. в кооперативе, отсутствуют и в ходе судебного разбирательства надлежащими доказательствами не подтверждены.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 ноября 2016 года № 2371-О, суд, рассматривающий дело о ликвидации кредитного кооператива, вправе, не ограничиваясь содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц сведениями, всесторонне и наиболее полным образом с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исследовать все доказательства, могущие служить подтверждением совершенного в предусмотренном законом порядке выхода члена кредитного кооператива из объединения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39 Закона о сельскохозяйственной кооперации кооператив обязан хранить реестр членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выписку из этого реестра.
В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в определенный уставом кредитного кооператива орган кредитного кооператива, уполномоченный принимать решения о выходе члена кредитного кооператива (пайщика) из кредитного кооператива. Порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом и внутренними нормативными документами кредитного кооператива. Выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Днем выхода члена кредитного кооператива (пайщика) из кредитного кооператива является день принятия решения о выходе члена кредитного кооператива (пайщика) из кредитного кооператива (часть 2 статьи 14).
В указанном внутреннем локальном акте организации, исходя из содержания взаимосвязанных положений Федерального закона «О кредитной кооперации», должны отражаться сведения об актуальном - то есть, с учетом, состоявшегося в соответствии с законом волеизъявления участника корпорации о выходе из корпоративной организации - персональном составе членов кредитного кооператива (глава 3 «Членство в кредитном кооперативе» Федерального закона «О кредитной кооперации»).
Так, суд первой инстанции, давая оценку действиям административных ответчиков Ильиной С. С., Ильина А. М., Яштайкина С. С. об отсутствии правовых оснований для возложения на них обязанностей по ликвидации СПКК «Илем», поскольку они подали заявления о выходе из состава кооператива, установив, что, несмотря на то, что решение о добровольной ликвидации СПКК «Илем» принято 07 апреля 2021 года, но до рассмотрения дела кооператив не ликвидирован, оценив представленные административным ответчиком Ильиной С. С. в материалы дела заявления о выходе из членов СПКК «Илем» как от нее самой, поданное 30 марта 2022 года на имя ликвидатора СПКК «Илем» Владимирова А.Б., так и поданные в Правление СПКК «Илем» 12 мая 2021 года от Ильина А.М., а также 21 мая 2021 года от Яштайкина С.С. (л.д. 121-123), приняв во внимание, что все документы СПКК «Илем» были изъяты правоохранительными органами в июле 2021 года, а также основываясь на положениях Устава СПКК «Илем», утвержденного общим собранием членов кооператива 29 марта 2018 г. №, согласно которым вопрос об исключении рассматривается председателем кооператива и доводится до сведения членов кооператива на очередном собрании, а членство в кооперативе прекращается с момента получения уведомления в письменной форме об исключении из членов кооператива (п. 5.18), установив, что порядок выхода из состава членов кооператива указанными лицами не соблюден, пришел к выводу о том, что наличие заявлений о выходе из состава кооператива не является достаточным основанием для освобождения административных ответчиков от обязанностей по ликвидации кооператива, так как каких-либо иных доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о том, что они не принимали участия в деятельности кооператива, то есть разорвали с ним корпоративную связь, не имеется и в суд не представлено.
Также суд указал, что достоверное количество и состав участников кооператива на дату рассмотрения спора установить не представилось возможным в связи с отсутствием надлежащего ведения реестра пайщиков, а также указал, что каких-либо иных доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о том, что ответчики не принимали участия в деятельности кооператива, то есть разорвали с ним корпоративную связь, не имеется и в суд не представлено.
Так, согласно данных регистрационного дела СПКК «Илем» и выписок из ЕГРЮЛ следует, что учредителями СПКК «Илем» являются Ильин А.М., Ильина С.С., Яштайкин С.С., М., Н. (т. 1 л.д. 24-31, 146-203).
При этом, как следует из протокола заседания членов правления СПКК «Илем» № от 31 декабря 2015 года, на основании заявлений от 17 декабря 2015 года М. и Н. были исключены из членов СПКК «Илем».
Также из протокола общего собрания СПКК «Илем» № от 07 апреля 2021 года следует, что принято решение о добровольной ликвидации кредитного кооператива. Ликвидационная комиссия создана в составе 3-х человек: Ильиной С.С., П., И., председателем выбрана Ильина С.С. Также на данном собрании было принято решение о том, что члены (пайщики) СПКК «Илем» в связи с ликвидацией кредитного кооператива обязаны исполнить свои обязательства перед кооперативом в течение 6 месяцев с момента начала ликвидации до 10 октября 2021 года (т. 1 л.д. 22-23, 193-194).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07 июля 2022 года, листу записи Единого государственного реестра юридических лиц от 24 марта 2022 года, документам регистрационного дела, в настоящее время Владимиров А.Б. указан как ликвидатор СПКК «Илем», на которого возложена обязанность по осуществлению ликвидации данного кооператива, что подтверждается протоколом общего собрания СПКК «Илем» № от 17 марта 2022 года (т. 1 л.д. 32-35, 112, 142-203).
В данном случае, на момент обращения Банка России в суд с настоящим административным исковым заявлением, а также на момент рассмотрения дела судом в Едином государственном реестре юридических лиц содержались достоверные сведения о том, что Ильин А.М., Ильина С.С., Яштайкин С.С. являются учредителями СПКК «Илем».
Действительно, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» членство в кооперативе прекращается в случае выхода члена кооператива из кооператива на основании заявления о выходе из него по истечении срока, установленного уставом кооператива, или, если уставом кооператива срок рассмотрения такого заявления не установлен, по истечении двух недель с даты поступления в правление кооператива такого заявления.
Каждый член кооператива имеет право прекратить свое членство в кооперативе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом кооператива (пункт 2 статьи 16 Закона № 193-ФЗ).
В то же время, в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные кооперативы относятся к числу потребительских кооперативов, которые являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1 данного кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица.
Выход из состава членов потребительского кредитного кооператива участника, в том числе являвшегося его учредителем, влечет за собой прекращение корпоративной связи с названным юридическим лицом, что, в свою очередь, не предполагает возможность возложения на такого участника обязанности по осуществлению ликвидации этой организации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 ноября 2007 года № 758-О-О, указывая на невозможность регламентации правового положения юридических лиц, прав и обязанностей их участников непосредственно Конституцией Российской Федерации, отметил необходимость регулирования данных отношений федеральными законами. Соответственно, федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему статьями 71 (пункт «о») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочий, при регулировании гражданско-правовых, в том числе корпоративных, отношений призван обеспечивать их участникам возможность в каждом конкретном случае находить разумный баланс интересов на основе конституционно значимых принципов гражданского законодательства (Постановление от 21 февраля 2014 года № 3-П; Определение от 3 июля 2014 года № 1564-О).
В силу ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно ст. 4 этого Федерального закона государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц в числе прочих содержатся сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Таким образом, согласно положений ст.ст. 1 и 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» достаточным и допустимым доказательством включения лица в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.
Аналогичные нормы содержатся в ч. 3 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ в актуальной редакции.
Кроме того, положениями пункта 2.2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, вышеприведенными специальными нормами законодательства предусмотрен особый порядок выхода лиц из числа учредителей кооператива, который оформляется выходящим учредителем путем личной подачи им в регистрирующий орган собственного заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ о своем выходе и только после внесения регистрирующим органом в установленном законом порядке в ЕГРЮЛ сведений о его выходе прекращаются его права и обязанности как учредителя.
Данные нормы подлежали применению в том числе, и учредителями СПКК «Илем» при их намерении выйти из состава учредителей кооператива.
Вместе с тем, таких заявлений административными ответчиками в регистрирующий орган не подавалось, доказательств обратного административными ответчиками представлено не было.
Более того, на запрос судебной коллегии Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике был дан ответ от 09 января 2024 года, согласно которому по состоянию на 09 января 2024 года в Едином государственном реестре юридических лиц физические лица, в том числе Ильин А. М., Ильина С. С., Яштайкин С.С., зарегистрированы в качестве учредителей СПКК «Илем». Документы, подтверждающие выход указанных лиц из состава учредителей СПКК «Илем» в ЕГРЮЛ отсутствуют.
В связи с чем, перечисленные выше сведения ЕГРЮЛ содержат достоверные сведения о действующих учредителях СПКК «Илем».
Таким образом, на момент рассмотрения дела, как судом первой инстанции, так и судом апелляционной инстанции административными ответчиками не представлены документы, подтверждающие их выход из числа учредителей, а то обстоятельство, что Ильин А. М., Ильина С. С., Яштайкин С.С. подали заявления о выходе из кооператива, не исключает их обязанности по участию в ликвидации кооператива по решению суда в качестве его учредителей, в связи с чем выводы суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива «Илем» на его учредителей Ильину С. С., Ильина А. М., Яштайкина С. С. соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам закона, а доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на Ильину С. С., Яштайкина С. С. и Ильина А.М. обязанности по осуществлению ликвидации кооператива, поскольку они не являются его членами и учредителями в связи с поданными соответствующими заявлениями, на законность состоявшегося по делу судебного акта не влияют.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных суду участников (учредителей) юридического лица, императивной обязанности по возложению данной обязанности на всех учредителей кооператива действующее законодательство не содержит.
Иных указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, равно как и не содержит ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу, при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 12 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного Ильиной С. С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи